Monday, 25 December 2017 07:06

Вечер памяти Николая Константиновича Рериха в городе Бресте

14 декабря 2017 года в выставочном зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте состоялся памятный вечер, посвященный 70-летию со дня ухода из жизни выдающегося художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, Николая Константиновича Рериха.

Организаторами встречи выступили: Отделение МЦР в Беларуси и ОКЦ "Маяк" г. Бреста. Провели мероприятие - члены Отделения в городе Бресте А.В. Волков, Н.Н. Неровнова, В.В. Молош и друг Отделения Т.В. Молош.

У слушателей была возможность ознакомиться с любимыми музыкальными произведениями семьи Рерихов. Музыке в жизни Николая Константиновича принадлежит большое, значимое место. Вся его семья – супруга Елена Ивановна и оба сына Юрий и Святослав не расставались с ней на протяжении всей жизни. Посещали концерты, слушали пластинки с классической музыкой, переписывались и сотрудничали с лучшими музыкантами своего времени. Николай Константинович написал немало статей о музыке и музыкантах.

Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Ф. Лист, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель, Я. Сибелиус, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский и др. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывали дружба и совместное творчество.

Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, они слушали музыку. А ведь при снаряжении в такие экспедиции исключается каждый лишний килограмм груза, но это никогда не касалось патефона и пластинок.

Тонкость зрения и слуха величайших мудрецов человечества поражает своим совершенством. В «Письмах» Е.И. Рерих можно прочитать об удивительной космической перспективе дальнейшего развития человечества: «Утонченное состояние сердца вызывает особую деятельность всех чувств. Обоняние, слух, зрение, вкус действуют беспрерывно». «Фраза «И до четырнадцатого слуха слова достигают...» – означает тончайшую шкалу по качеству градации тонов, почти недоступную сейчас нашему земному слуху, но градаций этих может быть и 24. Так, ухо индусов воспринимает гораздо большую шкалу тонов, нежели ухо европейцев».

Б.Н. Абрамов, духовный ученик Н.К. и Е.И. Рерихов, писал в «Гранях Агни Йоги»: «Если остановиться мыслью на беспредельности качеств, то ступени восхождения духа приобретут более конкретный характер. Предел знания – всезнание, зрения – всевидение, слуха – всеслышание, и так далее – каждое из этих свойств беспредельно. Так устремление к любому из качеств приводит человека к возможности его бесконечного усиления и развития».

«Каждую способность и каждое качество духа человек может развивать беспредельно. Абсолютный слух не есть конец, но лишь только начало развития умения применения этой способности в области творчества. Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. Абсолютный слух нужен для творчества. Музыка сфер – продукт космического творчества. Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни».

Николай Константинович внимательно следил за научными открытиями в области цвета и звука. В «Листах дневника» он писал: «В Парижской обсерватории производятся в настоящее время опыты соноризации звездного неба. Как известно, всякий световой луч можно превратить при помощи так называемой фотоэлектрической клетки в звук и обратно. На этом основан говорящий кинематограф. Свет небесного тела, уловленный в телескоп и направленный на фотоэлектрическую установку, дает определенный звук: звезда, в буквальном смысле слова, поет. Из всех перепробованных звезд наиболее мелодичный звук дает Вега. Свету, из которого этот звук рождается, нужно 27 лет, чтобы дойти до Земли".  Конечно, цвет и звук неразделимы. Конечно, звучание светил небесных должно обратить мысль к величайшим осознаниям. …Если люди подумают еще и еще раз о свете и звуке, если они услышат звучания светлые, они подвинутся по пути расширения сознания…Запах кухни заменится высокими пространственными ароматами. Вместо закоптелого огарка чаще засверкают сияния света нездешнего. И тишина зазвучит…».

Н.К. Рерих указывал: «Без искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук – универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны» (1940).

В Записях Б.Н. Абрамова «Грани Агни Йоги» читаем: «Творчество нужно для обоих миров, и для Тонкого еще, может быть, нужнее, чем для плотного. Плотные построения разрушаются временем, тонкие – более длительные, огненные – навсегда. Творчество утверждается и развивается для Огненного Мира. Творчество – удел человека в мирах».

В программе этого вечера была использована работа Т.В. Дидовой «Музыка в жизни Николая Константиновича Рериха».