«Вселенная» Александра Маранова

(Выставка репродукций работ художника А.Маранова)

Ед­ва ли мож­но спо­рить с ут­верж­де­ни­ем, что ху­дож­ник от­ра­жа­ет в сво­ем твор­че­ст­ве ту ре­аль­ность, ко­то­рую он ви­дит. Но что та­кое «ре­аль­ность»? Толь­ко ли яб­ло­ки в ва­зе или сце­ны на ули­це? Ду­хов­ный по­иск – это ре­аль­ность? Те­че­ние вре­ме­ни – это ре­аль­ность? Тай­ны ми­ро­зда­ния – это ре­аль­ность? Мысль – это ре­аль­ность? Могут ли зри­мые образы пе­ре­дать по­лет мыс­ли?

Ху­дож­ни­ки, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать ко­с­ми­с­та­ми, к числу которых относится и А.Маранов, от­ве­ча­ют на этот во­прос сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. От­ве­ча­ют – ут­вер­ди­тель­но. Сво­им твор­че­ст­вом они пред­во­с­хи­ща­ют рас­кры­тие тех про­цес­сов ко­с­ми­че­с­кой эво­лю­ции, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в на­сто­я­щее вре­мя, но по­ка не мо­гут быть опи­са­ны сред­ст­ва­ми традиционного научного по­зна­ния. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о вза­и­мо­свя­зи че­ло­ве­ка и Вселенной, о ми­рах иных из­ме­ре­ний и иных со­сто­я­ний ма­те­рии – вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щих друг в дру­га и су­ще­ст­ву­ю­щих как еди­ная ре­аль­ность, о красоте этих нездешних миров.

Александр Маранов называет источником своих произведений «медитации». Это – не медитации в том смысле, который вкладывает в это понятие йога, исламские суфии, это не «умное делание» православных или католиков. Это состояния, когда будущая картина является художнику во всех своих подробностях, как целое, обладающее большим количеством деталей, которые удастся затем передать, как целое, обладающее композицией, залитое ярким, непередаваемым в живописи светом – и в то же время живое, подвижное, изменяющееся на глазах. Это – подобие яркого, запоминающегося на всю жизнь сна наяву, который затем переносится на холст так, как всякий художник переносит на холст виденное в натуре – с теми же мучениями и поисками цвета, света, соотношения линии, объёма, части и целого. Эти художнические «медитации», порождённые длительными, подспудными размышлениями, пристальным вглядыванием в какой-то предмет, цветок, человеческое лицо – хорошо известны многим живописцам. Ещё со времен Леонардо да Винчи умение приводить себя в состояние такого длительного творческого поиска желанно для профессионального художника. Правильнее всего назвать эти медитации – вдохновением.

Количество экспонатов выставки 24, формат 48 х 49,5 см.