05.04.2018 18:12

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА РЕРИХОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

aaaaВ 2018 году Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь продолжает свою культурно-просветительскую работу в соответствии с направлениями деятельности, обозначенными Международным Центром Рерихов, продолжает знакомить аудитории слушателей, как взрослых, так и подрастающее поколение с творческим наследием семьи Рерихов, трудами философов- и учёных-космистов, а также со знаменательными событиями и датами, посвящёнными Учителям человечества, духовным наставникам, подвижникам и просветителям.

aaaaВ городах и посёлках с успехом проводятся выставки Международного проекта, инициированного генеральным директором общественного Музея им. Н.К.Рериха в Москве Л.В.Шапошниковой «Пакт Рериха. История и современность», фоторабот Людмилы Васильевны, посвящённых Центрально-Азиатской экспедиции «По маршруту Мастера», выставки репродукций картин Н.К. Рериха «Обитель света», «Жемчуг исканий», картин художницы-космиста Елены Войновой-Богородицкой «Время Ангелов». Готовится к открытию выставка живописи художника-космиста А.Маранова. ...Сотрудники отделения в своих выступлениях используют богатый фото-  и видеоматериал, издания  Международного Центра Рерихов.

aaaaТакая плодотворная инициатива общественности всячески поддерживается сотрудниками музеев, гимназий, школ, представителями местной власти.

aaaaНациональный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок» радушно встречал в течение ряда лет все культурно-просветительские мероприятия, которые представлялись сотрудниками белорусского отделения. Ребят знакомили с творчеством художника, писателя и общественного деятеля Н.К. Рериха, белорусского художника М.А.Савицкого; проходили встречи, посвященные юной художнице Саше Путря и философским произведениям Дж. Кимельфельда. Большая заслуга в успешной реализации всей этой культурной программы принадлежит педагогическому составу «Зубрёнка» и организатору этих мероприятий Татьяне Сергеевне Егоршиной.

aaaa31 марта сотрудники отделения «МЦР» в Беларуси Попов В.М. и Захарова Т.С. провели лекции со школьниками на темы: «Держава Рериха» и «А.Л. Чижевский – Леонардо да Винчи ХХ века».

aaaaМероприятие о Николае Константиновиче Рерихе Владимир Михайлович начал со знакомства с творчеством ребят, поскольку на эту лекцию пришли юные дарования-поэты. Удивительным оказалась та необычайная гармония, красота и созвучие в прочтённом стихотворении одного из авторов со словами Н.К.Рериха, которые и продолжили повествование и путешествие в этот прекрасный мир под названием «Держава Рериха»: «Где величественные вершины блистают над головой и где слышны звуки водопада, человек достигает совершенства…Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высшие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности»

aaaaНепревзойдённый певец гор. Таким почитают Н.К.Рериха и в Индии, и в России. Горы, как символ возвышенного, прекрасного, того к чему следует человеку устремляться всё выше и выше. Искреннее, сердечное творчество в своём неустанном стремлении к лучшему, к совершенствованию – вот неотложная задача каждого дня, каждого труженика, в высоком несении светильника духа на построение всеобщего блага.

aaaaПисатель  Леонид Андреев сказал о творчестве художника: «Среди видимого открывает невидимое». Рерих являлся именно таковым, кто открывает невидимый мир через свое искусство и освещает его светом мир земной, меняя и преображая его. В этом высокая цель любого искусства!

aaaaРебята узнали о творческих задачах Н.К. Рериха: Центрально-Азиатской Экспедиции, Пакте, который носит имя этого выдающегося человека. Картины Николая Рериха раскрыли мир легенд и истинной Красоты, единства культур Востока и Запада. На просьбу ребят рассказать одну из легенд, Владимир Михайлович поведал о даре созвездия Орион – Сокровище мира – Чинтамани, легенде о Камне… Образ этот художник запечатлел на многих своих полотнах.

aaaaН.К. Рерих считал, что язык искусства, творчества – это язык сердца. Именно эта мысль оказалась созвучной ребятам: они с особым интересом слушали рассказ, задавали вопросы. Будем стремиться к прекрасному! Такие слова напутствия прозвучали юным талантам в конце мероприятия.

aaaaТ.С. Захарова посвятила свой рассказ творчеству и судьбе А.Л. Чижевского. Освещение творчества ученых-космистов – одно из культурно-просветительских направлений деятельности МЦР. В творчестве Александра Чижевского органично сплелись музыкальная одарённость, вдохновенная поэзия и живопись в стиле импрессионизма с высокими достижениями в науке.

…Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мира весь мир сосредоточен…
И жизнь повсюду, жизнь в материи самой,
В глубинах вещества от края и до края
Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

А.Л.Чижевский

aaaaВ 1913 году семья Чижевского переехала в Калугу, где произошло знакомство А.Л. Чижевского с К.Э. Циолковским. Научные труды Александра Чижевского можно отнести к трём взаимосвязанным направлениям. Они определяются словами: "Гелиобиология. Аэроионы. Эритроциты", Чижевского называют основоположником этих областей науки. И до него многие исследовали зависимость многих процессов от состояния Солнца, но только он представил гелиобиологию как самостоятельную отрасль знания. И до него многие изучали образования и физиологические эффекты аэроионов, но только он своим романтическим энтузиазмом придал этим исследованиям статус важной главы биофизики. И до него было проведено множество исследований электрических свойств эритроцитов и особенности их передвижения по кровеносным сосудам, но то, что сделал он, будучи узником концлагеря уникально. Эти его работы ещё ждут осмысления и развития. Мировое сообщество ученых в 1939 году издало Меморандум, посвященный профессору А.Л.Чижевскому, в котором были такие строки: «Но для полноты характеристики этого замечательного человека нам остается еще добавить, что он <…> является также выдающимся художником и утонченным поэтом-философом, олицетворяя для нас, живущих в XX веке, монументальную личность Леонардо да Винчи…».

Татьяна Святославовна в конце рассказа обратила внимание ребят на то, что подобные проекты можно начать делать им самим в своих школах при поддержке учителей, и посвятить эти проекты деятелям науки, искусства, литературы, культурным героям. Ведь благодаря таким людям человечество получает импульс для дальнейшего развития, эволюции.