29.04.2018 12:56

Центрально-азиатская экспедиция Н.К. Рериха

В 2018 году отмечается 90 лет со дня завершения самой грандиозной экспедиции 20 века – Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Путешествие по труднодоступным районам Центральной Азии продолжалось с 1924 по 1928 гг. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.

По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции с 1975 по 1980 гг. прошла Л.В. Шапошникова – ученый-востоковед, бессменный директор общественного Центра-Музея им. Н.К. Рериха в Москве. Ей удалось пройти Алтай, Монголию, Индию, включая Западные и Восточные Гималаи. И только китайская часть маршрута оказалась по известным причинам недостижимой. Начиная с 1995 года Л.В. Шапошникова читала лекции на тему ЦАЭ, в которых раскрывала эволюционное значение экспедиции: «Центральная Азия всегда манила русских путешественников. Самые выдающиеся из них – Пржевальский, Потанин, Козлов, Роборовский – посвятили свои жизни ее изучению. Их маршруты пролегали по самым труднодоступным и неисследованным областям Азиатского материка. Предприняв свою Центрально-азиатскую экспедицию, Николай Константинович Рерих не только продолжил научно-экспедиционную традицию своих знаменитых предшественников, но и обогатил ее, проникнув в область Трансгималаев». Теме ЦАЭ Л.В. Шапошникова посвятила ряд работ, книг.

10, 12 апреля 2018 года в помещении библиотеки отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь были проведены лекции на тему «Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха». С.В.Хоняк подготовил интересные фото и видеоматериалы, посвященные ЦАЭ, семье Рерихов, маршруту ЦАЭ. Свой рассказ Сергей Валентинович начал со слов Л.В. Шапошниковой: «В жизни Н.К.Рериха эта экспедиция сыграла огромную роль. Первая половина его жизни была подготовкой к этому длительному путешествию, вторая же прошла под его знаком». Повествование о ЦАЭ началось с рассказа о том, как готовилась вся семья Рерихов к экспедиции на протяжении многих лет, в чём состояли задачи экспедиции.

В экспедиции участвовали Ю.Н.Рерих, Е.И.Рерих. Благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром» имели богатые возможности для плодотворной научной и исследовательской деятельности. Рассказывая об особенностях маршрута, Сергей Валентинович проводил параллель с сегодняшним состоянием историко-культурного наследия Центральной Азии. Следует отметить особенности самой ЦАЭ и повествования о ней – этот рассказ подразумевает освещение нескольких пластов информации и достижений, результатов путешествия.Насколько это было возможно, С.В.Хоняк отразил в своём рассказе различные аспекты  Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха и подчеркнул, что одним из результатов экспедиции явилось основание Института Гималайских исследований – Урусвати, который работал по принципам новой науки, основанной на философии Космической реальности – Живой Этике.

Институт Урусвати успешно сотрудничал более чем со 120 научными учреждениями мира. Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе Института. Елена Ивановна, являясь его Президентом-Основателем, была, по сути, ведущей в различных областях его научной деятельности. Николай Константинович, сочетавший в себе синтез искусства, науки и большие организаторские способности, был, также как Елена Ивановна, его основателем и идеологом. Рассматривая знания из разных наук как нечто синтетическое, не разбитое на различные области, Рерихи отразили эту идею в структуре самого института.

21 апреля в помещении библиотеки отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь была проведена лекция на тему «Серия картин Н.К.Рериха "Знамёна Востока". Во время экспедиции художник напишет несколько серий картин "Его Страна", "Знамёна Востока", "Майтрейя" и др. Т.С.Захарова - сотрудник Отделения МЦР, используя очерки и письма Н.К.Рериха, и статьи Л.В.Шапошниковой, Е.П.Маточкина, А.П.Окладникова и других, рассказала о содержании картин и смысле созданного ансамбля.

Путешествуя по миру, Н.К. Рерих убедился в общности духовных исканий человечества, в непреходящей ценности и жизненности этических заветов великих мыслителей. Н.К. Рерих смог перевести идею мирового единения на всем понятный язык искусства. В преддверии наступающей космической эры и глобальных проблем Рерих считал, что люди планеты должны наладить сотрудничество и взаимопонимание, вспомнить об истинных ценностях культуры, о знаках предуказанного преображения мира, вновь обратиться к образам святых и подвижников. «Святые становятся общечеловечны, принадлежат всему миру, как ступени истинной эволюции человечества». Рерих не случайно сравнил картины серии со знаменами. Знамя появилось в государствах Востока в древние времена как хорошо видимый знак для сбора и объединения воинов. И, видимо, художник хотел, чтобы его полотна, посвященные великим подвижникам, не только восхищали своей красотой, но и служили цели единения на путях духовного восхождения.

24 апреля в помещении библиотеки отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь была предложена видеолекция Л.В. Шапошниковой 1995 года, посвящённая Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Людмила Васильевна в своём докладе четко определила основные вехи экспедиции, рассмотрела наиболее важные моменты, связанные с маршрутом и задачами ЦАЭ. Центрально-Азиатская экспедиция по праву может претендовать на особое место среди экспедиций XIX  и XX веков. Пожалуй, ни одна из известных нам экспедиций не была снабжена таким количеством первоклассного художественного материала, как экспедиция Рериха. Картины, написанные выдающимся художником как во время Центрально-азиатской экспедиции, так и после нее, не были прямой иллюстрацией пройденного маршрута, какими обычно бывают экспедиционные зарисовки или фотографии.

Рериховские полотна не только дополняли собранный экспедицией материал, но и являлись самостоятельной частью этого материала, без которой он оказался бы неполным и незавершенным. Кистью написавшего эти полотна водила рука не только художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого. И тот, и другой словно слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией». Разъясняя эволюционное значение ЦАЭ, Л.В. Шапошникова в своей лекции осветила смысл понятия «Космический магнит», опираясь на знания ЖЭ.

 

Тема Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха ставит очень много вопросов и раскрывает большие возможности

для освещения эволюционных действий и творчества всей семьи Рерихов.