11.07.2017 18:42

Знамя Мира в творчестве Рерихов

Т.С. Захарова, магистрант культурологии БГУКИ, г.Минск

Ю.М. Воронцов, российский юрист-международник, так сказал о Пакте Рериха: «Пакт Рериха – это очень благородный Пакт, между прочим. Это инициировано человеком высокой культуры, который очень болел за все, что связано с культурой, и очень хотел, чтобы культура в этом мире сохранялась. Для меня лично, как для международника, Пакт Рериха примечателен тем, что он был выдвинут одним человеком. Идея была выдвинута одним человеком. Ни государством, ни правительством, ни группой правительств. Индивидуально один человек пробивал эту идею долго и упорно».

Первый международный договор по защите культурных ценностей (Пакт Рериха) был подписан в 1935 году. Инициатором и автором Пакта стал великий русский художник, ученый, путешественник, мыслитель и общественный деятель Николай Константинович Рерих (1874 – 1947).

Н.К. Рерих закончил юридический факультет Петербургского университета (1898 г.) и одновременно Императорскую Академию художеств (1897 г., класс А.И. Куинджи).

Согласно философскому мировоззрению Н.К. Рериха, Культура как таковая, рассматривается в качестве одного из важнейших устоев эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества. Исходя из концепции приоритета Культуры в системе Культура-цивилизация (по Н.К. Рериху), сохранение и обогащение культурного наследия способствует формированию позитивной энергетики культурного поля, вне которого человек не может развиваться и эволюционировать. Таким образом, человечество теряет богатство возможностей эволюционного развития из-за войн и разрушения культурного наследия.

В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» – белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие культурные достижения человечества, окруженные кольцом вечности. Знак ЗМ можно трактовать и так: синтез науки, искусства и религии в едином круге Культуры.

Знамя Мира –  символ культурной преемственности, т.к. без прошлого нет будущего. «Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего», – писал Н.К. Рерих.

Знак Знамени Мира включает в себя два древних знака: знак триединства и круг. Круг в архаическом мировоззрении означает целостность, завершенность. В каком-то смысле круг является смыслом Мироздания, Земли, которая когда-то мыслилась диском.

Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Он был широко распространен: он восходит к древнейшим изобразительным схемам и основывается на без слов понятных древнейших универсалиях человеческого мышления. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. О значении Знамени Мира Н.К. Рерих писал в таких очерках как «Знамя Мира» (1939), «Знамя» (1932), и других.

При подготовке к подписанию Пакта было проведено три международных конференции. Николай Рерих проделал огромную подготовительную работу как юрист, ученый-мыслитель, художник. Рерих считал, что язык искусства универсален, т.к. понятен каждому человеку вне зависимости от принадлежности к той или иной культуре. В своих очерках в 30-е годы Рерих освещает эволюционное значение Культуры, Красоты, Знания. Ставит вопрос о неотложной деятельной защите Культуры, как государством, так и общественностью. Но вое время ставит навые задачи перед каждым человеком – каждый человек несет ответственность за защиту Культурных ценностей.  Художественное слово Рериха достигает самых сокровенных уголков души своей искренностью и воодушевлением. Тем более, что простым, доступным и вместе с тем высококультурным языком Н.К. Рерих пишет о процессах, связанных с эволюцией, а значит приобщает читателей к научному знанию, а именно: Культура – почитание Света, сотрудничество – это условие будущего эволюционного развития человечества и т.д.

Известно, что определённая несловесная  информация может передаваться при помощи произведений живописи, музыки. Язык искусства  – это своеобразная система знаков, которая понимается людьми независимо от национальности. Прекрасные полотна Н.К. Рериха, написанные в период подготовки Пакта воспринимаются на уровне подсознания. Если совместить смысл, заключенный на картинах Рериха со смыслом очерков 30-х годов, посвященных Культуре, Красоте, сотрудничеству, Женскому сердцу  – мы увидим, что  это два взаимодополняющих направления по разъяснению и утверждению Эволюционного значения Культуры и Красоты.

Знак Знамени Мира мы видим на картинах «Зарево» (1931), «Знамя Мира» (1931), «Знак Троицы» (1932), «София – Премудрость» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), , «Мадонна Защитница» (1933) и др. На этих полотнах мы видим совершенно новый, не известный древней цивилизации знак – Знак Знамени Мира.

Н.К. Рериху как художнику было важно свои мысли, философские воззрения запечатлеть на своих полотнах. Он считал, что язык творчества –  это язык сердца, понятный каждому народу во все времена.

Иниго Сарриугарте Гомес, анализируя живопись Н.К. Рериха, считает, что «в своей трактовке Рерих максимально отходит от физического ограничения, чтобы подняться в сферы духовного видения, для чего он использует изысканное и поразительное богатство своей палитры…

Помимо того что Николай Рерих был современным художником, он был великим гуманистом, и в этом смысле он знал, как сочетать лучшее в современном искусстве с лучшим из Ренессансного мышления. Удивительно – его питали два самых значительных явления в европейской живописи: Ренессанс и современное искусство».

Искусствоведы отмечают, что отблеск искусства Леонардо несёт на себе образ «Мадонны Орифламма». Мадонна Орифламма поднимает Знамя Мира в защиту культурного достояния человечества. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке. Картина «Мадонна Орифламма» или, как ее называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» специально посвящена Пакту Мира. Этой картине Н.К. Рерих посвятил гимн «Владычица Знамени Мира».

Высокой идеей защиты культурных достижений человечества вдохновлена картина «Мадонна-Защитница» (1933), которая под свой покров берёт город – символ культурных достояний всего человечества. Она охватывает своим плащом город и как будто сливается с ним. А на груди у Мадонны – знак Замени Мира. По мнению ученых, Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения (Бартоломео Капорали, 1482 и др.). Образу Милосердной Мадонны западных художников соответствует образ Богоматери на русских иконах «Покрова Пресвятой Богородицы». Через знакомые образы искусства прошлого Н.Рерих в настоящем пытается раскрыть вечные истины, связанные с будущим. Каждый человек имеет свои культурные корни, пристрастия. Знакомые образы, переработанные в современном искусстве и поднятые, благодаря художественному гению Н.Рериха на высоту понимания эволюционных законов, находят отклик у каждого человека. Можно отметить, что через прекрасные образы мы приходим к пониманию высоких истин, благодаря наследию Рерихов.

На картине «София-Премудрость», Рерих изображает Софию-Премудрость в образе воительницы. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – предводителя Небесного воинства. Вместо нимба Софии – диск солнца. София держит развернутый свиток, на котором изображен символ Знамени Мира – три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески «свято»: Свято Знание, Свята Красота, Свята Любовь. Философ и священник Павел Флоренский, изучая религиозную живопись, писал об облике Софии-Премудрости: «Огненность крыльев и тела её – указание на духовность, на полноту духовности». А философ Сергей Булгаков писал следующее: «И над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как … хозяйство Культуры». Н.К. Рерих развивает этот образ, дополняет новым смыслом, связанным с идеей защиты Культуры. На картине Знамя Мира развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями – это один мировой город, символ всех творений человеческого гения.

В переписке с бароном М.А. Таубе художник отмечал «…Первая идея Знака Знамени появилась у меня от иконы Св. Троицы в Сергиевской Лавре...». Посылая фотографию картины «Знак Троицы» (1932) Н.К. Рерих писал: «Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва».

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры, – говорится в книгах Учения. – <…> Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без Знания и величия Культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему Будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» [Иерархия, 331].

Н.К. Рерих отмечал: «Не будучи безжизненными пацифистами, мы хотели бы видеть Знамя Мира развевающимся, как эмблему новой счастливой эры».

Е.И. Рерих в год подписания Пакта приложила немало усилий, взяла на себя всю деловую переписку и сумела отстоять основные вехи Договора, в частности его название – «Пакт Рериха». Е.И. Рерих отмечала воспитательное значение ЗМ. Именно в этом видел главный смысл Пакта Рериха юрист-международник В.И. Чуркин.

Благодаря Е.И. Рерих мы можем говорить о знаках-символах с позиции ЖЭ.  Учение дает следующее пояснение: «Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно прозреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны. Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимания на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. Когда же люди остаются предоставленными себе, они полагают себя несчастными и покинутыми. Символы как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения, невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии» [АУМ, 437].

Г.Г. Пантелеева рассматривает значение букв-знаков АУМ следующим образом: «“А” есть Мысль-Основа, “У” есть Свет-Начало и “М” есть Тайна, Сокровенное» [АУМ, 132]. Сокрытая в этих трех знаках суть мироздания может быть глубже осознана при их сопоставлении с «ближайшими дарами эволюции». Учение выделяет, по крайней мере, три таких дара: «первый – психическая энергия, второй – движение женщин, третий – кооперация» [АУМ, 414]. Сказано также, что «каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлеченно» [4, 414], иначе говоря, действенно».

«Знамя вновь осознанной энергии поднято» [Община, 248].

Психическая энергия: «Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос», – предупреждает Учение [Община, 249]. Мысль Общего Блага в состоянии повысить энергетику человека, утончить ее вибрации.

Нить связи двух миров, видимого и невидимого, от начала вручена женщине. «Женщине дано, – пишет Е.И.Рерих, – являть мощь сокровенной жизненной энергии». Знак Знамени Мира, как следует из текста Учения, – это и «знак Матери Мира» [Иерархия, 348]. Грядущая эпоха Матери Мира основана на осознании сердца, поэтому «только женщина может решить проблему двух миров» [Сердце, 106]. Эпоха Матери Мира выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры. В то же время эта почетная миссия накладывает на женщин и особую ответственность как на хранительниц семьи и мира.

Кооперация в Живой Этике причисляется к признакам Новой эпохи. «Много о ней написано, но жизнь требует утончения этого понятия» [АУМ, 422]. В критических обстоятельствах спасительной выдвигается утонченное понимание кооперации как сотрудничества с мирами более высокого уровня организации, теми мирами, откуда «льется» живая мысль Беспредельности [АУМ, 14]. Решающее значение в такого рода сотрудничестве имеет качество мысли.

Благодаря деятельности Ю.Н. Рериха весть о Пакте Рериха была принесена в СССР. Воспитанный на идеях Учения ЖЭ, Юрий Николаевич представлял собой воплощение человека, применившего в жизни и творчестве идеи, заключенные в Знаке ЗМ. 12 апреля Ю.Рерихом была открыта первая выставка Н.К. Рериха в СССР, а через 2 года космонавт Ю.Гагарин первым совершит космический полет вокруг Земли. Не удивительно, что спустя много лет благодаря деятельности МЦР космонавты проведут космическую эстафету – Знамя Мира на борту космического корабля.

Российский космонавт Анатолий Соловьёв: «Культура — это основа построения общего земного дома человечества. Ради этой цели российские и международные общественные организации начали культурный космический проект «Знамя Мира».

Американский астронавт Майкл Фоэл: «Мы подняли Знамя Мира в космос, чтобы ещё раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. Полёты человека в космос — это первые шаги новой, единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира».

С.Н. Рерих поддержал инициативу Л.Живковой – Международная детская Ассамблея «Знамя Мира» под эгидой ЮНЕСКО. Болгария предложила ООН и ЮНЕСКО провести под Знаменем Мира Международный год детей, которым был объявлен 1979 год. Ассамблея «Знамя Мира» должна была стать своего рода прорывом в будущее. На фестиваль приглашались юные художники, поэты, композиторы, музыканты, певцы, артисты. Никакого соперничества, только радость взаимного узнавания и творчества были положены в основу Ассамблеи, её девиз – «Единство. Творчество. Красота». В Варне целый квартал старых по кладке домов был с любовью реставрирован и обращен в мастерские юных художников, галереи детского творчества, студии и кружки. Благодаря творческому сотрудничеству Л.Живковой и С.Рериха идеи Пакта Рериха и Знамени Мира помогли сформировать поколение болгар, которые приобщились к культурным проектам Л.Живковой; в основе этих проектов лежали идеи ЖЭ. За годы деятельности министра культуры Л.Т. Живковой болгарская культура получила толчок для эволюционного развития.

Вследствие сотрудничества с Л.В. Шапошниковой С.Н. Рерихом был основан общественный Центр-музей имени Н.К. Рериха в Москве. Знамени Мира посвящен один из залов общественного музея,  а на конференциях изучается эволюционное значение Пакта Рериха, Знамени Мира.

Благодаря семье Рерихов и деятельности МЦР, популяризирующей творчество Рерихов, мы имеем представление об эволюционном значении ЗМ, о том, что высокие идеи, знания, заключенные в ЖЭ, имеют практическое воплощение, как на Земле, так и в мирах иного состояния материи.

На мой взгляд,  каждый из нас в состоянии защитить Культуру в своей обычной жизни, уделить должное внимание Красоте и постараться выстроить доброжелательное сотрудничество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Электронная библиотека сайта МЦР

2. Каталог картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха / http://gallery.facets.ru/catalog.php