Wednesday, 17 October 2018 19:23

К ДНЮ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА

Аааа 9 октября 2018 года исполнилось 144 года со дня рождения Николая Константиновича Рериха (09.10.1874 – 13.12.1947) – всемирно известного художника, выдающегося борца за культуру, просветителя, мастера литературного слова, философа и мыслителя. На нашу планету не часто приходят Вестники красоты, чистоты и культуры, труженики «Светлого Града», миротворцы, вдохновители человеческих сердец на подвиг духа. Именно таким человеком был и остаётся Николай Константинович Рерих.

Аааа В этот день в зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте сотрудниками ОМОО «Международный центр Рерихов» было проведено мероприятие, посвященное этой знаменательной дате. Расположение центра очень символично. Напротив – Брестский академический театр драмы, слева – Брестский театр кукол. Трое их, словно три амарантовых сферы в круге Культуры. В фойе центра декоративный маяк. Вот-вот зажжётся его воображаемый луч, указующий путь к Свету. Над головой светильник. В нем тот же прекрасный символ – символ знамени Мира. В выставочном зале Общественно-культурного центра уже пятый год экспонируется выставка скульптур Алексея Леонова «Вестники Космической эволюции». Философы, мыслители, общественные деятели, ученые, религиозные реформаторы – словно мудростью веков окутывают их образы, наполняют благодатной энергией пространство. В центре зала под Знаменем Мира скульптуры Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.

Н.К. РерихАааа Как часто случается, божественный дар, таланты у великих людей проявляются очень рано и достаточно широко. Так было и с Николаем Константиновичем Рерихом. Уже в годы учебы в гимназии его пытливый ум тянулся ко всему прекрасному и глубокому в связи с чем его увлекала история, и искусство. Тогда же, в гимназические годы, он начал много заниматься археологическими раскопками и исследованиями. Очень рано проявилось стремление Н.К. Рериха к литературному творчеству. «С увлечением записывал он былины, предания, народные сказы. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями. Среди них – «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» и пьесы на исторические темы», – писал П.Ф. Беликов. А в 1891 году Николай Константинович начинает систематические занятия живописью под руководством М. Микешина.

аааа Открыто, без устали, радостно, настойчиво и стремительно Н.К. Рерих продвигался по ступеням совершенствования своего мастерства. Весь день Рериха-студента был расписан по часам: утром – занятия в Академии, после обеда– университет, затем– работа над эскизами, позже– вечерние классы и практические занятия в Академии, поздним вечером и до двенадцати ночи – чтение, литературная работа, встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках. Так широк был круг его интересов, но более всего привлекала живопись. В 1895 году в дневнике Николая Константиновича появилась запись: «Большое событие! Я в мастерской Куинджи». О годах учебы у А.И.Куинджи Н.К. Рерих впоследствии тепло вспоминал: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни».

Гонец. Восстал род на род. Н.К. Рерих (1897)аааа Тогда же, во время учебы Николай Константинович много и насыщенно беседовал на тему культуры с известными деятелями искусств – Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и многими другими. Все глубже погружался он в творчество, много трудился на поприще искусства и в ранние годы из-под его кисти вышли: «Гонец. Восстал род на род»(1897), «Поход»(1899), «Заморские гости» (1901), «Зловещие» (1901−02), «Город строят»(1902), «Ростов Великий»(1903). В то же время появились первые серьезные статьи: «Иконный терем», «Искусство и археология», «На кургане», «По пути из Варяг в Греки», в которых Николаем Константиновичем затрагивались вопросы о связи науки и искусства, об охране и реставрации исторических архитектурных памятников, о художественной ценности старинной русской иконы. Это были первые вестники будущего обширного движения в защиту культуры, вылившегося в создание Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Культура словно окутывала его своей красотой, высоко вибрационной сутью, словно поглощала все его существо и наполняла собой душу и сердце. Чувство глубокой наполненности культурой Николай Константинович пронес через всю жизнь.

Он долго смотрел и спросил,
что у меня есть самое любимое?
Самое дорогое? Я отвечал:
«Красота». – «Самое любимое
ты должен оставить». – «Кто
заповедал это?» – спросил я.
«Бог», – ответил пустынник.
Пусть накажет меня Бог –
я не оставлю самое прекрасное,
что нас приводит
к Нему.

Н.К. Рерих. «К нему»

Мадонна Орифламма. Н.К. Рерих (1932)аааа Далеко во все стороны летит огненный зов Н.К. Рериха о Культуре: «Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции». Этот зов был восторженно принят в самых широких кругах культурной и научной общественности. Идею Пакта приветствовали Р. Роллан, Р. Тагор, Б. Шоу, А. Эйнштейн. А 15 апреля 1935 года, после проведения трех международных конференций, в Белом Доме в Вашингтоне произошло торжественное подписание Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего приоритетность защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Отличительным знаком Пакта Николаем Константиновичем было предложено Знамя Мира – «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и Единения».

аааа Пакт Рериха – словно зов к единению созидателей красоты против оков темного невежества. Он непременно является актом светоносного действия. От создания культуры в прошлом, до ее сохранения и накопления в настоящем и именно в будущем – одна из основных идей, которая интуитивно чувствуется в провозглашенном Пакте Рериха.

аааа Мысли о Пакте нашли отражение во многих художественных полотнах Н.К. Рериха, написанных в тридцатые годы: «Мадонна Орифламма» (1932), «Знамя Мира» (1931), «Мадонна Защитница» (1933), «Зарево» (1931), «София Премудрость» (1932)…

аааа Сегодня впору создавать новый Пакт о защите культуры, «о защите культуры в мирное время». В такой защите сейчас нуждается Международный Центр-музей имени Н.К. Рериха в Москве, имеющий статус общественного культурно-просветительского центра. О выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных и разрушении Музея имени Н.К. Рериха в видео интервью, показанном присутствующим, рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко.

Преследуют Культуру пасквилянты,
Их ложь ползучая – за нею по пятам...
Такое ремесло у них – чернить таланты,
Сомненье сея в человеческих умах.

М. Озолиня. «Ложь ползучая».

Армагеддон. Н.К. Рерих (1940)аааа Предчувствуя сложные мировые события, происходившие в 30-40 годы Николай Константинович создал такие полотна, как «Гибель Атлантиды» (1928), «Армагеддон» (1936, 1940), «Ангел последний» (1942). В них остро чувствуется предупреждение о надвигающейся угрозе Второй мировой войны.

Час пробил роковой – бушует океан,
Армагеддон вовлёк в воронку много стран...
С безжалостной ордой, бездушною и злой,
За светлый Новый Мир зовёт труба на бой...
В сраженье мировое включаются народы,
Волнуются Стихии и чуткая природа...
На волоске качается планетная судьба...
Меж Светом и меж тьмою– жестокая борьба!..

М. Озолиня. «Час роковой».

Вестник. Н.К. Рерих (1946)аааа Одной из важнейших тем, к которой обращался Николай Константинович в своем творчестве, получившей у него глубокое философское содержание, стала тема Учителей Мудрости – Махатм. Учителя населяют далекую прекрасную Страну, Страну чистого Света и Красоты – Шамбалу. Бытуют легенды, что лишь один человек в столетие из мира людей может попасть в ее чертоги. Этой прекрасной возвышенной стране, месту средоточия духовных энергий и месту силы, его связи с миром людей посвящено много сказаний и легенд. На заре новой лучезарной Эпохи Великие Светлые Учителя шлют огненные Знаки преображения Мира. Кристаллизация этих огненных Знаков проявлена через картины Н.К. Рериха «Чинтамани» (1936), «Вестник» (1922, 1946), «Шамбале Даик (Весть Шамбалы)», «Весть Шамбалы (Стрела-письмо)» (1946).

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
………………………………………
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.

Н.К. Рерих. «Пора»

аааа Лейтмотивом всего творчества Н.К. Рериха, как литературного, так и художественного проходит тема героизма. В картинах «Клад захороненный» (1917), «Тайные знаки» (1921), «(Рыцарь вечера) Всадник заката» (1918), «(Рыцарь ночи) Всадник ночи» (1918), «Светлый витязь (Воин Света)» (1933), «Защитник (Облако стрелок)» (1937), «Меч Гесэр-хана» (1931), «Звезда Героя» (1932) мы видим мужественный образ служителя общему благу, незримого героя, жертвенно устремленного к молчаливому подвигу.

аааа На протяжении вечера звучали стихи Н.К. Рериха и М.Р. Озолини в исполнении Николая Зубко, Валентины Пейданович, Галины Борушко, Людмилы Савченко, Човжика Ивана, музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта и С.В. Рахманинова, фрагменты видео презентации «Николай Константинович Рерих. Страницы творчества», созданного научно-философским обществом «Мир через Культуру». В завершении вечера был показан виртуальный тур по залам Музея имени Н.К. Рериха «Музей, который потеряла Россия».

«Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением…
Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру.
Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего
».

С.Н. Рерих