30.06.2017 06:48

Пакт Рериха – нить, связывающая прошлое и будущее величине Духа человеческого

Молош В.В. кандидат технических наук

 

Творенье может пережить творца:Творец уйдет, Природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.

Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

Где Дух не водил рукой художника, там нет искусства

Леонардо да Винчи

Культура и Мир являются священным оплотом человечества

Николай Рерих

 

Много уже сказано о культуре, но следует сказать еще больше. О культуре как таковой, о ее развитии и сохранении. Н.К. Рерих писал [1]: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии».

Толковый словарь Ожегова определяет понятие «культура», как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Исходя из такого определения, можно считать, что понятие культура включает в себя все творческие достижения человечества, накопленные на протяжении продолжительного становления человеческого общества, начиная с Древнего Мира и до наших дней. Включая такой огромный пласт наивысшей человеческой деятельности, культура, пожалуй, в первую очередь является светочем духа человечества, его творческого гения, раскрытого через искусства, архитектуру, науку и знание. Культура объединяет и роднит, казалось бы, совершенно различных людей, сближает целые эпохи, «раздвигает» границы государств, дружественно сближает нации и этносы. Она является истинным объединителем человечества под единым знаменем – знаменем Красоты. «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства», – так писал о культуре английский литературовед, культуролог, поэт, эссеист и педагог Арнольд Мэтью. Известный русский философ Н.А. Бердяев считал культуру приоритетным направлением социального развития. Он четко разграничивал и противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация» и ценил культуру, отмечая [2]: «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию».

Век глобализации привнес широкое развитие и распространение техники, сделал «условными и проницаемыми» территориальные границы, способствовал развитию демократизации, стандартизации и унификации общественных отношений, которые привели к обеднению и удешевлению результатов и объектов культурного творчества. И действительно, где бурно развивается цивилизация, культура со временем уходит. «Культура в основе своей есть Эволюция, отвергая культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем Эволюцию и нарушаем космический закон» – писала Е.И. Рерих. Только воспевая красоту посредством многогранного творчества многих современников эпохи, складываются вехи будущей Культуры. И в основе такого творчества должен стоять величественный Дух человека, его нравственная красота. Только так удастся избежать перевеса технократии над Культурой.

По-особому трепетно определяет культуру Н.К. Рерих [1]: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты». Как видим в понимании Николая Константиновича Рериха культура, это, прежде всего, почитание Света. Так как без Света остается только тьма. Культура настолько возвышенна, что есть благоухающий символ, связывающий саму жизнь с понятием Красоты. Без Красоты, как символа культуры в том числе, жизнь теряет многогранность, насыщенность, утонченность, а следовательно полезность для эволюции и целесообразность. Являясь «синтезом возвышенных, утонченных достижений», культура есть ключ к вратам будущего, будущего, которое без культуры просто не может быть мыслимо, т.е. не возможно. Любое разрушение, оскорбление, унижение культуры рано или поздно приведет к деградации общества и в целом всей социальной жизни, а следовательно к одичанию и исчезновению человека как разумного вида.

Не случайно Н.К. Рерих сравнивает культуру с сердцем. Чуткое сердце любящего человека всегда откликается на горести и радости близких ему людей, всегда устремлено в трепетном порыве дарения блага. Оно мечтает о наступлении «золотой» эпохи, когда прекратятся страдания и разрушения и в мужественном порыве и творческом напряжении устремится Дух человеческий к достижению новых высоких и светлых горизонтов Красоты, Любви и Культуры. Сердце все вмещающее, проницательное, дающее, великодушное. Вот как сказано о сердце в Гранях Агни Йоги: «Можно обмануть глаза и уши, но ничто не вовлечет в обман сердце. Вижу сердцем, слышу сердцем, ничто нечистое не коснется сердца, ибо заострен меч мне доверенный». Так и Культура словно пульсирующее Сердце отбивает ритм чередующихся эпох творческих достижений человеческого гения, объединяет, заботливо оздоравливает, снабжает самым жизненным человеческое общество. Необходимо сохранить кристальную чистоту культуры. Нельзя допускать, чтобы что-либо не чистое касалось культуры. Она словно чистое сердце является истинным критерием деятельности, нравственной и эволюционной высоты человечества. «Как пламя всеобъемлющее, Сердце Космоса всевмещающе» [Беспредельность, 18] так и Культура должна стать сосудом всевмещающим творения рук и мыслей человечества.

Как все самое утонченное культура остро нуждается в ее охранении и сбережении. Порой грубость людей недопустимо сильна, цинична и вульгарна. Кто ради наживы, кто от зависти, кто из тщеславия разрушают культурное достояние общественности. Разрушаются музеи, памятники архитектуры, многие полотна выдающихся художников становятся недоступны для общества, так как попадают в частные картинные галереи, забываются прекрасные произведения классической литературы и музыки.

Впервые Н.К. Рерих коснулся вопроса об охране памятников материальной и духовной культуры в 1899 году, когда он проводил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда он заговорил об охране памятников археологии, донесших до нас «мироощущение и миросозерцание» предшествующих поколений. Он высказывался против невежества обывателей и чиновников, хищничества разорителей.

В 1903-1904 годах им была составлена Археологическая карта Санкт-Петербургской губернии и серия этюдов памятников древнерусского зодчества. А первая мысль о создании Международного договора по охране культурных памятников, как писал Ю.Н. Рерих, возникла в период Русско-японской войны в 1904 году.

В 1928 году французскими юристами доктором Георгием Гавриловичем Шклявером и профессором Альбертом Жоффр де ла Праделем была разработана юридическая форма договора о защите культурных ценностей, названного Пактом Рериха, в соответствии с нормами международного права. В 1929-1930 годах распространением идей Пакта занимались пять комитетов – во Франции, Бельгии, Индии и два в – США.

В 1930 г. проект Пакта был представлен в Международный комитет музеев в Лиге Наций, в американской и европейской прессе и сразу же привлек внимание мировой общественности. В поддержку Пакта выступили Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэллс, а также многие политические деятели и главы государств.

30 декабря 1931 г. Верховный судьей штата Нью-Йорк (США) Эрнестом Е.Л. Хаммером была утверждена регистрация организации «Всемирная лига Культуры и Всемирный совет Культуры», которая занималась продвижением идей Пакта. В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» – белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.

В 1931 и 1932 годах были созваны Первая и Вторая Международные конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге. А в 1933 году состоялась Третья Международная Конвенция Пакта Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне, в которой участвовали более 30 государств.

15 апреля 1935 года Международный договор по защите культурных ценностей (Пакт Рериха) подписан в Вашингтоне (США) представителями двадцати одной американской республики, а 3 сентября 1948 года – одобрен представительством Республики Индия. Опираясь на положения Пакта Рериха, 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и протокол к ней. По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Такова краткая история договора о защите культурных ценностей – Пакта Рериха, охватывающая продолжительность более века. Уже более ста лет назад впервые задумался об охране памятников старины и культурных ценностей, а также стал продвигать эти идеи в жизнь Николай Константинович Рерих. Но сознание человечества достаточно инертно и сегодня, как и ранее, часто можно встретить заголовки новостей, свидетельствующие об уничтожении тех или иных культурных и исторических сокровищ. В настоящее время, как и в прошлом, а также и в будущем насущно необходимо охранить культуру, несущую идеи единения, красоты и просвещения всему человечеству, а значит Мир и благополучие.

Сложно оценить важность и насущную необходимость жертвенного и пламенного труда Рерихов в охранении Культуры, а следовательно, на благо человечества. Но «…разве не долг наш неустанно твердить о необходимости охранения драгоценнейших памятников от всех посягательств на них?», – пишет Николай Константинович [3, стр. 223], «…Если кто-то сердится по поводу Пакта и Знамени, то и это уже хорошо. Пусть сердится, но пусть хотя бы в гневе думает о сохранении сокровищ, которыми жив род человеческий» [3, стр. 223]. Так вводится в жизнь наказ Великого Учителя: «Мудро повернем все на пользу» [Зов, 448].

Пакт Рериха несет смысл единения, объединяя всех сторонников сохранения культуры, борцов за культуру, культурных деятелей. С другой стороны Пакт является документом, создающим, говоря юридическим языком, прецедент возможности возникновения других актов, несущих в себе смысл охранения. Кроме всего прочего, Пакт Рериха можно оценить как акт сопротивления действиям тьмы, невежеству, он разграничивает служителей Света и служителей тьмы, обнажает истинную сущность людей и является актом светоносного действия, а «Свет рассеивает тьму. Эта старая истина применима во всем и всегда» [3, стр. 240]. «Но еще раз не забудем, насколько многообразны служители тьмы. Насколько различны их маски и какими ложными соображениями они прикрываются, чтобы тем более способствовать смущению, разрушению, разложению. Когда же вы попробуете занести на один лист эти разноликих носителей тьмы, вы будете поистине изумлены, увидев, что по существу они очень однородны. Изучите их многообразную деятельность, поймите систему, ими проводимую, усмотрите, что находится в конечном итоге их словопрения, – и вы узрите те же разрушительные облики. Потому-то так полезно выяснять как друзей, так и врагов Культуры» [3, стр. 241].

Провозглашение охранения памятников культуры в Пакте Рериха, это призыв к истинному энтузиазму духа, к ярому огню Сердца, к духовному возрождению и мощному эволюционному восхождению. Каждый должен в Сердце искренне выбрать либо борьбу за Культуру, просвещение и Красоту, либо – против. Таким образом, Пакт способствует обнажению истинной человеческой сути и проявлению холодности, горячности или серого безразличия. И в борьбе за Культуру необходимо собрать все силы, вооружиться чистой искренностью и проявить непоколебимую настойчивость и волю. «Во имя Культуры, во имя священного, прекрасного, научного нужно быть не только обуянным, но и неотвратимо прилежным. Ведь в этом понятии будет заключаться и оздоровление духа народов», – пишет Н.К. Рерих [3, стр. 242].

Как можно не охранить Культуру и искусство, все прекрасные накопления прошлых поколений. Это кладезь накоплений всего человечества, мудрость народа, прекрасное проявление качеств его Души. Не охранение искусства и Культуры не должно быть возможным. ««В искусстве таятся семена созидания, а не разрушения…». «Искусство есть примирение с жизнью». «Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства». Именно в беспредельном искусстве можно производить лучшие наблюдения над состоянием человеческого сознания <…>. Ведь <…> искусство беспредельно, и творчество, опознанное или тайное, законченное или незаконченное, проникает всюду»». Так определяют свое отношение к искусству «великие люди русской литературы Гоголь и Жуковский» и великий русский художник Николай Рерих.

Охраняя Культуру и искусство, мы охраняем связь с прошлыми поколениями, охраняем память о творцах прошлого, наполняем душу смыслом и красотой этого творчества. От создания культуры в прошлые века, до ее сохранения и накопления в настоящем и именно в будущем – одна из основных идей, которая интуитивно чувствуется в провозглашенном Пакте Рериха. Пак Рерих – это нить, связывающая прошлое и будущее величие духа человеческого.

Сказано: «Говори по сознанию собеседника» [Знаки Агни Йоги, 328]. Но как можно для всего человечества сказать о Культуре, призывая тем самым к духовному наполнению и устремляя к прекрасному и светлому, к Красоте. Именно так, как это сделал Николай Константинович Рерих, создав Пакт о сохранении Культуры.

Вместе с тем Пакт, это призыв не только к сохранению памятников Культуры, но и к самому творчеству, это устремление к прекрасному, к светлому, это, наконец, наказ о любви. Нельзя оставаться творцом без несения чистого огня любви к творчеству как таковому вообще и к совершаемому в частности. Вместе с тем любовь, это ключевой закон мироздания, закон эволюции Космоса. Можно сказать, что вот так по сознанию для человечества звучит «Песнь любви», выраженная в Пакте о сохранении Культуры и Красоты. Вслушаемся в эти слова «Понятие Культура, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание. Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также и ответственность свою перед сложением светлого будущего» [1]. Сколько трепета, торжественности и величия в них, сколько мощного огненного порыва и энтузиазма. Так может писать только истинный служитель и почитатель всего прекрасного.

В заключении произнесем напутствие всем борцам за Культуру, за ее сохранение и преумножение словами Апостола Павла, приведенными в статье Н.К. Рериха «Пашня культуры» «С оружием правды в правой и левой руке, в чести и бес­честии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».

Список литературы

1. Н.К.Рерих, Культура и цивилизация / Москва, Международный Центр Рерихов, 1997 – 200 с.

2. Н.А. Бердяев. О культуре. – Антология культурологической мысли. М., 1996. С.195-198.


3. Знамя Мира / Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк. – Москва, 2005.