30.11.2015 12:32

Пакт Рериха и «Знамя Мира»: принципы и методы сохранения культурного наследия.

 

 

Доклад кандидата культурологии, старшего научного сотрудника ОНЦКМ МЦР Дьяченко И.Ю. на научно-практической конференции "Традиции и современное состояние культуры и искусств" в Национальной Академии Наук Беларуси 19 ноября 2015г.

 

Н.К.Рерих вошел в историю как художник, писатель, путешественник, оригинальный мыслитель, и в то же время как общественный деятель мирового масштаба. В 1929 г. он предложил «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». После обсуждений и дискуссий, проходивших в Европе, Америке и Азии, после трех международных конференций, инициируемых общественностью, Договор, или Пакт Рериха, был подписан в 1935 г. уполномоченными представителями двух десятков стран американского континента и остается открытым для подписания всеми остальными государствами.

 

Пакт Рериха обеспечивал защиту культурных ценностей и в военное, и в мирное время. Его принципы легли в основу Гаагской конвенции 1954 г., на основе которой ЮНЕСКО развивает свою деятельность по сохранению любых форм культурного наследия в мире. Тем не менее, сегодня на глазах всего мира продолжает уничтожаться уникальное культурное наследие в ходе вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и в других горячих точках планеты, но оно гибнет и в результате равнодушия человека к своему прошлому. Исходя из этого все большую актуальность приобретают положения Пакта Рериха, ведь они обеспечивают защиту культурного наследия без условий и ограничений, которые проявились после принятия Гаагской конвенции.

В чем же суть Пакта Рериха, который был предложен человечеству между двумя мировыми войнами как историческая возможность изменить соотношение сил в пользу мира и культуры? Н.К.Рерих хорошо понимал, что остановить войну лишь постановлениями и декретами невозможно. В изучении мирового культурного наследия в ходе экспедиций по России, Европе, Америке и Азии он близко соприкоснулся с теми переплетениями народных традиций, которые наводили его на мысль о единых духовных истоках в их формировании, общих корнях культур. Он пришел к убеждению, что культура является тем фактором, который объединяет человечество и способствует его дальнейшей эволюции. Культура уменьшает пространство войны, и придти к миру можно только на основах культуры. Отсюда логически Н.К.Рерих утвердил формулу «Мир через культуру». Но прежде необходимо было понять культуру, глубинный смысл которой до сих пор остается непостижимым в рамках академической науки о культуре. И также необходимо понять эволюцию. Все это приобретает особое значение сегодня, в эпоху глобализации современного мира.

Н.К.Рерих дает определение культуре, опираясь на опыт многолетнего непосредственного общения с разными народами, изучения их психологий, постижения искусства, знания, особенностей мировосприятия. Используя, в основном, аксиологический и эволюционный подходы, он охарактеризовал и синтезировал существующие представления о культуре в ее ценностно-смысловом, этическом и эстетическом содержании, раскрыл специфические особенности, подчеркнул важные функции, связанные с творческой организацией всей многогранной жизни человека. «Культура есть истинное просветленное познавание, – писал Рерих. - Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. … Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. … Культура защищает историческое достоинство народа». В этом понимании сущности культуры, пронизанном пафосом гуманизма и утверждением духовных ценностей, явно у Рериха ее отличие от понятия цивилизации как «общественного строения жизни». Его интерпретация культуры созвучна представлениям о ней творцов «серебряного века», понимавших, что такие устои, как мир, знание, труд, благо, сердце, которые утверждаются во всех религиях и учениях, формируют живую этику человека, укрепляют его человечность. Все это вместе определяет эволюционное восхождение человека, которое Рерих рассматривал как важную часть процесса эволюции всего мироздания. Вот это внутреннее «наполнение» Пакта Рериха, связанное с культурой, выражает предложенное Рерихом «Знамя Мира». Оно призвано, идентифицируя объекты культурного наследия, одновременно напоминать человеку о культуре, вне которой нет мира, нет и будущего. Обращает на себя внимание символика «Знамени»: на белом полотнище в центре расположены три соединенные красные сферы в общем красном круге. Эта символика присутствовала в первобытных религиях, в язычестве, потом перешла в христианство, присутствует в буддизме, мусульманстве и т.д. Его распространенность очень широка: знак встречается в христианских храмах, буддийских монастырях, на мусульманских мечетях, и в то же время, на менгирах Алтая, Гималаев и Средней Азии, на одеждах святых, на щитах крестоносцев и т.д. Видимо, этот символ был в древности сакральным, и его связь с древними верованиями и религиями может означать то, что в символе зашифровано знание, какая-то истина, которая объединяет все эпохи и все человечество. В обобщенном виде закрепилось следующее толкование символа: «прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности». Существуют и другие толкования знака «Знамени Мира», которые раскрывают его важные функции, одной из которых является объединительная. Здесь следует сказать о принципах, на которых утверждается «Знамя Мира». Один из них - неприкосновенность культурных ценностей. Неприкосновенность – для разрушения того, что относится ко всеобщему культурному достоянию народов. Другой принцип: «Знамя Мира» не нарушает ничьи мирные интересы и никого не умаляет, оно лишь возвышает понимание культурных ценностей, утверждает ту ценность человеческой мысли и ту красоту, которые отражены в памятнике и отличают культуру прошлого, ее достижения в поиске и открытии истины.

«Знамя Мира» охраняет культурные ценности, однако само по себе оно не может предотвратить войну. Она может быть преодолена изменением представлений человека о сути самой жизни, закономерностях ее развития. Необходим новый культурный подход ко всем вопросам жизни, который не может быть осуществлен без совершенствования внутреннего мира человека, его преображения, расширения границ познания и сознания. С чего здесь начать? Казалось бы, с малого. Учитывая, что интеллектуальность человека уже подошла к некоторому пределу, Рерих считал, что человеку необходимо развивать в себе великодушие, сердечность, дружелюбие, доверие, стремление к прекрасному. Исключить понятие страха, боязнь смерти и боязнь врагов. Для человека это будет великим преодолением и в то же время великой победой над собой. Это важные условия для развития нравственности и духовности человека, ступени совершенствования человеческой природы, которые раскрывают перед ним новое видение мира, формируют новое к нему отношение. Человеку необходимо также учиться и новому отношению к культурным ценностям, учиться воспринимать их, как достижения всего рода человеческого, учиться чувствовать в себе голос этой родовой души, все в себе соединяющей, всеобъемлющей, вмещающей землю и небо, весь космос; это не позволило бы человеку разрушить то, в чем эта душа отражена, что несет в себе наслоения многих веков, знания многих поколений. «Из древних, чудесных камней сложим ступени грядущего» - это был призыв Рериха не только к своим современникам, но и к будущим поколениям. Многие «древние, чудесные камни» уже утрачены за тысячелетия, но задача состоит в том, чтобы сохранить то великое, что еще осталось, чтобы не прервалась нить культурной преемственности.

Считая культуру мерилом качества всех действий и мыслей человека, Н.К.Рерих в своих многочисленных литературно-философских очерках раскрывал огромную роль просветительства и значение широкого сотрудничества разных народов в продвижении идеи Пакта и «Знамени». Это хорошо понимали те, кто стояли у истоков международного движения за сохранение культурного наследия в далекие 1930-е гг., сотни тысяч людей в разных странах, кто прилагал усилия к всемирному признанию Пакта Рериха. Они понимали, что необходима длительная просветительная работа, особенно среди молодежи. Миру надо учить, о культуре надо говорить. И Н.К.Рерих предложил программу такой работы, которую он назвал «программой Культуры». В ней воспитание, образование, формирование миросозерцания и миросознания подрастающего поколения, основанных на бережном отношении к культурному наследию, стояло на первом месте. В этом подходе сказывалась философская парадигма Н.К.Рериха, которая основывалась, по мнению Е.М.Бабосова, на утверждении «неразрывности и совечности человека и культуры, культуры и человечности». Чем выше уровень культуры, тем выше уровень человечности. В этой парадигме был возвышен человек и создаваемые им культурные ценности.

Н.К.Рерих справедливо считал одной из главных задач воспитания и образования направить мышление человека к природе, в общении с которой человек черпает свои познания, обучается труду и творчеству. Н.К.Рерих ставил вопрос о сохранении и изучении нематериального культурного наследия. С этим была связана проблема сохранения национальной самобытности. Он использовал понятие «душа народов» как категорию общечеловеческой культуры, важную универсалию, которая отражается в языке, традициях, нравах, интеллектуальной и духовной рефлексии, в любви к ближнему.

«Программа Культуры» Н.К.Рериха несла в себе новую концепцию миротворчества, в которой Н.К.Рерих соединил состояние мира с сохранением культурных ценностей. Он воспринимал мир как осознанное и неутомимое его творение в той же мере, как и создаваемые человеком культурные ценности.

Для реализации Пакта и его программы по сохранению культурного наследия необходимо было широкое привлечение общественности, поскольку, как справедливо считал Н.К.Рерих, одними государственными постановлениями проблему не решить, нужно создавать общественное мнение, инициировать культурное движение за сохранение старины, которая хранит в себе важные вехи развития культуры. До сих пор мысли Рериха о роли культуры и культурного наследия в эволюции человечества несут в себе до конца еще не реализованный потенциал, питают умы и сердца множества людей на планете, напоминают о себе в значимых культурных акциях. В 1970-90-е гг. «Знамя Мира» было поднято альпинистами над высшими горными вершинами мира (Эверест, Эльбрус, Хан-Тенгри, Белуха и др.), побывало в составе международных экспедиций на полюсах планеты, было поднято на околоземную орбиту на космическую станцию «Мир», участвовало в совместном полете российских и американских космонавтов на кораблях «Мир» и «Шаттл», а с начала ХХI века оно было передано в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, штаб-квартиру ЮНЕСКО во Франции, резиденцию президента Казахстана, парламент Индии, наконец, вместе с международными выставками «Пакт Рериха: история и современность», предпринимаемыми Международным Центром Рерихов в Москве и сотрудничающими с ним культурными организациями обошло почти весь земной шар. За этим движением «Знамени» стоит огромное желание людей реализовать великую гуманистическую идею Н.К.Рериха, связанную с объединением сознания людей на понимании истинного значения культурных ценностей. В связи с этим, представляется, что в условиях глобализации современного мира важной эволюционной задачей человека должно быть всемерное повышение им степени своей инкультурации и все более глубокое осознание глобальной ответственности за всю планету, за ее будущее.