Monday, 24 September 2018 09:21

БУДУЩИЕ АРХИТЕКТОРЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ТВОРЧЕСТВОМ Н.К. РЕРИХА

22 сентября 2018 г. в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина»» сотрудники Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» провели лекцию на тему «Вехи творчества Н.К. Рериха» для студентов первого курса Витебского государственного технического колледжа.

Творчество Николая Константиновича  Рериха (1974 – 1947)– явление исключительное  в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Н.К.Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России , пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Чтобы познакомиться с Рерихом-художником и определить истоки его дарования, нужно обратиться к детским годам художника.  Путь становления Рериха-художника начался с увлечения археологией. Еще совсем юным Николай Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. Впоследствии  он отмечал: «Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, переносила зрителя в минувшую эпоху…надо изучать древнюю жизнь, как только возможно проникаться ею, пропитываться насквозь».

Картину «Гонец. Восстал род на род»( 1897 г.) Н.К.Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств. Николаю Константиновичу присвоили звание художника и вручили диплом Академии.   Это первая картина из серии «Начало Руси, Славяне», написанная на сюжет древнерусской истории.  Картина стала настоящей сенсацией, поражала точностью психологического видения времени. «Гонец» словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Этот метод, почерпнутый у своего учителя А.И.Куинджи, названный «сочинениями», как умение рисовать по памяти, положил начало историческому пейзажу, который, как разновидность жанра, вошел в историю живописи с появлением картины «Гонец …» на академической выставке 1897 года. Вслед за «Гонцом» буквально хлынул поток рериховских картин на темы древних славян.

Сотрудники белорусского отделения МЦР Т.С. Захарова и В.М. Попов подробно рассказали о творческом становлении художника Н.К. Рериха, о различных периодах его творчества, о творческом кредо художника. Во время путешествия по сорока древнерусским городам (1903–1904 гг) была написана серия архитектурных этюдов «Каменная летопись Руси», – более 90 этюдов, посвященных древнерусскому зодчеству. Рерих видел в красоте архитектуры древних городов особенности культурной жизни народа, его устоев и мировоззрения. Колорит древнерусского зодчества, по мнению Рериха, складывается из «достояний народов далеких и даже незнакомых друг другу». В паломничестве по древнерусским городам художник шел от изучения культуры славян и варягов к освоению византийской культуры, которая в средние века оказала влияние и на Запад, и на Русь. В дальнейшем Николай Константинович определит, что корни культуры ведут еще дальше: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся». Именно в этой поездке впервые оформилась мысль о защите святынь народных, о создании Красного Креста Культуры.

Общее культурное движение тех лет положило начало возрождению в России церковной живописи и зодчества. Наряду с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем к религиозной живописи обращается и Рерих. Художник изучал старинное искусство икон и стенной росписи в разных школах и эпохах. За период с 1906 по 1914 год им созданы десятки эскизов для наружного и внешнего убранства шести храмов, осуществлены росписи и мозаики.

Н.К. Рерих напишет о своем творческом кредо: «Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим. <…> Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества».

В 1922 г. Н.К. Рерих создаёт в Америке серию картин «Санкта» (Святые). Эти шесть картин явились результатом осмысления заветов Преподобного Сергия Радонежского. От осмысления заветов общинной жизни и истинного сотрудничества – серия картин «Санкта», Н.К. Рерих в Индии приходит к мысли об объединении человечества на основе Культуры, приобщения к мудрости древних философских систем и религиозных учений. Художник создаёт грандиозную серию полотен «Знамена Востока» (1924–1926 гг). На них запечатлены основатели учений и религий, философы и подвижники, реформаторы и мыслители. «Выразителями лучших народных стремлений», «истинным украшением планеты» назвал их притягательные примеры Н.К. Рерих. Серия состоит из 19 полотен, центральным и главным фокусом которых является картина «Матерь Мира». Путешествуя по миру, Н.К. Рерих убедился в общности духовных исканий человечества, в непреходящей ценности и жизненности этических заветов великих мыслителей.

В 1935 году, благодаря подписанию Пакта Рериха – первого международного договора по защите культурных ценностей, на планете Земля был провозглашен лозунг «Мир через Культуру», предложенный мировому сообществу Н.К. Рерихом. Слово «Культура» Н.К. Рерих писал всегда с большой буквы. Разъяснению идеи Пакта и Знамени Мира Н.К. Рерих посвятил много прекрасных полотен. Этот период творчества иллюстрируют картины «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «София Премудрость» (1932 г.), «Белый камень (Знак Чинтамани или Конь счастья)» (1933 г.) и др.

Согласно философскому мировоззрению Н.К. Рериха, Культура как таковая, рассматривается в качестве одного из важнейших устоев эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества. Согласно концепции приоритета Культуры, в системе Культура-цивилизация (по Н.К. Рериху), сохранение и обогащение культурного наследия способствует формированию позитивной энергетики культурного поля, вне которого человек не может развиваться и эволюционировать. Таким образом, человечество теряет богатство возможностей эволюционного развития из-за войн и разрушений культурного наследия.

Картины, написанные Н.К. Рерихом накануне Великой Отечественной войны, в 40-е годы, являются размышлением на темы Великой Победы и будущего развития культуры славян: «Земля Славянская», «Победа» и т.д.

Болеет 1500 картин только Гималаев написано Н.К. Рерихом. Последние годы жизни художник провел в Индии, жил в долине Кулу. «Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы, Н.К. в полном смысле слова живет горним миром. Он наблюдает его во все часы дня и ночи и изображает на своих полотнах. Ранним утром он пишет восход, то, что тибетцы называют цешер «сверкание вершин», когда снега загораются ослепительным светом в предрассветной мгле, которая медленно опускается в долины. Запечатлевает он яркую феерию заката, когда бесконечные горные гряды, подобно волнам моря, лиловеют в лучах заходящего солнца. Перед зрителем проходит вся гамма настроений горного мира: суровые, недоступные вершины; область вечных снегов; облачное царство, скрывающее вершины во время летних дождей, когда туман на многие дни прячет от взоров красоту горной панорамы; грозные снежные бури, сопровождающие смену времен года. Все эти образы природы глубоко волновали Николая Константиновича» (Ю.Н. Рерих).

Знакомясь с биографией Н.К. Рериха в рамках выставок, посвященных его жизни и творчеству, можно отметить, что через любовь к своей Родине, благодаря изучению культуры России от самых её истоков, сформировалась самобытная глубина творческого стиля Н.К. Рериха.

Множество полотен своих он посвятил духовным Учителям человечества, их заветам и при этом оставался русским художником, неразрывно связанным с традициями русской культуры. «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» – напишет о себе и своей семье Н.К. Рерих. Жизнь и творчество Николая Константиновича дают яркий пример для каждого устремлённого сердца, как приобщиться к лучшим достижениям мировой Культуры и сохранить свои культурные корни, связанные с Культурой малой родины.

Лекция сопровождалась слайд-программой. В заключение прозвучали прекрасные стихи Н.К. Рериха:

Мальчику.

Над водоёмом склонившись,
Мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо,
Как отразилось оно.
Оно самоцветно, бездонно».
«Мальчик мой, милый.
Ты очарован одним отраженьем,
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри,
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать Великое Небо.
Своими руками глаза себе не закрой».

После лекции будущие архитекторы ознакомились с экспозицией выставки «Держава Рериха» и «Пакт Рериха. Знамя Мира», которые предоставлены Культурно-историческому комплексу борисовским рериховским общественным объединением «Культура и знание».