28.03.2019 11:02

ПРАЗДНИК "ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ" (г. Брест)

ааааВ календарных датах этот день не отмечен как праздничный, но для всех, кто прикоснулся к Учению Живой Этики, он является самым торжественным и значимым. Именно 24 марта 1920 года были записаны первые строки Учения, которому предстоит открыть дверь в будущее нашей планеты, став основой мировоззрения XXI века.

аааа24 марта в выставочном зале Общественно-культурного центра «Маяк» состоялась торжественная встреча, посвященная Дню Учителя. Под величественные звуки прелюдии к первому акту оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера были прочитаны стихи Ольги Слеповой сотрудником отделения МЦР в Республике Беларусь А.В. Волковым.

О знаниях
Откуда к нам приходят знанья?
Откуда озаряет свет людей?
Един источник Мирозданья –
Пространство. В нём хранилище идей.

Даются в сказках знаний искры.
Легенды, мифы мудрости полны,
Открытия науки смыслы
Меняют в жизни, озарив умы.

Мир познаём через искусство
И философию, религий свет,
Когда возвышенное чувство
Цветёт в душе, как райских яблонь ветвь.

Путями разными к нам знанья
Летят с небес. Их ждёт Земля.
Для роста нашего сознанья
Приносят их в веках Учителя.

На Иоаковых ступенях
Ученику Учитель зовы шлёт,
И по сердечным тонким звеньям
Он знания ему передаёт.

 

Н.К.Рерих. Да здравствует Король!

Прекрасный сияющий Образ картины –
Великий Учитель средь горной Твердыни.

А с Ним ученик Его и ученица.
Их дух на вершину взлетел, словно птица.

С Учителем вместе, в искрящемся свете,
Они огонь Знания дарят планете,

Меч мирный и щит, чтоб душа человека
Красивой и чистой была век из века.

Ступени к высотам – крутые, как горы,
И путь восхожденья – тернистый, не скорый.

Да здравствуют Те, Кто ведут нас Горами,
Наш путь освещая своими огнями!

Да здравствуют Те, Кто открыл людям Вечность,
Сверкающий Космос, его Бесконечность!

 

Посвящается Семье Рерихов

Среди семейных человеческих букетов
Есть русская Семья из солнечных цветов.
Она планете подарила столько Света,
Что хватит для цветенья будущих садов!

Семья художников, философов, учёных
И охранителей Культуры, Красоты,
Идеями любви высокой окрылённых,
Её несли они со звёздной высоты!

Творенья Рерихов – подвижников деянья!
Для Родины они трудились каждый миг.
Для них весь мир был полем жизни, созиданья,
А мысль питал Отечества святой родник.

Семья великая. Букет их - гармоничный!
Из четверых в нём каждый – огненный цветок.
В своём немеркнущем сиянье безграничном
Они объединились в пламенный поток!

 

Посвящается С.Н.Рериху и Л.В.Шапошниковой

Как часто мы не видим рядом
Того, кто к Свету нас ведет,
Его подолгу ищем взглядом,
Хотя знак сердце подает.

Вот Он – Учитель, Воин Света,
Обычный внешне человек,
Но сколько звездных песен спето!
Их не заглушит грозный век.

Ведущему – венец терновый,
Злословья стрелы, клевета…
А Он приносит Знанья снова,
Что мир спасет лишь Красота!

Он знает, что наступят сроки,
Его признают, вознесут,
Ну а пока Он – одинокий
Средь толп, что по Земле бредут.

Как часто мы не видим рядом
Звено в цепи Учителей.
Но кто прозрел сердечным взглядом,
Тот вслед готов идти скорей…

ааааАнатолий Валентинович ознакомил присутствующих с выступлением Людмилы Васильевны Шапошниковой на вечере в Международном Центре Рерихов в 1999 году, посвященном Дню Учителя, а также с третьей главой «Великий закон» из статьи «Учителя», взятой из научно-художественного альманаха Международного Центра Рерихов «Утренняя звезда», № 1, 1993 г.

ааааУчительство представляет собой основу человеческой культуры, без которой она практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области нашего труда, творчества, образования обязательно присутствует Учитель. Тема Учителя проходит через всю нашу историю. Меняются формы и задачи Учительства, меняются области, в которых оно действует, но всегда остается принципиальная его основа - передача знаний и навыков. В этом отношении школьный учитель или мастер, обучающий ученика, находится в одной цепи с Великим Учителем или Космическим Иерархом. Их отличает друг от друга лишь качество и уровень энергетики. Чем выше энергетика Учителя, тем шире его информационные возможности. Великий Учитель - это сущность, связанная с Космосом и его Высшими иерархическими структурами. Он приносит на нашу планету не только знания, которые нужны ей в данный период ее эволюционного развития, но и необходимую ей энергетику. Ибо эволюция движется изменением или точнее повышением этой энергетики. Великий Учитель ее упорядочивает, создавая энергетические основы для развития нового мышления, для дальнейшего расширения сознания, для совершенствования энергетической структуры самого человечества. Будда и Христос, Лао-Цзы и Конфуций, Платон и Сергий Радонежский, Моисей и Нагарджуна и им подобные появлялись на Земле в переломные моменты ее истории и духовной эволюции. Они создавали тот энергетический фон, при котором становился возможным переход на более высокий эволюционный виток.

аааа"Восстань! Пробудись! - сказано в одном из древнеиндийских источников. - Найдя Великих Учителей, слушай! Путь так же труден для следования, как острие бритвы. Так говорят мудрецы". Путь, "как острие бритвы". Чем ближе к Великому Учителю, тем труднее, тем требования выше. По пути Великого Учителя идут Его ученики. Если Учитель и ученик следуют Великим законам Космоса, если они оба гармонично, как этого требуют законы, вписаны в бесконечный ряд Беспредельности, то каждое звено или элемент этого ряда несет в себе две функции - Учитель - ученик. Каждый Учитель, имея Учителя, является учеником. Каждый ученик по отношению к тем, кто стоит ниже его на иерархической лестнице, является Учителем. Космическое явление Учительства несет в себе взаимодополняющие функции Учитель-ученик. Всякого рода отклонения в этом космическом ряду есть нарушение Великих космических законов. Всякое неуважение к Учителю есть отступление от пути эволюции и развития.

аааа"Кто же может сказать словами всю цепь Учительства? Или она осознана подобно змию знания или без нее мрак, сон, одержание". Именно в Учительстве космический смысл эволюции выражен наиболее ярко и последовательно.

ааааОпираясь на древнюю духовную традицию, используя опыт, накопленный многими тысячелетиями космической эволюции человечества, Живая Этика, пожалуй, более, чем иная другая философская система или учение, разработала явление Учительства на самых разных его уровнях. "Необходимо утвердить новый подход путем принятия понятия Учителя", - читаем мы в одной из ее книг.

ааааВся сверкающая палитра космического значения Учительства заключается, на мой взгляд, между двумя удивительными мыслями, которые мы находим в Живой Этике: "Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным, прибавь свою жемчужину!" .

ааааИ вторая: "Гуру не нуждается в почитании, но доверие к Учителю будет единственной жизненной связью с Высшим Миром. Познав ценность доверия здесь, на Земле, можно перенести такую же степень доверия и по всей Иерархии".

ааааПервая мысль дает нам представление о цели космической эволюции человечества - "прибавь свою жемчужину", т.е. достигни своего места в Космической иерархии Учителей. Путь духовной эволюции, путь совершенствования человека и его восхождения идет от ученика к Учителю, на каком бы уровне этот путь ни проходил. В конечном счете, превращение ученика в Учителя и есть превращение человека из объекта эволюции в ее субъект. Познание Учительства начинается с Земли, с нашего физического мира. Именно об этом вторая процитированная мысль. Здесь, на Земле ученик вырабатывает те качества, которые необходимы будут и для контакта с космическими Учителями. Ибо Учитель, Гуру, кем бы он ни был, на какой бы ступени ни стоял, будет всегда связью с Высшим миром для ученика, если последний следует Великому космическому закону доверия, преданности и любви к Учителю. В бесконечной цепи духовного восхождения от земного ученичества до Космического Учительства действует один и тот же Великий Космический Закон, связывающий ученика земного Учителя с Космическим Иерархом. "Принять понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность". Именно понимание Учителя и формирует четыре эволюционных типа людей. Для людей на первой, самой низкой ступени отсутствует понятие Учителя. Для представителей второй ступени Учитель, как таковой, играет лишь эпизодическую роль, и они не соотносят себя с Учителем. Третья - когда начинается постижение Учителя земного и возникает у ученика та необходимая с ним связь, которая готовит первого для контакта с Космическим Учителем. Этот контакт получает полное развитие, когда человек переходит на четвертую ступень. Есть еще и пятая ступень - архаты, бодхисаттвы, махатмы - которые уже добавили свою жемчужину к космической Иерархии.

ааааСтепень осознания Учительства есть та серебряная нить, которая держит на себе весь путь духовного совершенствования человека. Именно эта степень осознания и создает ту энергетику, которая необходима для дальнейшего продвижения. "Энергия есть основа всего, - пишет Елена Ивановна Рерих, - ибо в ней одной заложены все возможности". Учительство же является одним из мощнейших энергетических источников и действует как фактор, ускоряющий эволюцию человечества. Этот момент особо подчеркивается в книгах "Живой Этики". "Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам или Великим Учителям", - отмечает в одном из своих писем Е.И.Рерих. И еще: "Если бы не великое самопожертвование небольшой группы Высших Духов, воплощавшихся на протяжении эонов, при каждом поворотном пункте в истории планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом же направлении малого числа Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов".

ааааКниги "Живой Этики", продвигающие нас на пути осознания задач эволюции, обращают основное внимание на ту роль, которую Учительство играет в этой эволюции. "Без Учителя не может быть звена в великой цепи творчества".
"Когда люди примут понятие Учителя, тогда подготовится новая ступень. Очень, очень много теряет сейчас человечество от этого неприятия, да, да, да! Все новые пути закрыты человечеству и искания должны начаться с этого принятия".

ааааИменно Учительство и его осознание сейчас определяет качество нашего перехода на новый эволюционный виток.

аааа"Только признательность к Учителю может открыть доступ к Вратам. Каждый, избравший свой собственный путь, должен познать одинокость своей орбиты, ибо только любовь и преданность к Иерархии включает дух в цепь Света. Так каждый решает свою карму. Только Светом мы приближаемся к Свету". Религии и различные философские системы всегда решали для себя вопрос о Высшей управляющей силе, называя и определяя ее по-разному: Абсолют, Логос, Брахман, Бог и т.д. Живая Этика вознесла на эту высоту Учителя, который вобрал в себя синтетически все предыдущие понятия.

ааааСвязь, возникающая между Учителем и учеником, всегда добровольна. Она укрепляется и держится на доступных любому человеку понятиях признательности, преданности, любви. "...только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания". Предательство в отношении к Учителю - самое страшное, что может позволить себе человек. Оно отбрасывает его назад, замедляет его путь, разрушает ту необходимую для эволюционного восхождения энергетику, которая, как правило, формируется под воздействием энергетики самого Учителя. Предательства на этом пути есть сознательные, продиктованные самостью, личными мелкими интересами и амбициями, неверием и невежеством, и несознательные, совершаемые людьми, не проникшимися пониманием Учительства, не постигшими Космической сути этого явления. Однако вне зависимости от качества стоящих за предательством причин, результат бывает тем же самым. Каковы бы ни были побудительные мотивы предательства, оно всегда есть нарушение одного из Великих Законов Космоса.

ааааЕсли мы внимательно исследуем нашу историю, то придем к неизбежному выводу, что человечество в целом никогда не существовало без Великих Учителей. Отдельный человек существовал, человечество - нет. Цепь огней Великих Учителей поднимается из древности, проходит через всю историю и достигает наших дней.

аааа"Учитель принял всю меру верности. Рука Моя руке путника - огонь во тьме. У щита Моего тишина гор".

ааааЭто - Великий Учитель Мория, пришедший в наш XX век и приславший нам своих Вестников - Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов.

аааа"Посылаю вам явление силы, ибо долог ваш путь и много камней у чужих ворот. Но вы уже видели цвет луча Моего, и вы, идя со Мною, уже побеждали Светила". Это одно из первых обращений Учителя к своим Ученикам.

"Чисто и сурово начните
Дело мое.
Помните о трудном начале
Лучших дел.
Храм сейчас заперт и молитва забыта в битве,
Но цветы духа вьются по ветхим стенам,
Ничто не остановит Руку Создателя
Новой ступени Мира
". (Листы Сада Мории, ноябрь 1926 г.).

ааааЖивая Этика повествует о Новой Йоге Огня, Йоге нашего предстоящего эволюционного витка. Давайте прислушаемся: "Пробуждение сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут великое перерождение мышления. На пути к Миру Огненному Моя Рука смещает энергии".

ааааВместе с новым эволюционным витком в обиход нашей планеты и в жизнь человечества войдет энергия огня. Но ничего само собой не совершается. Естественные природные процессы также одухотворены и действуют в согласии с сознанием человека.

аааа"...Ведущее начало есть Огненный Учитель. Не пройти без Него, не продвинуться без Него, не достичь без Него. Так запомним, творя лучшее будущее" (57). И еще: "Явлю Мою Волю водворения Живой Этики и очищения Учения. Без этого пути к Огненному Миру нет. Величайшее задание - утвердить новое тонкое сознание. Моя Воля передает Таре (Е.И.Рерих - Л.Ш.) Мои Заветы". Эти слова отражают всю действительность и непреложность Великого Космического Закона Учительства.

ааааВ заключении праздника прозвучали стихи Ольги Слеповой в сопровождении музыки из увертюры к опере «Тангейзер» Рихарда Вагнера.

 

Алтарь Музейона

Дом Муз, Музейон, Храм Культуры.
В нем есть свой священный алтарь –
Мерцающий в чистой лазури
И в огненных искрах хрусталь.

Кристалл – символ чистого сердца
Подвижников, Учителей,
Кто, словно лучами солнца,
Нам светят средь жизненных дней.

Они нас ведут за собою
По лестнице к храму души,
И с каждой ступенькой крутою
С надеждой шлют зов: «Поспеши!»

 

Скажи, Учитель…


- В чём смысл нашей жизни, Учитель?
- Весь мир и себя познавать,
И звёздную нашу Обитель
Любовью, мой друг, наполнять.

И к Истине мыслью стремиться,
И в радости творчества петь,
И в духе свободною птицей
В мирах бесконечных лететь.

- А в чём этой Истины мудрость?
- Все вещи божественны, друг!
Прекрасное вспыхнет сквозь грубость,
Испив чашу горестных мук.

- Успеем ли в жизни, Учитель,
До Истины этой дойти?
- Ты вечный космический житель
С горящею искрой в груди!

Ты видишь жемчужные бусы –
Пример проявлений твоих?
Добавь в ожерелье искусно
Сияние бусин живых!..

- Спасибо, Учитель! Мы – вместе,
Я так благодарен судьбе.
- Храни, друг, нить нашу для вести.
Разрыв тяжек Мне и тебе…

 

Предстояние в молитве

Как хочется Прекрасный Лик
В себе подольше удержать!
Продлится пусть подольше миг…
Позволь Тобою мне дышать!

От Сердца к сердцу мне бы нить
Пульсирующую принять,
Твоих Огней сосудом быть,
Твой Жар Земле передавать.

Так хочется Тебе помочь,
Растить надежное плечо,
Преображать с Тобою ночь
Своей духовною свечой.

Пред Светлым Образом Твоим
Мне б постоянно предстоять,
С Тобой, Любимым и Родным,
В просторах радужных летать…