Thursday, 19 April 2018 15:39

Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой "По маршруту Мастера" в Буда-Кошелёве

В г.Буда-Кошелёво открылась выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой "По маршруту Мастера".

Буда-Кошелево – городской районный центр Гомельской области Республики Беларусь. Приезжий в город удивится обновлениям, компактностью застройки: собранные в единый комплекс красивые современные здания железнодорожной станции и автовокзала, центральная площадь, парк и картинная галерея.

В настоящее время в Государственном учреждении культуры «Буда-Кошелевская картинная галерея имени Е.Е.Моисеенко» жители города, учащиеся общеобразовательных школ, посредством выставки фотографий Людмилы Васильевны Шапошниковой, идут «по маршруту» Центрально – Азиатской экспедиции Рерихов (1924 – 1928 гг.)

06.04.2018г. на торжественном открытии выставки «По маршруту Мастера» директор картинной галереи Л. М. Жукова, члены Отделения международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» Республики Беларусь С. Н. Шапочкина, Н. И. Габрусева, С. И. Афанасьева ознакомили присутствующих с творчеством Н. К. Рериха и Л. В. Шапошниковой. Говорили о великом значении Центрально – Азиатской экспедиции, провели по выставке фоторабот «По маршруту Мастера».

Людмила Васильевна Шапошникова – известный российский ученый, историк-востоковед, философ и исследователь творчества семьи Рерихов в 1976 – 1980 гг. прошла в одиночку, кроме китайской части, маршрутом Центрально – Азиатской экспедиции: Алтай, Монголию, Малый Тибет, Западные и Восточные Гималаи, Индию. В фотоальбоме «От Алтая до Гималаев» и трилогии «Великое путешествие» показала грандиозность и беспрецедентность экспедиции Рерихов, раскрыла ее историческое значение. Правдиво и достоверно оповестила миру о горном и горнем пути семьи Рерихов.

Л.В.Шапошникова – автор 35 книг и более 500 статей. Своим героическим трудом, несокрушимым устремлением следовать высоким идеям, содействовала возвращению в Россию более 200 художественных произведений семьи Рерихов. При содействии волонтеров и меценатов, под ее руководством, воссоздан памятник истории и культуры XVII – XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных», по завещанию С.Н.Рериха привезено в Россию наследие семьи Рерихов и создан общественный Центр-Музей Рерихов, в котором она 25 лет была несменным руководителем.

Экспедиция Н.К.Рериха, проходя по труднодоступным горным перевалам, цветущим долинам, раскаленной солнцем пустыне, открывала неизвестные науке перевалы, горные вершины, изучала историю, памятники культуры, собирала коллекции и образцы флоры и фауны. Записывала мифы, сказания и легенды, свидетельствующие о духовных учениях, космологических аспектах, о мудрецах и культурных героях, творческой красоте Природы.

На маршруте Н.К.Рерих делал зарисовки, эскизы, писал картины, где горы величественны, сюжеты загадочны. Рерихи посещали древние храмы, монастырские библиотеки, изучали рукописи, фрески.

Сам процесс экспедиции явился энергетическим импульсом, соединяющим разное время и разное пространство, производящее магнетическое действие для дальнейшего духовного развития человека. Это историческое творчество, производимое на маршруте Рерихами: Николаем Константиновичем, Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием, под водительством духовного Учителя, соединяло прошлое, настоящее и будущее в новую философскую систему познания космической реальности, о взаимосвязи человека с одухотворенным Космосом.

Идет «караван» по просторному полусферическому выставочному залу картинной галереи, захватывает дух от обширной, красочной выставки «По маршруту Мастера». Предводитель седовласая Людмила Васильевна Шапошникова, с фотоаппаратом на груди, пристально всматривается вдаль. Вот она на лошади на горном перевале «Кара-Тюрек» Алтая. Перед нами свидетели передвижения кочевых народов: петроглифы, менгиры, каменные «бабы». Привлекают портреты задумчивых молчаливых алтайцев окрестных сел Усть-Кан, Усть-Кокса. Влекут к посещению зияющие проемы пещер, устремляет к небу легендарная гора Белуха. Вот притаилось в горах со своими тайнами «Тайменное озеро», бурлит извиваясь по камням кучерявая Кучерла, катит вдоль перевала свои воды Катунь. Все это зовет познать облик, судьбу, прошедших по этому пути кочевых народов. Одни шли на Восток, устремлялись к горным вершинам, а другие – на Запад, к равнинам Сибири.

Привлекает внимание фотография бревенчатого дома – «Дом Атаманова». На нем мемориальная доска с барельефом Н.К.Рериха «Здесь был и работал в 1926 году известный русский художник Николай Константинович Рерих». В староверческом селе Верхний Уймон Рерихи прожили около трех недель. «Шибко хорошие люди были» – так говорят о Рерихах там и сейчас.

Красочно и заворожительно представлена в фотографиях Монголия. Уникален Улан-Батор современными домами и длинными улицами из юрт, древними монастырями, дворцами, статуями. Великолепный Музей истории религии, Дворец богдогегена, Монастырь Гандан. Здесь побывали Рерихи. Л.В.Шапошникова встречалась с их очевидцем, крупнейшим историком Монголии, академиком Ринчином, в пустыни Гоби наблюдала двухчасовой мираж: средь потресканной, красной, запекшейся земли – море и белые дворцы на острове.

Далее перед нами монгольская степь: пугливые верблюды, каменные «бабы», менгиры, петроглифы. Вот всадник – девочка лет пяти. Как писала Людмила Васильевна, в Монголии дети сначала учатся ездить на лошади, а потом уже ходить.

В 1979 – 1980 гг. Л.В.Шапошникова путешествовала в Малом Тибете, по Западным и Восточным Гималаям. Мы видим величественные горы, старинные буддийские монастыри, вросшие в скалы Ладакха и Сиккима, древние святилища. Самые древние в Тибете стелы – камни с изображениями богов. Божества в масках со страшными для нас лицами. Это означает, что Бога никто никогда не видел. Головной убор венчает голова змеи-кобры – символ знания и мудрости.

Древнее искусство: каменные изваяния, грифоны, петроглифы, птицеголовые олени, несущие на рогах солнце (звериный стиль), свидетельствуют о культе солнца среди кочевников, проходивших по Алтаю, Монголии и Тибету. Монастыри Ладакха хранят записи древней мудрости Востока. Стены храмов, святилищ покрыты красочными росписями.

Особое внимание «По маршруту Мастера» привлекает снимок с надписью «Ступа в Ше. Перекресток Будды и Христа». Как гласят сказания, что оба Великих Учителя, каждый в свое время, прошли здесь, и что Христос был в храме Хемис, около Лхасы, там учил простой народ. На окраине Ле – пруд «Иссы». Так называли Христа в Ладакхе и Кашмире.

Путешествуя по выставке, по части Индии, завораживает Кашмир. Красивые люди, горы, долины и озера. Мы видим отель «Недоу», где останавливались Рерихи, вышивальщиц кашмирских шалей, святилище нагов, культурных героев, богов – хранителей гор, долин и озер, дающие людям наставления и предписания как нужно жить. Вот дышат древностью храмы Шивы и Вишну. Везде изображения всепроникающей богини Великой Матери Мира, сидят неподвижно отшельники и садху.

Вот и древняя Кулута – Кулу, горная долина Западных Гималаев, где жила семья Рерихов последние двадцать лет. Боги, наги, мудрецы, как и в Тибете, главные герои в скульптурах, тханках, росписях, только лица как у людей. Маски украшены символическими знаками, драгоценными камнями. Во дворе виллы Рерихов стоит изваяние хранителя долины Гуга Чохан, а неподалеку большой гранитный камень, установленный жителями Кулу, на месте кремации тела Н.К.Рериха. Надпись на языке хинди гласит, что Махариши Николай Рерих – великий друг Индии. Махариши на санскрите Махатма – Великая душа, мудрец.

«Путешествующих» по выставке с портретов добродушно приветствуют: Святослав Николаевич Рерих, ламы Кенцзе и Ринпоче Рингу Тулку. Поражает своим величием священная гора Канченджанга. Ее видели Рерихи из окон дома, когда жили в Дарджилинге. Николай Константинович воспевал ее величие во многих картинах, создавая удивительную сиккимскую серию «Его страна».

Грустно стоит обросший лианами небольшой дом Рерихов в Калимпонге. Здесь в 1955 году не стало Елены Ивановны Рерих. На месте кремации тела стоит белая ступа. Такие ступы ставят над погребениями высоких лам, буддийских святых и Учителей. Рерихов в Индии почитали святыми. С благоговением помнят о них в тех местах, где они жили, проходили путями Центрально – Азиатской экспедиции.

Завершает маршрут по выставке фотография «Храм Встречи». Храм в окрестностях Дорджилинга, в котором произошла встреча Рерихов с Великим Учителем. Храм, где был разработан план экспедиции.

Выставка фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» раскрывает одну из граней ее великой многогранной деятельности по сохранению, исследованию, популяризации и защите наследия Рерихов. Велики ее достижения в области философии, истории, культурологи. Выражаясь достоверно и фигурально, она проследовала великий созидательный жизненный путь в горах на вертолете, в долинах, на измученной лошади, где одна подкова на четыре ноги, и старом выносливом газике, который, преодолевая каменистые, резкоизвилистые перевалы, всегда проезжал как раз после обвала скалы и резко тормозил у черты каньона. Л.В.Шапошникова прошла трудный героический путь, чтобы рассказать и показать нам величие Природы, величие Учения Посланников одухотворённого Космоса, в очередной раз объяснить живущим на планете Земля суть и предназначение человека, идущего путём космической эволюции.

 

София Афанасьева

Выставка будет работать до 08.05.2018г.