19.02.2019 19:19

ВЕСТНИК КРАСОТЫ

ааааа2019 год – год юбилеев, памятных дат, связанных с семьей Рерихов, семьёй всемирно известных деятелей культуры. Рассказывая о творчестве и жизненном пути одного из членов удивительной семьи, всегда вспоминаем и всех остальных. Ведь свой подвижнический путь на ниве Культуры они проделали вместе, дополняя друг друга и помогая друг другу раскрыться в полную силу творческих возможностей.

ааааа«...Как апофеоз героического подвига... мы видим «Победителей клада» — четыре фигуры выносят Огненное Сокровище из горных ущелий». (П.Ф.Беликов. «Рерих. Опыт духовной биографии».) В конце жизненного пути Н.К. Рерих вновь обращается к теме клада как символу знания и духовного наследия. Он повторяет первую и последнюю картины из этой серии. «Прометеи» извлекают из недр глубинные сокровища, чтобы обогатить человечество огнём духовного знания.

ааааа23 января в Беларуси, в г. Витебске открылась выставка репродукций картин С.Н. Рериха «Вестник Красоты». Имя Святослава Николаевича Рериха — живописца, ученого, просветителя, яркого общественного деятеля, человека многогранных талантов – широко известно во всем мире. Выставка была организована сотрудниками Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска "Двина"» и Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь. На открытии собрались все поколения г. Витебска, около 70 человек. Юные музыканты приветствовали всех интересными музыкальными композициями, создали торжественное настроение на открытии выставки.

аааааС приветственным словом к присутствующим обратилась Садоводова Инна Васильевна, младший научный сотрудник комплекса. Она поделилась своими впечатлениями от выставки работ Святослава Рериха, о том прекрасном впечатлении, которое оставляет встреча с творчеством великого мастера. Постижение тайны Красоты, как принципа эволюции всего живого – одна из главных задач, которую всю жизнь постигал С.Н. Рерих.

аааааДиректор культурно-исторического комплекса Елена Дмитриевна Черных поздравила всех с открытием выставки «Вестник Красоты» в год, посвященный малой родине в Беларуси. От осознания богатства и особенностей культурного наследия и традиций своей родины мы приходим к выводу, что культура нашей Беларуси является одной из жемчужин в ожерелье мировой культуры, и это осознание помогает нам приобщиться к мировым культурным сокровищам. Творчество Святослава Рериха показывает, как через самосовершенствование художник создает свой собственный стиль, манеру письма. Языком живописи художник высказывает свои мысли на различные темы современности, ищет ответы на вопросы, которые волновали людей во все времена. Елена Дмитриевна наблюдала становление и развитие общественного Центра-Музея им. Н.К. Рериха в Москве. Совершенно очевидно, что творчество всей семьи Рерихов многогранно и будет представлять интерес для многих поколений. После торжественной части открытия выставки сотрудник белорусского Отделения МЦР Татьяна Святославовна Захарова провела экскурсию.

аааааДаже при кратком знакомстве с картинами Святослава Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всем проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Экспозиция «Вестник Красоты» представлена несколькими разделами.

аааааПортретная живопись

аааааСвой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей.

ааааа«Мой отец и моя мать, — вспоминал художник, — были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья».

ааааа«Моя Матушка, которая …была замечательной женщиной…, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами…, она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно». – писал Святослав Николаевич.

аааааОб искусстве портретной живописи С.Н. Рерих писал: «В целом процесс написания или моделирования портрета — это процесс постепенного выстраивания, где каждый мазок или дополнительный цвет имеет свое особое значение, усиливающее общий эффект. Чрезвычайно важным фактором была и остается также степень согласованности между художником и моделью. Бывает так называемое сотрудничество, молчаливое общение — и в результате возникает прекрасное полотно или скульптура, которые несут в себе некую, не поддающуюся измерению частицу присутствия модели».

аааааС.Н. Рерих написал более 30 портретов своего отца. «Главным моим учителем был мой отец. Он был не только учителем живописи, но также он был моим наставником в жизни, … с ним я работал не только на поприще искусства, но во многих культурных начинаниях» – утверждал художник. В то же время, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения. На выставке представлены портреты родителей Елены Ивановны и Николая Константиновича, старшего брата Юрия, жены художника Девики Рани, ближайшего друга и соратника семьи Рерихов Кэтрин Кэмпбелл и другие.

аааааПейзажная живопись

ааааа«Я всегда уже с детства увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости как погружение в природу и читать ее книгу мудрости. Она разлита во всем: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов в цветах… И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам», – писал С.Н. Рерих.

аааааПавел Фёдорович Беликов, библиограф семьи Рерихов, отмечал, что блистающие краски, еще с детства запавшие в душу Святославу Рериху, симфонией звучат теперь практически в каждой его работе. Открытые им приемы выражения красоты посредством создания цветовых ритмических созвучий оригинальны и еще не вполне осмыслены современным искусствоведением.

аааааИндия

ааааа«Я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И, передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал. Я люблю жизнь. Меня жизнь всегда интересовала». Жизни индийцев их труду, быту, повседневным занятиям, их мечтам художник посвятил ряд полотен. «В подобных картинах, сочетающих бытовые сцены с пейзажем, Святослав Рерих раскрывает глубокий смысл жизни, единство её разнообразия. В этом сложном круговороте нет «пустоты», нет «большого» или «малого». Всё необходимо и на своём месте незаменимо», – П. Ф. Беликов.

аааааМногие полотна можно назвать живописным гимном жизни человека, музыкальным произведением. Красота разлита повсюду. Краски на полотнах художника поражают разнообразием ясных, чистых тонов. Даже нехитрая одежда индийца переливается фантастически богатыми тонами. Когда мы видим маленькие фигурки людей на фоне природы, мы понимаем как мал человек, но в то же время, именно человек является центральным фокусом картины.

аааааС.Н. Рерих: «Тема мечты о любви звучит в картине «Молчание»». Всё застыло в ожидании освежающего ливня, вся природа томится от летнего зноя. Неподвижно море вдали: его гладь не тронута даже лёгким ветерком; словно изваяние застыл буйвол. Прислонившись к дереву, девушка мечтательно откинула голову. Колорит картины, кажется, насыщен до предела, большие плоскости ярких локальных тонов дополняют друг друга, выявляют красоту каждого цвета в отдельности, и все вместе они звучат мощным аккордом. Фантастическая цветовая характеристика: лиловая земля, сиреневый ствол дерева, голубая собака – созвучна ирреальности мира мечты.

аааааВеликой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника. Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов С.Н. Рериха. Его как художника и мыслителя привлекала в первую очередь тайна Красоты рукотворной. «Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них».

аааааКартина «Подвиг» – об одиночестве героя, который поднимается на вершину. Это одиночество особого рода, когда никто не знает, чего стоит человеку смотреть выше и дальше и нести свое назначение.

аааааО произведении «Вестник» художник говорил следующее: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции».

аааааВопросы современности

ааааа«А что же относительно самих художников? Творцы должны осознать свою ответственность перед человечеством. Сознавая значение своего влияния на жизнь, на будущие поколения, художники должны не жалеть усилий в самосовершенствовании и стремлении достигнуть наибольшей возможной широты видения и восприятия», – С.Н. Рерих.

аааааРяд полотен Святослав Рерих посвятил изучению вопроса взаимодействия человека и современной цивилизации («Ты не должен видеть этого пламени», «Воззри человечество», «Мы сами строим свои тюрьмы»). Художник обращает внимание на то, что нужно подходить с осторожностью к тем открытиям, которые даёт нам цивилизация, наука. Как правильно создать более прекрасный и совершенный мир?

аааааКогда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас все лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста. Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины — в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. (Н.К. Рерих «Святослав»)