Friday, 22 April 2016 12:59

НАУЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о содержании Альманаха «Психическая энергия», № 1 (М.: «Рассанта» , 2014. – 320 с.).

ВЫПОЛНЕНО: старшим научным сотрудником Объединённого Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) Международного Центра Рерихов (МЦР, г. Москва), канд. философ. н., культурологом Соколовым В. Г. научным сотрудником ОНЦ КМ МЦР, канд.культурологии Соколовой Б.Ю.

Понятие «психическая энергия» вошло в научный оборот благодаря изданным в последние два десятилетия работам, посвящённым исследованию различных проблем, поднятых в философской системе Живой Этики. Данное понятие заключает в себе важнейшие аспекты знаний и о человеке-микрокосме, и о самой Вселенной как грандиозной одухотворённой системе. Кроме того, важную информацию об этом явлении можно почерпнуть из философских писем выдающегося русского учёного и мыслителя Елены Ивановны Рерих, которая более тридцати лет жизни отдала работе над философией Живой Этики, ныне в кругах учёных-специалистов получившей название философии космической реальности. В культурной истории человечества психическая энергия была известна под многими наименованиями: София мира эллинов, Сарасвати индусов, Святой Дух христиан, огонь Зороастра, Митра как символ света в древнеперсидской и древнеиндийской традиции, Адонай как одно из имён Бога в Ветхом Завете, Терос в герметической традиции и др. Это обязывает исследователя крайне внимательно, глубоко и ответственно отнестись к изучению проявленных в истории человечества знаний по рассматриваемой здесь проблеме.

Поэтому тема, которую попытались представить читателю составители рассматриваемого альманаха, выступает крайне важной и актуальной как в плане научных исследований, так и с точки зрения её популяризации. И можно было бы только приветствовать выход в свет издания, специально нацеленного на осмысление психической энергии. Однако, при знакомстве с содержанием данного альманаха (самими составителями он характеризуется как «научно-популярный») возникает немало серьёзных вопросов, связанных с сомнением как в его научной, так и популяризаторской ценности.

Заметим, что в сборнике нет ни редколлегии, ни составителя, ни научного редактора (есть лишь главный редактор – некий А. И. Люфт, о котором будет сказано ниже). Отсутствие таких ответственных лиц даёт повод вспомнить «ходившие» в конце 80-х – 90-х годах прошедшего века по рукам самиздаты, весьма разнородные в своём содержании, в которых, зачастую неизвестными лицами, далёкими от науки, от знания вообще, а нередко и от элементарной грамотности, давались всевозможные теоретические и практические выкладки по сложнейшим вопросам духовного и физического здоровья человека.

Нельзя не обратить внимание на то, что подбор авторов для освещения темы сборника произведён явно с определённой целью. Видимо, его анонимные составители решили придать вес своему изданию за счёт включения в него нескольких выдающихся имён. Речь идёт о таких крупных философах, учёных и исследователях, как Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, Е. П. Блаватская, Р. Я. Рудзитис, В. Дж. Кильнер, Ф. А. Месмер. Однако, наряду с именами этих выдающихся людей, в сборнике представлен материал такого современного автора, как А. Люфт, который в рубрике с довольно весомым названием – «Свойства Психической Энергии» представлен в единственном числе, причём со статьёй, своим названием полностью дублирующей название самой рубрики. По всей видимости, статью А. Люфта «Свойства Психической Энергии» составители сделали центральной во всём альманахе, так как данный материал предварён содержанием в две с половиной страницы, а в целом он занимает почти сто страниц сборника – треть всей книги. Вообще, позиция А. Люфта как главного редактора ясно просматривается в самом построении сборника, бόльшая часть которого это – либо его сочинения, либо тексты его сподвижников (схожесть в уровне изложения), либо других авторов, решивших в «научно-популярном альманахе» пройти инкогнито.

С какой легковесностью таинственные составители сборника плодят рубрики с серьёзными названиями видно не только по сочинению А. Люфта, но и по рубрике «Схематика», в которую входит единственный материал, названный «Что есть Психическая Энергия?». Многообещающее название, дающее надежду на то, что хотя бы здесь, на 300-й странице сборника, можно найти исследовательский материал, сделанный на основе книг Живой Этики, философских писем Е. И. Рерих, других работ этого уникального мыслителя, текстов Н. К. Рериха – крупного философа, историка и писателя, иных авторов. Но нет. Материал состоит из двух страниц, одну из которых занимают цитаты из книг Живой Этики и писем Е. И. Рерих, другую – несоизмеримый с этим рисунок, сделанный по типу тех, что практикуют в своих презентациях некоторые западные докладчики, дублируя слова примитивными картинками-образами. Но где же аналитический материал (в любом формате, включая и наглядно-схематический), который мог бы дать систематизированное представление о психической энергии наряду с такими тесно связанными с ней явлениями тонкой структуры человека, как дух, сердце, сознание и мысль, без которых понять суть психической энергии невозможно? Такого материала, необходимого для глубокого исследования, в альманахе не представлено. В целом же, с научным осмыслением ведущих источников в постижении явления психической энергии в данном сборнике дело обстоит неудовлетворительно. И это, не взирая на заверение читателя с первой же страницы в том, что Живая Этика для членов редакции выступает основным источником. Если так, то где же исследовательский результат работы этих сотрудников с данным источником?

В результате мы имеем некий издательский продукт, в котором под прикрытием материалов из трудов известных и уважаемых авторов проводятся различные тексты, порой анонимных авторов (например, в рубрике «Лаборатория», занимающей 80 страниц альманаха, в рубриках: «Школа Психической Энергии», «Психодинамика»). Не секрет, что многие читатели не утруждают себя изучением первоисточников, а в большей мере настроены на восприятие интерпретаций. И если последние далеко невысокого уровня, то это вредит восприятию серьёзных текстов. Обратимся к интерпретациям и, в частности, к такому центральному в рассматриваемом альманахе материалу, как статья А. Люфта «Свойства Психической Энергии».

Очевидно, что эти свойства необходимо изучать в контексте тех знаний, которые содержатся в Живой Этике. Данная философская система реализует себя через науку, при этом важнейшей составляющей этого процесса выступает этическая сторона: этике, культуре в этом источнике уделяется огромное значение, причём – как главному фактору космической эволюции человека. Пристальное внимание к этической составляющей можно считать тенденцией в пространстве нового космического мышления, или космизма, процесс формирования которого начался на рубеже XIX – XX веков в России и который продолжается до сих пор; в нём приняли участие выдающиеся учёные-космисты, философы, деятели искусства. Тексты Живой Этики содержат в себе научно-философскую и, в целом, мировоззренческую основу данного мышления. И именно одной из основных идей, которые сформировались в поле космического мышления ещё в начале XX века, наряду с другими, является то, что новая система познания, которая соответствует новому мышлению, «будет теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами» [1, с. 69]. Мы не случайно делаем на этом акцент. Также и в отношении самой сущности психической энергии, с точки зрения её проявления в организме человека, первостепенное значение принадлежит культуре. Так, Е. И. Рерих отмечала следующее: «Псих[ическая] энергия есть любовь и устремление. Псих[ическая] энергия есть синтез всех нервных излучений. <…> Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии» [2, с. 148]. Обратившись к Живой Этике, мы также можем найти информацию о том, что психическая энергия накопляется духовными устремлениями и возвышенными чувствами (например, см.: [3, с. 270, 278]). Понятно, что осуществить анализ данного явления невозможно, если при этом выявлять прямо противоположные качества, далёкие от нравственных принципов и культуры в целом. К А. Люфту это имеет самое непосредственное отношение. Психическая энергия выступает в данном случае уникальным предметом исследования, ибо внутренние качества приступающего к нему человека и сам качественный уровень такого исследования оказываются тесно связанными. Об этом нельзя умалчивать, прикасаясь к тонким вопросам глубинной человеческой природы. Возможно, именно поэтому статья А. Люфта о психической энергии имеет столь низкий научный и просветительский уровень. Об антикультурной деятельности А. Люфта будет сказано ниже. Вначале же отметим особенности его «исследования».

1. Проблема психической энергии подана в статье упрощённо, поверхностно и нередко примитивно; автор материала не понимает, что такое психическая энергия, каковы особенности её происхождения и закономерности развития, порой упускает из виду роль и значение человека в функционировании психической энергии; сложнейшие концептуальные философские вопросы, требующие тщательного пояснения, анализа и рассмотрения, изложены в виде банальных тезисных рассуждений.

2. Идеи Живой Этики подвергаются крайне вольной интерпретации; так, идея, которая действительно имеет место в данной философской системе, проходя через призму сознания автора, искажается и в контексте авторских интерпретаций приобретает совершенно иной смысл.

3. В статье отсутствует анализ и осмысление поставленной проблемы; сам принцип изложения далёк от исследовательских методов, представляя собой безапелляционное изложение собственных идей и мыслей, зачастую не имеющих к философии Живой Этики никакого отношения и в принципе неверных по смыслу.

4. Автор путается в терминах и понятиях, даёт их без пояснения; нередко отождествляются понятия, которые по существу имеют различный смысл; зачастую одно и то же суждение повторяется по нескольку раз, не прибавляя ничего нового.

5. Статья состоит из миниглав, названия которых нередко не соответствуют их содержанию.

Теперь вернёмся к этическому вопросу, в котором сосредоточена глубинная причина несостоятельности вышеохарактеризованной статьи. Подчеркнём ещё раз, что данный вопрос имеет самое прямое отношение к настоящему Научному заключению. В то время, когда проживающий в Германии А. Люфт пытался осмыслить свойства психической энергии (его статья была завершена в 2005 г.), он активно занимался очернительством, в оскорбительном и вульгарном тоне, с применением пошлой лексики [4, с. 2] позволял себе высказывания в адрес выдающегося российского учёного, крупнейшего исследователя наследия семьи Рерихов, академика, создателя уникального в мире Музея имени Н. К. Рериха, человека, получившего широчайшее международное признание за свой подвижнический труд во имя культуры, Людмилы Васильевны Шапошниковой. А. Люфт распространял ложные, клеветнические сведения и о самом Центре-Музее имени Н. К. Рериха, который по праву считается гордостью русской культуры и основателем которого выступил сын Николая Константиновича, выдающийся художник, мыслитель и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих. На протяжении ряда лет А. Люфт собирал и публиковал всевозможные домыслы и неправдивую информацию на своём сайте «Живая Этика в Германии», редактором которого он являлся. А. Люфт отличился не просто непониманием идей и основ философии Живой Этики, но и её дискредитацией. «“Живая Этика в Германии” – это сайт, на котором Учение Живой Этики является предметом спекуляции. Это расчёт, умысел, направленный на искажение Учения в чьих-то корыстных целях», – писала в 2008 г. К. А. Молчанова, человек, многие годы изучавший Живую Этику и знавший лично С. Н. Рериха [5]. Кроме того, А. Люфт выявил неуважение и к светлому имени самих Рерихов. В частности, такое его отношение проявилось в активной позиции по защите полностью искажающей деятельность Николая Рериха диссертации В. А. Росова «Русско-американские экспедиции Н. К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)», в которой великому художнику, мыслителю и учёному абсолютно безосновательно приписана идея создания в Азии некоего суверенного государства. Более того, есть свидетельства безнравственного и аморального поведения А. Люфта по отношению к самой памяти Рерихов (см. [4, с. 1]).

Сейчас, по всей видимости, сайт А. Люфта реорганизован, в наши дни на его страницах наблюдается попытка пропаганды изучения психической энергии и рекламируется анализируемый сборник. Однако до этого он годами с неприкрытой враждебностью нападал на Музей имени Н. К. Рериха в Москве и на его Генерального директора – Л. В. Шапошникову.

По поводу клеветнической деятельности А. Люфта было написано немало статей [6]. Одни из первых материалов по этому поводу датированы 2005 г., то есть тем периодом, когда Люфт излагал свои «размышления» о высоком понятии психической энергии. А изложив их, он ещё больше стал проявлять враждебность к Международному Центру Рерихов и Л. В. Шапошниковой. Возникающий естественным образом вопрос: «как человек с такой безнравственной позицией может осмыслить идеи Живой Этики?» можно считать риторическим.

В анализируемом сборнике есть и, так сказать, практическая сторона «исследований», преподанная читателю автором, пожелавшим остаться неизвестным. И можно понять почему, так как к таким «практикам» никто из здравомыслящих людей серьёзно относиться не будет и, уж тем более, если с этим столкнутся люди, которые действительно знакомы с основами философии Живой Этики. Однако, пусть и в анонимном формате, составители сборника всё же решили попробовать «провести в жизнь» свои идеи. К этому практическому аспекту невозможно остаться равнодушными, поэтому мы им уделим необходимое внимание.

Речь идёт о том, что в рубрике «Психодинамика» размещён материал с таким названием: «Упражнение 1. Трансформатор космической Психической Энергии». В колонтитуле рубрики даётся некоторое пояснение: «Психодинамика – упражнения по развитию ПЭ [психической энергии – авт.]». К сведению, «трансформатор» – это, по логике данного материала, тот, кто практикует это упражнение. Мы снова сталкиваемся с дискредитацией, в данном случае самого понятия «трансформация» в приложении к теме тонких энергий, а также – с искажением сути такого явления как развитие психической энергии. Дело в том, что это развитие лежит не в плоскости механики тех или иных специальных упражнений, а в выработке в себе определённых качеств духа, о чём писала Е. И. Рерих (данная цит. была приведена на с. 4). Самовоспитание и самоусовершенствование – это крайне сложный внутренний процесс, в котором человек преодолевает собственные недостатки и который сопряжён с немалым напряжением всех сил. Однако, видимо, чтобы сборник не обременял читателя информацией о том, что психическую энергию можно развить в себе лишь в результате нелёгкой работы над собой, Люфт и его соратники решили упростить проблему, при этом подвергнув полному искажению саму суть самоусовершенствования. Ведь лишь в результате работы над самим собой, ввиду возникающего внутреннего напряжения, осуществляется сложный и постепенный процесс преображения человека, сопровождаемый накоплением внутренних сил, развитием психической энергии.

Суть же предлагаемого читателю так называемого упражнения характеризуется следующими фрагментами из разбираемого текста. «…Путём ментального подключения к этому резервуару [к космосу. – авт.], возможно притянуть к себе потоки космической Психической Энергии. Чтобы не переполнить собственный энергетический сосуд и не взорваться от накачанной энергии, необходимо наладить поток Психической Энергии в окружающий мир. Таким образом, заработает трансформация космической энергии в человеческую, что станет для упражняющегося настоящей жизнетворной динамо-машиной...» [7, с. 307]. Заметим, что авторы «упражнения» советуют проделывать его «сколь угодно много раз в день в любых местах» [7, с. 311], среди таких мест называя, в том числе, общественный транспорт и, в частности, «подземелья метро». (Присутствие в тексте уточнения о том, что «окружающая обстановка в данном случае влияет на количество полученной всеначальной энергии» [7, с. 311] самой сути неверного подхода не меняет; при этом, заметим, что даже оценивается количественный показатель обретённой энергии). И ещё один фрагмент: «Каждый может и должен пополнять свои силы из этого жизнетворного источника, трансформируя космическую энергию в свою психическую энергию!» [7, с. 311]. Так, без разного рода напряжений и тем более побед над своей низшей природой, человек якобы может легко, «путём ментального подключения», решить все свои внутренние проблемы, обретая при этом «приток высокого жизненного тонуса, радости жизни, творческой энергии и счастья существования», и к тому же практикующий «оздоровит… всё окружающее вокруг себя» [7, с. 307]. Трудно предположить, на кого всё это рассчитано, но факт в том, что такие несуразности публикуются и широко распространяются под маской серьёзных философских понятий.

Таким образом, мы имеем яркий пример дискредитации терминов и понятий, которые встречаются в книгах Живой Этики и которые имеют важный и глубокий философско-практический смысл. А. Люфту и пожелавшим остаться в тени его соратникам никто не давал право искажать идеи такого глубокого источника, как Живая Этика. Крайне примитивные интерпретации, самопроизвольные и неграмотные логические конструкции этого авторского коллектива лишь уводят читателя далеко в сторону от плодотворного осмысления и научного изучения такой полезной для исследований, бесконечно интересной и красивой темы, как психическая энергия. Поэтому, из-за присутствия в данном сборнике неграмотных материалов, альманах «Психическая энергия», главным редактором которого является А. И. Люфт, не может считаться научно-популярным и не имеет никакого отношения к науке и соответствующим исследованиям по заявленной общей для альманаха теме.

Данное Научное заключение адресовано, прежде всего, тем читателям, кто уже столкнулся с разбираемым здесь альманахом, а также руководству и сотрудникам Архива Российской книжной палаты и всех библиотечных учреждений, в адрес которых уже поступил данный сборник и, возможно, поступят последующие его номера.

 

 

Л и т е р а т у р а

1. Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы междунар. науч. конф., июнь-окт. 2003 г., Москва. Т. 1. – М.: МЦР, 2004. – С. 52–81.

2. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. V (1937). – М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – 384 с.

3. Живая Этика. Мир Огненный. Часть III. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 373 с.

4. Житкова Т. В. Drang nach Osten Андрея Люфта [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/attorney/drangnachosten.pdf (дата обращения 02.03.2016).

5. Молчанова К. А. «Живая Этика в Германии» [Электронный ресурс] //Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Estonia2.htm (дата обращения 02.03.2016).

6. Кокарев И. В. Заразная болезнь клеветы // Газета «Содружество», № 17, март - июнь 2005 г., также [Электронный ресурс] //Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Sodr/N17/11-2.htm (дата обращения 02.03.2016).

Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С. Н. Рериха в связи с публикацией «Интернет-конференция с Л. В. Шапошниковой» на форуме "Интернет-община" А. Люфта (27.03 2007) [Электронный ресурс] //Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/About_Council/2007/InfoLetter1.htm (дата обращения 02.03.2016).

Заявление Международного Центра Рерихов (05.05.2007) [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=11 (дата обращения 02.03.2016).

Новый проект А. Люфта – очередная провокация (02.07.2007) [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=18 (дата обращения 02.03.2016).

Когда отсутствуют аргументы (25.07.2007) [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/facts_a_fictions/argument_net/index.php (дата обращения 02.03.2016).

Ответ Эстонского общества Рериха на клеветническую статью А. Люфта «Сравнительный анализ подписи С. Н. Рериха на доверенности МЦР» [Электронный ресурс] // Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Estonia_Podpis.htm (дата обращения 02.03.2016).

Заметка по поводу статьи А. Люфта «Кому принадлежат картины Н. К. Рериха в МЦР» (Эстонское Общество Рериха, 22.11. 2008) [Электронный ресурс] // Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Estonia3.htm (дата обращения 02.03.2016).

Кокарев И. В. Об “ис-следователе” из Германии (15.01.2009) [Электронный ресурс] // Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Inquisitor.htm (дата обращения 02.03.2016).

Житкова Т. В. О темных тенетах Люфта (24.02.2009) [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/attorney/gitkova/ (дата обращения 02.03.2016).

Рудакова Е. В. Современные геростраты (О сайте А. Люфта) (09.11.2011) [Электронный ресурс] // Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Gerostrat.htm (дата обращения 02.03.2016).

7. Психическая энергия. Научно-популярный альманах. № 1 / [Главн. ред. А. И. Люфт]. – М.: Рассанта, 2014. – 320 с.

12 апреля 2016 года