Wednesday, 18 January 2017 16:41

Цикл лекций о А.Л. Чижевском в школах г.Глубокое Витебской области

 

 

13 января 2017 года в средних школах №1, №3 г. Глубокого были проведены мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения ученого-космиста А.Л. Чижевского.

 

Тема освещения и популяризации творчества ученых-космистов – одно из направлений культурно-просветительской деятельности МЦР и его Отделения в Беларуси. Директор музея Л.В. Шапошникова написала ряд очерков, посвященных жизни и научным достижениям К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и др. Очерки Л.В. Шапошниковой взяты за основу в рассказах об ученых-космистах. Мероприятия провели члены Отделения Захарова Т.С. и Попов В.М.

В прошлом учебном году школьники с интересом познакомились с творчеством и личностью первооткрывателя Космической эры человечества - К.Э.Циолковским.

Как отметила завуч по воспитательной работе СШ№3, что они рады посвятить первое школьное мероприятие в 2017 году ученому А.Л. Чижевскому, т.к. 2017 год объявлен Годом науки в Беларуси.

Чижевский - крупный ученый, талантливый поэт, незаурядный художник-пейзажист, одаренный музыкант-исполнитель. На протяжении рассказа звучали его стихи "Гимн Солнцу", "Галилей", "Гиппократу" и др., а также школьники увидели репродукции с картин ученого, услышали воспоминания о детстве ученого.

Как и все ученые-космисты, Чижевский утверждал единство Человека (микрокосмоса) и Вселенной (макрокосмоса) и общность их законов. И это единство, есть главный фактор эволюции человечества в целом.

Идеи ученого Чижевского опередили даже наше время. Он был однии из тех, кто формировал и готовил "новое мышление" и  нес "новое знание".

Космизм А.Л. Чижевского созвучен мировоззрению, таких ученых как Н.К. и Е.И. Рерихи, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский.

А.Л. Чижевский защитил три диссертации:

- филологического направления "Русская лирика 18 века";

- эволюция физико-математических наук в древнем мире;

- о периодичности всемирно-исторического процесса.

Александр Леонидович Чижевский родился в 1897 г. в Бельском уезде Гродненской губернии, где служил отец будущего ученого.

О годах учебы Чижевский вспоминал: «Жизнь моя текла необычайным путем. Уже со студенческой скамьи мне приходилось бороться с моими учителями, большими учеными, и доказывать им необходимость новых точек зрения в изучаемых дисциплинах. Я шел своим независимым путем. Я шел и побеждал».

Как ученый Чижевский сложился в городе Калуге. Удивительно, что в этом маленьком, уютном, провинциальном городе одновременно жило 2 ученых–космиста: Циолковский и Чижевский. И замечательно, что они встретились и поняли друг друга. Чижевский был младше Циолковского на 40 лет, но, тем не менее, они были единомышленниками. Оба жили Космосом, оба делали много для того, чтобы была научно и технически решена проблема «Человек и Космос».

Александр Чижевский написал книгу воспоминаний о К.Э. Циолковском «На берегу Вселенной» и посвятил своему другу и учителю несколько стихотворений.

Научные достижения:

1. Влияние солнечной активности на природные явления и на всемирно-исторический процесс.

А.Л. Чижевский экспериментально открыл взаимодействие человеческого организма и человеческого общества с деятельностью Солнца, он вывел закономерность влияния Солнца на здоровье, общественную деятельность человека и на земной исторический процесс в целом.

11-летний период Солнечной активности делится на 4 земных исторических периода. Говоря о периодах пониженной солнечной активности, а это - первый и четвертый, Чижевский утверждал, что в эти периоды массы лишены связующего их единства, т.е. не могут быть поддержкой тому или иному лидеру. Также ученый установил, что в период максимумов солнечной активности человеческие сообщества способны совершать не только революции и перевороты, но и использовать во благо энергию активности Солнца, для коллективного творчества. Он писал: «История знает отличные примеры в период максимумов активности Солнца, не имеющие ничего общего с кровавыми событиями, а именно: религиозные движения, паломничества, реформы, грандиозные строительства.

Это дает повод лелеять прекрасную надежду на то, что грядущая культура отыщет пути гуманного использования массового подъема путём пропаганды какого-либо общественно-важного и интересного дела и выполнения его в период максимальной активности Солнца. Тогда коллективное театральное искусство, коллективное художественное творчество, научные экспедиции, спортивные состязания, организации грандиозных сооружений, городов, каналов и пр. должны будут сменить кровавые бойни человечества».

2. Ионизация воздуха

Имея в виду космические полеты, К.Э. Циолковский считал, что надо найти защиту от этих «всепроникающих лучей». И Чижевский взялся за их изучение, будучи хорошо подготовленным в медицине, микробиологии и астрофизике.

А.Л. Чижевский занимался проблемой ионизацией воздуха сначала в домашних условиях над крысами, и ему героически помогали родные, затем в течение 7 лет была лаборатория по зоопсихологии, которую возглавлял ученый, дрессировщик, клоун Владимир Дуров. В 30-е годы у Чижевского была своя лаборатория и он выполнял правительственные заказы. Это были экспериментальные исследования над атмосферным электричеством и его биологическим влиянием на организм человека и животных. Чижевский установил благотворное влияние отрицательно заряженных ионов на живые организмы. И не только установил, но и создал ряд конструкций, которые увеличивали в воздухе количество отрицательно заряженных частиц.

Ионизатор воздуха - люстра Чижевского; принцип ее действия таков, что она притягивает положительные ионы (которые вредны для организма) и насыщает воздух отрицательными ионами - полезными для здоровья человека. Все стороны нашего физического бытия связаны с электричеством, а люстра Чижевского подпитывает, когда создается дефицит электричества, который мы приобретаем в процессе неблагоприятной жизни.

Сегодня мы много говорим об экологии, так вот, люстра Чижевского– это инструмент наиболее важный. Он решает вопрос не только подпитки человека электричеством, но и очищает воздух.

Чижевский предлагал поставить такие установки в хирургических палатах, т.к. заживление идёт быстрее.

3. Открытие структуры движущейся крови.

В 1942 году по ложному доносу Чижевский, как большинство невинных людей, был арестован и приговорен к 8 годам лишения свободы.

Испытания, выпавшие на долю Чижевского, могли сломить любого, но только не его. В любых условиях, в любых обстоятельствах он оставался ученым, художником, поэтом и философом. Эволюционная его запрограммированность давала себя знать во всей своей силе.

В лагерных клинических лабораториях А.Л.Чижевский проводил свои эксперименты по системной организации живой крови. У ученого был всего лишь микроскоп и научные опыты он мог проводить только ночью. Чижевский писал: «Я сделал фундаментальное открытие. В истории гематологии, науке о крови, открытие структуры движущейся крови приравнивается по своей важности к открытию самого кровообращения». Чижевский полагал, что при заболеваниях происходят нарушения в пространственной структуре движущейся крови, таким образом можно ставить правильный диагноз. Чтобы пользоваться трудом Чижевского, его книгой по гематологии, врачам не хватает знаний по математике, физике, чтобы использовать формулы для того, чтобы ставить правильный диагноз по характеру нарушения структуры движущейся крови.

4. Поэзия. Академия поэзии.

А.Л. Чижевский начал писать стихи еще в раннем детстве, они окрепли в юности и можно сказать , что его стихи уходят своими корнями в поэзию Серебряного века. Среди всех видов искусства он считал поэзию и музыку вечными и «не разрушаемыми волнами времени». В 1918 году у Чижевского вышел первый сборник стихов и удивительная по своей духовной наполненности работа, которая называлась «Академия поэзии». Это был проект, представленный Чижевским молодой стране.

Поэзия Чижевского философична и космична. Она, вне всякого сомнения, постигает то, что не было еще затронуто наукой. Ибо поэзия в своем смелом полете озарений и откровений обгоняет науку. А.Л. Чижевский писал: «Надо учить народ! Но и этого мало: следует воспитать его! Если первое достигается наукой – от азбуки до высшего математического анализа, второе – исключительно искусством».

5. Живопись. Свои первые уроки живописи А.Л. Чижевский получил будучи семилетним мальчиком в Париже, где с ним занимался Гюставом Нодье – талантливый последователь плеяды импрессионистов. Л.В. Шапошникова так отзывалась о картинах Александра Леонидовича: «Не ошибусь, если скажу, что прекрасные пейзажи Чижевского столь музыкальны, что составляют как бы бесконечно звучащую симфонию. В его картинах, как и в его поэзии, сплелись воедино Земля и Космос, философия и высокое искусство. А, между прочим, Чижевский вовсе не был ни профессиональным художником, ни профессиональным поэтом. Он был только профессиональным ученым».

6. Мировое признание.

На родине у А.Л. Чижевского было много врагов, лже-учёных. Они писали доносы, мешали работать ему и его коллективу. Реакция на исследования Чижевского в мировой науке была совершенно иной. Многие зарубежные ученые заинтересовались его работами. У него установились связи с учеными США, Франции, Италии. Последовали приглашения за рубеж. Но, к сожалению, ни одно приглашение так и не было реализовано.

В феврале 1939 года пришло приглашение из Нью-Йорка. Чижевскому предлагали принять участие в Международном Конгрессе по биологической физике и биологической космологии. «Дорогой профессор! –– Мы приняли решение избрать Вас нашим Почетным президентом и в Вашем лице приветствовать страну, которую Вы представляете в мире науки, и торжественно преподнести Вам почетный диплом Конгресса». Конгресс состоялся без него.

Ученые Конгресса издали Меморандум, посвященный великому А.Л. Чижевскому, подвергавшемуся на своей Родине гонениям и не имеющему возможности спокойно и плодотворно работать. После перечисления направления новых наук, основателем которых был Чижевский, были следующие слова: «Но для полноты характеристики этого замечательного человека нам остается еще добавить, что он <…> является также выдающимся художником и утонченным поэтом-философом, олицетворяя для нас, живущих в XX веке, монументальную личность Леонардо да Винчи…». Кандидатура А.Л. Чижевского была выдвинута на Нобелевскую премию.

Жить гению в цепях не надлежит, 
Великое равняется свободе 
И движется вне граней и орбит, 
Не подчиняясь людям, ни природе.

Великое без Солнца не цветет: 
Происходя от солнечных истоков, 
Живой огонь из груди бьет 
Мыслителей, художников, пророков.

Без воздуха и смертному не жить, 
А гению бывает мало неба: 
Он целый мир готов в себе вместить, 
Он, сын Земли, причастный к силе Феба.

Л.В. Шапошникова писала: «Во всем том, что он делал, было столько человеческого величия, человеческого достоинства и подлинного бескорыстия, что было трудно определить – чего в нем было больше – от высокого человека или от великого ученого. В А.Л. Чижевском все это слилось в прекрасный сплав подвижника, прошедшего свой мученический путь и принесшего человечеству то, в чем оно нуждалось больше всего – подлинные знания».