Tuesday, 30 October 2018 14:58

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ С.Н. РЕРИХА

 

Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой... Поиски Красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные моменты жизни нужно мыслить о Красоте.

Святослав Рерих

23 октября 2018 года в выставочном зале общественно-культурного центра «Маяк» г. Бреста прошел праздничный вечер, посвященный 114 годовщине со Дня рождения младшего сына Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов Святослава Николаевича Рериха (1904-1993).

С прозвучавшей «Поэмы» чешского композитора Зденека Фибиха, в исполнении сотрудников ОМОО «Международный центр Рерихов» А.В. Волкова (скрипка) и Н.Н. Неровновой (фортепиано) начался вечер.

Святослав Николаевич Рерих – личность многогранная. Художник, искусствовед, архитектор, инженер, ученый-естествоиспытатель, этнолог, религиовед, философ, предприниматель, просветитель, общественный деятель – как и все члены этой уникальной семьи, он отличался редким синтезом разнообразных талантов и сфер их приложения. Написал тысячи картин, несколько книг, занимался поисками противораковых средств, руководил крупными культурно-просветительскимими учреждениями и создавал их сам, координировал работу множества общественных организаций на нескольких континентах, закладывал основы новой, одухотворенной науки, нового образования и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России[1].

Все эти разнообразные и трудносочетаемые на первый взгляд занятия не помешали развитию уникального живописного таланта Святослава Николаевича. Сложившись как художник под влиянием творчества отца, которого он считал своим главным учителем, сотрудничал с ним и был достойным продолжателем его традиций, Святослав Рерих довольно рано заявил себя как яркого, самобытного мастера, утверждавшего свой собственный путь в живописи. Уже в самом начале этого пути он знал, что хочет сказать людям своим искусством, и неустанно совершенствовал свою технику, делая ее все более послушным инструментом для воплощения близких ему идей, постоянно искал новые выразительные средства, отвечающие задачам искусства новой эпохи, которую Рерихи называли эпохой энергетического мировоззрения, познания тонких энергий, глубинных аспектов жизни. Много путешествуя по свету, Святослав Николаевич учился на лучших достижениях мировой культуры, претворяя их в своем творчестве. Но именно в Индии, которая приобрела для него значение неиссякаемой сокровищницы всевозможной красоты, древних знаний и непрерываемой культурной традиции, он нашел наиболее созвучные своему искусству мысли, формы, ритмы, краски и сюжеты. Основной темой его живописи становится теперь природа и народ Индии, ключом к постижению которой он считал ее религиозно-философские учения, проникнутые ощущением космичности жизни.

Как и отец, Святослав Рерих был мастером универсального склада. С равным успехом он работал в самых разных техниках и жанрах, в числе которых были и аллегорические композиции на волнующие его темы. В 1930-е годы он пишет первые картины из своего так называемого библейского цикла, переосмысляя канонические сюжеты в контексте энергетического мировоззрения. В конце жизни художника вечные темы получат свое воплощение в большом философском цикле, в котором кисть мастера запечатлела красоту реальности миров иных измерений.

Благодаря организаторскому таланту Святослава Рериха, инициировавшего создание Индийского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, Республика Индия с первых же своих шагов включилась в орбиту мирового эволюционного движения, подписав в 1948 году Пакт Рериха по охране культурных ценностей.

Тогда же при активном участии Святослава Николаевича была учреждена Всеиндийская Ассоциация изобразительных искусств, и на посту ее вице-президента он многое сделал для координации и объединения деятельности различных художественных союзов, обеспечения государственной поддержки молодых талантов. Другой его насущной заботой было пробуждение интереса к искусству в обществе, утверждение в массовом сознании особой роли культуры.

Будучи глубоким и самобытным философом, носителем идей Живой Этики, он осмысливал и развивал наиболее близкие ему положения этого Учения, и прежде всего положение об эволюционной роли Красоты. В начале 1950-х годов он пишет книгу «Искусство и Жизнь», размышляя на ее страницах о тесно связанных между собой искусстве жизни и таинстве искусства. Исходя из тезиса, что вся эволюция мира стремится к Красоте, совершенству, он рассматривает проявления космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает тонкоэнергетические механизмы воздействия Красоты на сознание человека. И с этих позиций раскрывает источники и назначение под­линного искусства, утверждает высокую миссию художника, который, настраиваясь «на эволюционные течения» и открывая нам глаза «на все более возвышенную красоту, вносит свой вклад в великую задачу развития более совершенного человечества, созидания более совершенной жизни».

Более трех десятилетий оставаясь последним из Рерихов, Святослав Николаевич тревожился за судьбу наследия своей семьи. В течение многих лет он не находил отклика в чиновничьих сердцах, пытаясь решить вопрос о создании музея Н.К. Рериха на родине и возобновлении работы Института «Урусвати» в Кулу. Лишь при М.С. Горбачеве в октябре 1989 года был учрежден Советский Фонд Рерихов (впоследствии переименованный в Международный Центр Рерихов), и уже в мае 1990-го переданное в дар обширнейшее наследие, прибывает в Москву и становится основой создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

В заключение вечера был показан фильм-расследование «Правда о завещании Святослава Рериха», созданный студией «Зов культуры». Непростая ситуация, сложившаяся в настоящее время с наследием семьи Рерихов, переданным Святославом Николаевичем Рерихом, глубоко затронула многих людей во всём мире.

Как и все Рерихи, Святослав Николаевич  верил в высокое предназначение России и видел в ней «пространство Будущего». Во имя этого Будущего он трудился и призывал других своим неизменным девизом: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»



[1] Святослав Николаевич Рерих / Международный Центр Рерихов.