09.05.2017 05:40

Александр Леонидович Чижевский - «Леонардо да Винчи ХХ века»

29 апреля 2017г. в г. Бресте в КПЦ “Маяк” выступила с докладом “А. Л. Чижевский” Татьяна Захарова, член Белорусского Отделения МЦР.

Александра Леонидовича Чижевского называли современники «Леонардо да Винчи ХХ века» за многогранность его таланта. Он – крупный ученый, талантливый поэт, незаурядный художник-пейзажист, одаренный музыкант-исполнитель.

У Чижевского рано, в восемнадцатилетнем возрасте, сложились главные направления его научной деятельности, которыми он потом занимался всю свою жизнь. Таких направлений было три: научная разработка влияния активности Солнца на биосферу Земли, проблемы атмосферного электричества и аэроионофикация и, наконец, исследование и моделирование движущейся крови. Все эти направления, включавшие в себя самые различные науки, сводились к одному – человек и Солнце или, если брать шире, – человек и Космос.

А.Л. Чижевский экспериментально открыл взаимодействие человеческого организма и человеческого общества с деятельностью Солнца, он вывел закономерность влияния Солнца на здоровье, общественную деятельность человека и на земной исторический процесс в целом. Он обнаружил, что чем активнее возмущения на Солнце, тем активнее всплеск появления солнечных пятен. И ещё добавлял, что если бушует наше Солнце, то волнуются и люди, успокаивается Солнце – спокойно ведут себя люди.

А.Л. Чижевский занимался проблемой ионизации воздуха сначала в домашних условиях над крысами, и ему героически помогали родные. Затем в течение 7 лет была лаборатория по зоопсихологии, которую возглавлял ученый, дрессировщик, клоун Владимир Дуров, и где выполнялись правительственные заказы. Это были экспериментальные исследования над атмосферным электричеством и его биологическим влиянием на организм человека и животных.

Ученый установил благотворное влияние отрицательно заряженных ионов на живые организмы. И не только установил, но и создал ряд конструкций, которые увеличивали в воздухе количество отрицательно заряженных частиц. Принцип действия ионизатора воздуха – люстры Чижевского – состоит в том, что она притягивает положительные ионы (которые вредны для организма) и насыщает воздух отрицательными ионами – полезными для здоровья человека.

“Я сделал фундаментальное открытие”, писал А.Л. Чижевский. В истории гематологии, науке о крови, открытие структуры движущейся крови приравнивается по своей важности к открытию самого кровообращения.

Чижевский полагал, что при заболеваниях происходят нарушения в пространственной структуре движущейся крови. Таким образом, по характеру нарушения структуры крови можно ставить правильный диагноз.

В 1918 году у Чижевского вышел первый сборник стихов и удивительная по своей духовной наполненности работа, которая называлась «Академия поэзии». Это был проект, представленный Чижевским молодой стране.

Основная мысль «Академии поэзии» – это то, что поэзия, как область искусства, есть один из важнейших способов духовного познания, ни в чем не уступающий науке.

О творчестве сложения стиха А.Л. Чижевский писал: “Выразить мимолетное чувство в нескольких словах и дать полную картину переживания, могущего направить наш дух в область космических волн и приобщить его к жизни Вселенной, – вот задача поэтического творчества”. Он нисколько не сомневался и был в этом прав, что именно поэзия, со всеми ее особенностями, может приобщить наш дух к жизни Вселенной.

Свои первые уроки живописи А.Л. Чижевский получил будучи семилетним мальчиком в Париже, где с ним занимался Гюстав Нодье – талантливый последователь плеяды импрессионистов, ученик одного из основоположников этого направления живописи Э.Дега.

Л.В. Шапошникова так отзывалась о картинах Александра Леонидовича:

"Не ошибусь, если скажу, что прекрасные пейзажи Чижевского столь музыкальны, что составляют как бы бесконечно звучащую симфонию. В его картинах, как и в его поэзии, сплелись воедино Земля и Космос, философия и высокое искусство. А, между прочим, Чижевский вовсе не был ни профессиональным художником, ни профессиональным поэтом. Он был только профессиональным ученым, но природа изначально так богато его одарила, что его искусство и его научные исследования стояли на одном уровне, не уступая друг другу, создавая мощный синтез в новой системе познания".