Friday, 11 October 2013 05:07

Выставка театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха в г. Евпатория

 

На протяжении трех летних месяцев 2013 г. в г. Евпатория в детском оздоровительно лагере «Салют» работала выставка «Театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха».

Выставка была организована членами Белорусского отделения МЦР Анатолием  Волковым, Натальей Неровновой, также в ней приняли участие преподаватель высшей категории Могилевского государственного колледжа искусств, магистр искусств Александр Мосейчук и кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка УО «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» Татьяна Мосейчук.

На выставке были представлены репродукции эскизов и костюмов к опере Александра Бородина «Князь Игорь», к операм Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», а также к балету Игоря Стравинского «Весна священная». Более шестисот детей из Крыма, Уфы, Воркуты, Санкт-Петербурга, познакомились с театрально-декорационным творчеством Николая Рериха.

Отдыхающие в детском лагере ребята смогли увидеть фрагменты из фильма-оперы «Князь Игорь» и балета И. Стравинского «Весна священная» в исполнении балетной трупы Мариинского театра и оркестра под управлением В. Гергиева (реконструкция балета 1913 г.).

Для балета «Весна священная» 2013 г. является юбилейным. 29 мая исполнилось 100 лет со дня премьеры. В тот день в театре на Елисейских полях в Париже спектакль потерпел сокрушительный провал, но тем не менее история его продолжилась, и спустя 100 лет можно сказать, что «Весна священная» одержала полную победу. Именно балет Игоря Стравинского на либретто Николая Рериха в хореографии Вацлава Нижинского, поставленный в антрепризе Сергея Дягилева, назван сегодня одним из ключевых произведений XX века, артефактом эпохального значения, смысл которого предстоит осознать. Священный языческий ритуальный танец, заканчивающийся жертвоприношением во имя возрождения жизни, напоминает о Великом Космическом Законе Жертвы. В начале XX века Н.К. Рерих, обладая пророческим даром, предугадал великую жертву, которую принесла Россия в ходе мировой истории первой половины XX века. «Обреченная на заклание Девушка-Россия искупает своей кровью обновление мира» – «возвращение на Землю Весны Священной, которая явилась с Великой Победой»*. Не случайно на картине Н.К. Рериха 1945 г. та же Девушка-Избранница сидит на жертвенном валуне, напряженно всматриваясь в розовеющую даль – зарево побед.

Театральные работы Великого Мастера, великолепная музыка А. Бородина, И. Стравинского нашли глубокий отклик в сердцах детей.

* Журнал «Культура и время» №2-2013, стр.141.