Friday, 19 April 2019 17:19

Музыкальные концерты в г. Бресте, посвященные Международному Дню Культуры

aaaaДвадцатый век стал самым разрушительным в истории культуры: в пламени военных пожарищ погибают не только тысячи людей, но уничтожаются культурное достояние человечества и бесценные творения человеческого духа. Воплощения мудрости и красоты превращаются в прах.

aaaaВ первой половине прошлого века русский художник Николай Рерих решил разорвать замкнутый круг самоистребления человечества. Он предложил миру Пакт Рериха – специальный международный договор, признанный строить Мир через Культуру. Святослав Николаевич Рерих, младший сын Николая Константиновича вспоминает: «Эти идеи постепенно формулировались у него. Что необходимо создать какие-то условия, которые может быть дали человеку новые направления думать о том, что самое главное, самое прекрасное в жизни это то, что принадлежит всем, общее достояние всего человечества, в данном случае искусство, памятники древности, то, что именно дала нам наша культура».

aaaa«Культура» в переводе с санскритского дословно означает «почитание света», выражающее стремление к познанию прекрасного, идеалам и самосовершенствованию. Изучать культуру, помнить о ней и оберегать её необходимо постоянно. Ведь именно потребительское отношение к природе, разрушение исторических памятников, кризис духовности в обществе, погоня за материальными ценностями – всё это первейшие признаки бескультурья. А совесть, сострадание, гордость… – эти чувства присущи только человеку, и воспитывать и развивать их можно только с помощью истинной культуры.

aaaaПоэтому, чтобы еще раз подчеркнуть важность всех сфер деятельности культурного мира, был учрежден специальный праздник – Международный день культуры (World Day of Culture), который отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля. Он был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который стал известен в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

aaaaВ рамках Международного Дня Культуры в выставочном зале Общественно-культурного центра «Маяк» в городе Бресте состоялся ряд музыкальных концертов, организаторами которых выступили представители Общественно-культурного центра «Маяк» и сотрудники Белорусского отделения ОМОО «Международный центр Рерихов».

aaaa11 апреля 2019 года состоялся концерт учащихся Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы Циолты Николая (3 курс), Кондрачука Дмитрия (2 курс), Забродоцкого Павла (2 курс). Вел концерт молодых музыкантов-аккордеонистов их преподаватель Стрелов Дмитрий Борисович.

Д. Б Стрелов, педагог Музыкального колледжа им. Г. Ширмы (г. Бреста)

aaaaНиколай Циолта исполнил четыре произведения, первым из которых прозвучала «Прелюдия и фуга си минор» из второго тома ХТК И. С. Баха.

Учащийся Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы
Николая Циолта (3 курс)

aaaaВ пояснении к исполняемой музыке Дмитрий Борисович отметил, что монументальный цикл прелюдий и фуг И. С. Баха, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, композитор ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении).

aaaaИз всей династии Скарлатти – одной из самых выдающихся в музыкальной истории – наибольшую славу снискал композитор и клавесинист Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего, как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля. Из обширного наследия композитора живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: «Не жди – будь ты дилетант или профессионал – в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Звучала соната ля мажор Доменико Скарлатти.

aaaaМузыка французского баяниста Ф.Анжелис звучала этим вечером не единожды. Николай Циолта исполнил две части из его сюиты «Пекин 2011».

aaaaФранк Анжелис родился 13 ноября 1962 года в городе Мелун (под Парижем). В раннем возрасте начал заниматься музыкой и освоением концертного баяна, параллельно играя на других инструментах, в частности, на фортепиано.

aaaaВ возрасте 17 лет он завоевал Гран-При на международном конкурсе баянистов. А двумя годами позже Франк завоевал Трофей Мира на международном конкурсе в Кастельфидардо (Италия). Карьера Франка как исполнителя активно развивалась: он стал победителем многих национальных и международных конкурсов.

aaaaПроизведения Франка Ажелиса – это современные и оригинальные композиции, в которых можно услышать сплав музыки разных эпох и направлений. Эти композиторские находки свидетельствуют о богатой творческой фантазии автора и развитой музыкальной культуре. Создатель таких музыкальных зарисовок имеет широкий кругозор, опыт исполнительства и, несомненно, большой талант.

aaaaВ опыте концертного исполнительства Франк Анжелис черпает личное вдохновение, которое делает из него прекрасного автора музыки произведений академического баянного стиля, а также инструментальной, вокальной и симфонической музыки.

aaaaЧетвертым произведением в исполнении Николая Циолты звучала «French Touch» Р. Гальяно.

aaaaМузыку Ришара Гальяно часто называют «почти случайным сплавом», ведь в ней можно услышать одновременно пронзительно-щемящее звучание аргентинского танго, бразильских мелодий и свинга, традиционного французского шансона и классических баллад, влияние афро-американской культуры и отголоски классических произведений великих композиторов. Но в случайности трудно поверить, если речь идет о музыканте, который сумел объединить традиции и современность, о друге и ученике Астора Пьяцоллы, придумавшем, подобно своему наставнику и создателю «tango nuevo», новый жанр – «new musette».

Учащийся Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы
Кондрачук Дмитрий (2 курс)

aaaaКонцерт продолжил Дмитрий Кондрачук. В его исполнении прозвучали: «Прелюдия и фуга до минор» из II тома ХТК И. С. Баха, «Соната соль мажор» Д. Скарлатти, «Партита №2 – «Мактуб» I, III, IV части А. Нижника.

aaaaАртем Нижник (род. 18 июня 1980 в г. Артемовске Донецкой области, Украина) музыкант-исполнитель на баяне, композитор, педагог и дирижер. С 2018 г. проживает в г. Санкт-Петербург (Россия). «Мактуб» – слово арабского происхождения, имеющее множество трактовок, но основной смысл его сводится к следующему – «так написано», «так суждено», «судьба». В одном из интервью, композитор так сказал об этом произведении: «Я написал его из спортивного интереса, как попытку посмотреть – могу ли я сделать что-то «хитовое», с мелодиями, гармониями традиционного типа, доступное для восприятия самого разного слушателя. Может быть, я скажу немного нескромно, но судя по количеству исполнений «Мактуба» в Сербии, Украине, Польше, Германии и других странах – мне это удалось».

Учащийся Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы
Кондрачук Дмитрий (2 курс)

aaaaВ завершении своего выступления Дмитрий Кондрачук исполнил «Концертный этюд на тему А. Пьяццоллы» Ф. Анжелиса.

aaaaЗавершил концерт Павел Забродоцкий, в исполнении которого прозвучали «Прелюдия и фуга си мажор» из I тома ХТК И. С. Баха, «Соната ля минор» Д. Скарлатти, «Сюита в 3х частях» Ф. Анжелиса, «Праздник на Молдаванке» В. Власова.

Учащийся Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы
Забродоцкий Павел (2 курс)

aaaaВиктор Петрович Власов - композитор, педагог, исполнитель.

aaaaЕго творчество отмечено самобытностью и тесно связано с традициями украинской и русской музыкальной классики, продолжает линию новаторского использования фольклора. Его произведения изданы в Украине, России, Германии, Югославии общим тиражом свыше миллиона экземпляров, постоянно звучат в программах национальных и международных конкурсов и фестивалей, включены в учебные программы, хрестоматии.

aaaa14 апреля 2019 года в 13 часов состоялся концерт учащихся народного отделения третьей гимназии города Бреста. В исполнении молодых музыкантов, многие из которых только начинают постигать азы музыкальной грамоты и погружаются в прекрасный мир музыкальных звуков, прозвучали русские и белорусские народные песни, а также их обработки. Инструментарий исполнителей очень богат – гитара, балалайка, домра, скрипка, баян, аккордеон.

Сотрудница Белорусского отделения ОМОО МЦР Н. Н. Неровнова

aaaaПеред концертом со вступительным словом выступила сотрудница Белорусского отделения ОМОО «Международный центр Рерихов» Наталья Николаевна Неровнова. В своем выступлении Наталья Николаевна отметила огромную значимость культуры и ее сохранения для последователей. Она также рассказала о том, что этот праздник связан с одним замечательным событием, которое состоялось 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, когда представителями Соединенных Штатов и 20-ти стран Латинской Америки в присутствии президента Ф. Рузвельта был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор получил название Пакт Рериха, так как его инициатором был великий русский художник, ученый, путешественник, общественный деятель Н.К. Рерих.

Сотрудник Белорусского отделения ОМОО МЦР А. В. Волков

aaaaВел концерт сотрудник Белорусского отделения ОМОО «Международный центр Рерихов» Анатолий Валентинович Волков. В начале концерта Анатолий Валентинович привел слова Татьяны Владимировны Черниговской, советского и российского учёного в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, член-корреспондента РАО, заслуженного деятеля науки РФ (2010), доктора биологических наук, профессора о важности музыки в жизни человека и о благотворном влиянии музыки на сложный механизм нейронной сети человеческого мозга.

aaaaПо мнению Татьяны Владимировны, язык взялся из музыки. Вначале было пение, ритмы. Музыка древнее, чем вербальный язык. Заниматься музыкой с раннего возраста крайне важно. К примеру Эйнштейн был большим почитателем И.С. Баха и В. А. Моцарта. Он всю жизнь играл на скрипке и утверждал: «Я живу в музыке. Без этого я не могу думать. Это способ настройки на кристально четкое думание. Музыке нужно учить всех». Т. Черниговская говорит: «Я думаю он переключал мозг на другой регистр. Это вообще другой режим работы. Он играл в квартете с Крейслером. Иногда, когда он ошибался, Крейслер вопрошал: «Вы что считать не умеете?»

aaaaМежду музыкой и математикой по мнению Татьяны Владимировны существует прямая связь. Кроме того, музыка связывает деятельность мозга, сознания и подсознания. «Что такое музыка? Для ученых, это звуковая волна. Она несется, бьется в барабанную перепонку, далее по слуховому нерву и т.д. Это происходит у всех, у кого есть слух. Является ли музыка музыкой для комара или для мышки. Чтобы она стала музыкой должен быть подготовленный мозг. И музыка становится не в умах, а вот тут в мозгу. Ученые из Италии на опытах пришли к выводу, что многократное прослушивание «Времена года» Вивальди очень способствует укреплению памяти и особенно у пожилых людей, – отмечает Т. Черниговская, – то, что происходит в мозге, это и есть музыка. Мы сейчас знаем, что мозг – это огромная нейронная сеть. Но память – это не кладовка, не библиотека, это живой текст, который все время переписывается. И пока мы с Вами говорим это уже несколько раз переписалось, и мы будем вспоминать последний вариант. Она переписывается все время. Это сложнейший механизм. Мы приходим с генами и какой-то вариант нейронной сети уже есть. И когда человек предстанет перед Создателем, то он предъявит ту нейронную сеть, которая у него записана на мозге пока он жил и этот текст зависит от того что он слушал, с кем он общался, что он читал, о чем он думал, на что он смотрел, куда он ездил. Единственное, что мозг не умеет, так это не учиться».

aaaaОткрывал концерт ученик первого класса Павел Богатель (баян). Вот как о Павле отзывается его педагог Голенко Олег Борисович: «О Павлике можно сказать с уверенностью – талантливый, удивительный ребенок. За шесть-семь месяцев занятий он достиг таких результатов, какие удивят любого учителя, даже самого требовательного и взыскательного. Если у него иногда что-то не получается на уроке, он смешно фыркает и защитно смотрит на дедушку, который сопровождает его на каждый урок, оценивая работу своего внука. А внук в такие мгновения становится похожим на маленького котенка, пытающегося защитить себя от неприятеля. У Павлика прекрасные родители. И судя по результатам его учебы, это самые лучшие родители».

aaaaПавел исполнил белорусскую польку «Зайграй же мне дударочку», обработки русских народных песен «Как под яблонькой» и «То не ветер ветку клонит», произведение композитора Джеймса Лорда Пьермонта «Джингл белз» (Веселые колокольчики) и белорусскую народную песню в обработке Куніцкага «Сядзіць камар на дубочку».

Учащийся первого класса Павел Богатель

aaaa«Гранатовый напиток». Композитор Евгений Ранехов. Исполняла учащаяся третьего класса Валерия Давыдова (гитара).

aaaa«Ехали медведи». Композитор Котельникова. Исполнял учащийся второго класса Иван Строк (класс педагога Кашубы Валентины, балалайка).

aaaa«Верхом на лошадке». Композитор А. Коробейников. Исполняла учащаяся третьего класса Диана Теплякова (класс педагога Рослюк Светланы Валентиновны, аккордеон).

aaaa«O vaso galo». Португальская народная песня. Дуэт аккордеонистов – Диана Теплякова и Александр Шумко.

aaaa«Осень». Вальс. Композитор В. Грейхман. Исполняла учащаяся шестого класса Соня Никонова (балалайка).

aaaa«Белый парус». Композитор Дмитриев. Исполнял учащийся четвертого класса Себастьян Яшевский (аккордкон).

aaaa «Детский концерт». Композитор В. Котельников. Исполняла учащаяся третьего класса Юлия Волк (класс педагога Кашубы Валентины, балалайка).

aaaaВедущий концерта А. В. Волков, продолжая тему «Мозг и музыка», привел слова Татьяны Черниговской: «Сам факт слушания прекрасной и сложной музыки приносит большую пользу. И будущим мамам можно сказать: «Слушайте хорошую музыку, смотрите на цветы, горы, реки, на водопады. Это очень мощное воздействие». Дети должны обучаться музыке и желательно начинать до семи лет. Это увеличивает пластичность мозга, способность учиться, образовывает новые связи в нейронной сети. А музыка это делает как ни что другое, потому что она подразумевает очень тонкий анализ. У детей идет лучше чтение и письмо, а когда они становятся бабушками и дедушками, то они отодвигают возможность возникновения болезни Альцгеймера на несколько лет. Если мы не будем учить детей музыке, не имея ввиду великих музыкантов, мы потеряем и Эйнштейнов, потому что мозг у них будет не так формироваться. Мозг должен быть готов к нетривиальным решениям. Конечно, если просто рабочим на заводе Форда, то пусть, а если к чему-то более высокому, к открытиям… Гуляешь по поляне, увидел бабочку, сделал открытие в квантовой физике».

aaaaМузыка раскрывает и связывает подсознание и сознание. Мозг музыканта отличается от мозга не музыканта. В мозге музыканта задействовано гораздо больше участков. Он гораздо более тонко и изящно настроен чем мозг очень умного, интеллектуального, но не владеющего музыкальным инструментом человека. У людей, занимающихся музыкой, нейронная сеть гораздо более развита и имеет больше связей. На вопрос: «Может ли музыка сделать нас счастливыми?» можно дать ответ: «Ее отсутствие может сделать нас несчастными».

aaaa«Мамбо». Эстрадный танец. Исполнял Александр Шумко (аккодеон).

aaaa«Македонская оро». Композитор Федорова. Исполняла учащаяся шестого класса Татьяна Теплякова (домра).

aaaa«Полька». Композитор П. Фрасини. Исполняла учащаяся четвертого класса Тереза Никонович.

aaaa«Белорусский танец». Композитор Митус. «Хава нагила». Еврейский народный танец. Обработка Рослюк Светланы Валентиновны. Исполняли Тереза Никонович (аккордеон), Себастьян Яшевский (аккордеон), Арина Мартысюк (скрипка).

aaaa«Мой родны кут». Композитор И. Лученок. Обработка Прошко. Исполняла Дарья Колос. (балалайка).

aaaa«Вальс». Композитор Е. Дога. Исполняла учащаяся шестого класса Анна Акамолкова.

aaaa«Карусель». Композитор Фоссен. Исполнял Виктор Кашевский.

aaaa«Либер танго». Композитор А. Пьяццола. Исполняли дуэт аккордеон, баян.

aaaaЗаключительный концерт, посвященный Празднику «День Культуры» состоялся 15 апреля 2019 года.

aaaaВо вступительном слове Наталья Николаевна Неровнова сообщила, что праздник «День Культуры» связан с одним замечательным событием, которое состоялось 15 апреля 1935 год в Вашингтоне, когда представителями Соединенных Штатов и 20-ти стран Латинской Америки в присутствии президента Ф. Рузвельта был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» как во время войны, так и в мирное время. Этот договор получил название Пакт Рериха, так как его инициатором был великий русский художник, ученый, путешественник, общественный деятель Н.К. Рерих.

aaaaСимволом Пакта Рериха стало Знамя Мира – белое полотнище с красной окружностью и тремя вписанными в нее красными кругами, символизирующими Прошлое, Настоящее, Будущее в кольце Вечности и Науку, Искусство и Религию в круге Культуры.

aaaaПрошло уже 84 года со дня подписания Пакта, но идеи его по-прежнему актуальны в мире, так как затрагивают самую основу нашего существования. Н. К. Рерих рассматривал Культуру как непременное условие сохранения мира на планете и как духовную основу бытия отдельного человека, его развития, самосовершенствования.

aaaaИдеи Н. К. Рериха о роли Культуры в нашей жизни находят отклик во всем мире. Все большее число людей начинает осознавать, что Культуру надо защищать и развивать, нельзя относиться к ней пренебрежительно.

aaaaСегодня День Культуры отмечают во многих городах и странах. В Аргентине и Литве этот праздник проходит на государственном уровне. Хочется верить, что этот светлый праздник будут отмечать в скором времени во всех странах мира.

aaaaВ концерте приняли участие студентки Брестского музыкального колледжа им. Г. Ширмы Анжела Пешко (второй курс, класс преподавателя Марины Александровой, концертмейстер Мария Устимчук) и Александра Филатова (третий курс, класс педагога Ковтун Елены Николаевны, концертмейстер Пальвинская Светлана Васильевна).

aaaaГенрих Венявский Каприс № 5 «Сальтарелла». И. С. Бах Партира № 1 си минор (сарабанда, дубль). Генрих Венявский «Скерцо–тарантелла». Исполняла Анжела Пешко.

aaaaЕвгений Глебов «Интермедия». Феликс Мендельсон концерт для скрипки с оркестром ми минор, I часть. Исполняла Анжела Пешко.

aaaaПьер Роде Каприс № 7. И. С. Бах Партита № 2, ре минор (сарабанда и жига). Пабло Сарасате Интродукция и тарантелла. Исполняла Александра Филатова.

aaaaФеликс Мендельсон Концерт ми минор I часть. Евгений Глебов Лирическая. Исполняла Александра Филатова.

aaaaВ завершение праздничного вечера присутствующим был показан фильм, созданный Международным Центром Рерихов «Пакт Рериха. Мир через Культуру». Фильм впервые был показан на международной научно-общественной конференции «80 лет Пакту Рериха», прошедшей в Музее имени Н.К. Рериха 8-11 сентября 2015 года. Подробнее:http://www.icr.su/rus/conferencies/20...