31.07.2019 05:29

В Минске состоялись Чтения, посвященные Л.В.Шапошниковой

fffff26 июля 2019 года в Минской областной библиотеке им. А.С.Пушкина состоялись чтения, посвященные Л.В.Шапошниковой. Организатором чтений выступило Отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь.

fffffЛюдмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – известный ученый-востоковед, писатель, философ, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ), почетный доктор Софийского университета, почетный доктор Академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Николаевича Рериха.

fffffОна является одним из основателей и директором общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Музей был создан под ее руководством Международным Центром Рерихов (МЦР) при широком участии российской и международной общественности.

fffffЛ.В.Шапошникова – один из основателей научной школы рериховедения – культурно-исторических исследований, связанных с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов. Ее исследования в этой области и деятельность, направленная на сохранение наследия Рерихов, получили широкое международное признание.

fffffПеред началом Чтений в исполнении членов Отделения А.В.Волкова (скрипка) и Н.Н.Неровновой (фортепиано) торжественно и красиво прозвучали музыкальные произведения И.С.Баха «Ave Maria», И.Бенда «Граве», Г.Пуньяни «Ларго», Сен-Санса «Лебедь» и Ж.Масне «Размышление» (фрагмент из оперы «Таис»).

fffffВо вступительном слове председатель Отделения МЦР в Республике Беларусь Владимир Михайлович Попов зачитал приветствие председателя Рериховского общества города Заречного Пензенской области, поэта Ольги Викторовны Слеповой, направленное в адрес Чтений от имени сотрудников общества: «Мы желаем Вам плодотворной работы и открытий новых граней в творческих трудах Людмилы Васильевны. Пусть результаты Ваших Чтений станут весомым вкладом в дело защиты Культуры, ее основ – Красоты и Знания, заложенных в деятельности уникального общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха!». В.М.Попов также сообщил о том, что в этот же день, 26 июля 2019 года, в Москве в Российском государственном гуманитарном университете проходят II Международные научные чтения, организованные Международным Центром Рерихов, «Научное наследие Л.В.Шапошниковой: историко-культурные и философские основы рериховедения».

fffffЧтения в Минске начались с просмотра видеофильма «Общественный музей имени Н.К.Рериха как явление культуры», созданного МЦР в 2001 году (https://www.youtube.com/watch?v=XmwOl3ZdOZo).

fffffЧлены Отделения МЦР в Республике Беларусь Анатолий Валентинович Волков и Наталья Николаевна Неровнова представили видеопрезентацию «Музей и его директор». В ней рассказывалось о начале творческого пути Л.В.Шапошниковой, ее работе в Индии по изучению культуры и быта малоизученных индийских племен, знакомстве со Святославом Рерихом и дальнейшей работе по изучению философии Рерихов, о передаче в Россию наследия семьи Рерихов их младшим сыном и создании Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

fffffКак отметили докладчики, Л.В.Шапошникова, погружаясь в индийскую философию и культуру, искала собственный духовный путь. В одном из интервью она так говорила о своем мироощущении того времени: «Я изучила многие варианты философских систем, но всякий раз, проникнувшись интересом к новому взгляду на все сущее, осознавала: “Нет, не мое”».

fffffМежду тем неподалеку от Мадраса, где в то время работала Людмила Васильевна, жил Святослав Николаевич Рерих, и многие русские, приезжавшие в Индию, уже побывали у него в доме.

fffffПервая встреча Людмилы Васильевны Шапошниковой и Святослава Николаевича Рериха состоялась в 1968 году. Вспоминая об этом Людмила Васильевна говорила, что тогда она вошла в удивительный, волшебный мир, где продолжал царить дух тех двух Великих, которые дали жизнь тому, кто ее позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира не уйти. С того времени началось их знакомство, переросшее в тесное сотрудничество и искреннюю дружбу.

fffffМногогранное наследие Рерихов становится центральной темой философского, научного и публицистического творчества Шапошниковой, а философская система Живой Этики, созданная Мудрецами Востока и переданная нашим соотечественникам Еленой Ивановной Рерих, – концептуальной основой ее трудов. Из книги в книгу, от выступления к выступлению, от свершения к свершению – через все творчество Л.В.Шапошниковой постепенно, с каждым шагом все более полно раскрывается тема Великих Учителей, направляющих эволюцию человечества.

fffffСтремление проникнуть в суть философско-художественного наследия семьи Рерихов привели Людмилу Васильевну на маршрут, по которому почти полвека назад прошла Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов. Лето 1976 года Л.В.Шапошникова провела на Алтайском маршруте этой экспедиции. В Западных и Восточных Гималаях, в Малом Тибете Людмиле Васильевне удалось побывать в 1979–1980 годах. В том, что Шапошникова первой прошла по пути великого Мастера, от Алтая до Гималаев, был особый судьбоносный смысл. Это деяние во многом предрекло то будущее, которое спустя десять лет стало главным делом ее жизни – быть хранителем наследия Рерихов и продолжателем идей Живой Этики.

fffffЛетом 1989 года от С.Н.Рериха пришло знаменитое письмо «Медлить нельзя!», в котором объяснялась концепция и Рериховского фонда, и центра-музея именно как общественных организаций. Святослав Николаевич предлагал создать общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве, для размещения которого среди предложенных ему зданий он выбрал старинную усадьбу Лопухиных.

fffffВопреки трудностям, одновременно с восстановлением усадьбы, началась обработка привезенного наследия. Заработали рукописный и экспозиционный отделы, библиотека, готовилось открытие Оптического театра и издание отдельных трудов из архива Рерихов. Несмотря на тяжелейшие условия, Международный Центр Рерихов, располагаясь в небольшом флигеле усадьбы, сумел организовать научную, выставочную, издательскую деятельность, наладить сотрудничество с многочисленными рериховскими организациями в России и за рубежом.

fffffВ феврале 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, открылась первая экспозиция Музея имени Н.К.Рериха, которая разместилась в пяти комнатах флигеля. В октябре 1994 года, когда проходила очередная Международная конференция МЦР, состоялось второе открытие музея на первом отремонтированном этаже главного здания усадьбы. В пять больших комнат переместили существенно расширенную экспозицию из флигеля. Третье открытие Музея имени Н.К.Рериха произошло 9 октября 1997 года, в день рождения Николая Константиновича Рериха.

fffffГоворя о заслугах Людмилы Васильевны в культурном строительстве, выступающие отметили, что в 2006 году Указом президента РФ В.В.Путина за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия первый вице-президент МЦР, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова была награждена орденом Дружбы.

fffffВ 2007 году за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных» Л.В.Шапошникова была удостоена Национальной Премии «Культурное наследие».

fffffВ 2010 году деятельность Л.В.Шапошниковой получила высокое европейское признание. Она стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд».

fffffМосковское бюро ЮНЕСКО вручило Л.В.Шапошниковой диплом за значительный вклад в программу «Культура мира», Российская академия художеств – медаль «Достойному». Она награждена почетным званием и знаком «Рыцарь науки и искусств» и серебряной юбилейной медалью «Российской академии естественных наук – 10 лет. 1990–2000». Международный гуманитарный фонд «Знание» наградил Л.В.Шапошникову медалью академика С.И.Вавилова и дипломом за выдающийся вклад в научно-просветительскую, историко-культурную и общественную деятельность по сохранению и популяризации творческого наследия Н.К.Рериха, а малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, в ее честь получила имя «Lyudvasilia».

fffffХудожником слова и Света называли Людмилу Васильевну Шапошникову. В общей сложности ее перу принадлежат 27 книг и более 400 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, культуре и истории народов Индии. Ее книги вошли в золотой фонд культурного наследия народов России и Востока. Они переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии.

fffffВ заключение выступления А.В.Волкова и Н.Н.Неровновой прозвучали слова о том, что роль высокодуховной личности, чьи устремления направлены к достижению идеалов совершенства духа, трудно переоценить. Людмиле Васильевне и ее сподвижникам силами любви, упорства и единения удалось выстроить державу Рерихов на их родине, связать ее с духовными просторами Российской культуры. Такой человек, как директор Музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, примером своего труда дает своему окружению силы и уверенность в том, что одухотворенным людям удается совершать то, что на первый взгляд кажется недостижимым, невозможным.

fffffЧлен Белорусского отделения МЦР Тамара Павловна Багреева представила доклад «Л.В.Шапошникова о Космическом мышлении и новой системе познания».

fffffВ 2003 году в своем выступлении на Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» Л.В.Шапошникова отметила, что в течение XIX–XX веков «сформировались и получили относительное завершение два главных направления в познании: научное и вненаучное. Под научным имеется в виду прежде всего эмпирическая материалистическая наука и ее экспериментальный способ познания. Так называемое вненаучное направление объединяет самые разные способы познания, но имеющие общие принципиальные особенности. Вненаучный способ познания формировался в течение ряда тысячелетий и развивался через человека, через его внутренний мир. Иными словами, этот способ существовал в духовном пространстве, границы которого много обширнее, чем те, которые имела эмпирическая наука, действовавшая в трехмерном поле плотной материи. Природа духовного пространства определила и особенности этого способа познания, основным методом которого было умозрение, или умозрительное действие. Научный же способ познания был всегда ограничен экспериментом. И хотя тот и другой способ имели общий источник возникновения и взаимодополняли друг друга, наука не брала в расчет вненаучный способ познания… <…>

fffffДо сих пор в нашем образованном и грамотном мире вненаучный способ познания характеризуется такими определениями, как эзотерика, оккультизм, мистика и прочее. Ни одно из этих названий не дает ясного представления о самих знаниях и путях их получения, а, скорее, способствует различного рода непониманию и мифам. Если отбросить эти архаические термины и понятие “наука” взять в качестве основного, то такую систему познания можно было бы назвать сверхнаукой, или метанаукой. Этот метанаучный способ познания весь пронизан космизмом».

fffff«Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных методологических основ, нежели те, которые существуют в современных теориях познания. Осмысление и становление новой системы есть крайняя необходимость для дальнейшего развития космического мышления», – отмечала Л.В.Шапошникова.

fffffВ представленном В.М.Поповым докладе «Дети нового сознания» раскрыты основополагающие принципы и предпосылки, послужившие причиной столь массового появления детей на Земле, которых в разных источниках и странах называют по-разному: дети света, дети нового сознания, дети индиго. Именно канун тысячелетия, его последние десятилетия ярко отмечены на всей планете этим космическим знамением. И только человеческое невежество, слепота и глухота заставляют людей игнорировать это явленное провозвестие космоса о наступившей эпохе, о космическом преображении как в пространстве Вселенной, так и на нашей планете. Вопросы эти широко освещаются в книгах Учения Живой Этики. И дети света своими мыслями, поступками, взглядами на жизнь наглядно подтверждают все положения, изложенные в Учении: закон кармы, закон перевоплощения, положение о ведущем начале в Космосе, единство всего мироздания и главный принцип, на котором оно существует и эволюционирует, – любовь ко всему сущему. Дети пришли на Землю с этими знаниями со всей Вселенной. Знаниями о высокой нравственной чистоте и духовности и огромным желанием спасти нашу планету от гибели. Знаниями о необходимости утверждения красоты во всем, заявляя об этом смело и открыто. Высокие идеалы красоты, к сожалению, утрачены и забыты человеческим сердцем. Безнравственность, бескультурье и бессердечие становятся причиной порождения хаоса на планете, бичом нашего времени. Но, истинно, Свет побеждает тьму.

fffffВладимир Михайлович представил в своем докладе фрагмент фильма, созданного Международным Центром Рерихов, о юной художнице из украинского города Полтавы Саше Путря, удивительной девочке, жизнь которой продлилась всего лишь одиннадцать лет. Но за этот короткий земной путь, она сумела оставить после себя наследие, которое утверждает многообразие и величие мироздания, всего Космоса, проявленного в красоте земной и небесной.

fffffВ.М.Попов рассказал также о творчестве стипендиата Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, призере и дипломанте литературных конкурсов Джонатане Кимельфельде, о выставках работ победителей Международных конкурсов детского рисунка «Мы – дети Космоса», инициатором и организатором которых выступают Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и Международный Центр Рерихов в Москве.

fffffЧлен МЦР, член Отделения Георгий Васильевич Шестиреков выступил с докладом под названием «Л.В.Шапошникова об Учении Живой Этики».

fffffОн отметил, что важное место в научном творчестве Л.В.Шапошниковой занимают труды, связанные с философской системой Живой Этики. В ее работах впервые дано целостное осмысление этой философской системы, посвященной закономерностям космической эволюции. Обратил внимание слушателей на то, что, по словам Л.В.Шапошниковой, Живая Этика и ее новая система познания дают нам возможность пересмотреть важнейшие эволюционные и творческие процессы на нашей планете и более глубоко и многосторонне определить их причинную суть.

fffffОдной из своих важнейших задач, подчеркнул Георгий Васильевич, Л.В.Шапошникова считала задачу ввести философскую систему Живая Этика в научный оборот. Она повторяла слова В.И.Вернадского, который говорил: «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса».

fffffОсобое внимание в докладе обращалось на работу конференции, которая состоялась в МЦР в 2003 году и называлась «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века». В работе конференции приняли участие более девятисот человек. В том числе ученые из стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Чехии, Германии, Индии, США, Италии, Ливана и Финляндии. Среди них 13 академиков, 87 докторов наук различных специальностей, 39 кандидатов наук. Всего было прочитано 125 докладов.

fffffПо инициативе Л.В.Шапошниковой решением данной конференции при МЦР был создан Объединенный Научный Центр проблем Космического Мышления (ОНЦ КМ) с целью ввести Живую Этику в научный оборот. Одной из важнейших платформ для реализации этой цели стали научно-общественные конференции, которые проводились в МЦР каждый год и открывались в день рождения Н.К.Рериха – 9 октября.

fffff«Философия Живой Этики в наше время, – писала Людмила Васильевна, – есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину смысла этой философии. В ее удивительной целостности заключены знания древности и современности, достижения Востока и Запада, различные системы познания. Все это составляет глубоко синтетическую структуру, результатом которой являются и новый вид космического мышления, и новая система познания».

fffffВ целом Живая Этика «посвящена космической эволюции и энергетическому мировоззрению в ее исследовании. Картина Мироздания, которую мы находим в Живой Этике, отличается от той, которую дает эмпирическая наука XX века, – говорила Людмила Васильевна. – Мироздание, согласно философии космической реальности, представляет собой грандиозную энергетическую и одушевленную систему, которая состоит из различных энергетических структур, включающих в себя человека и нашу планету. И планета, и человек являются неотъемлемой частью Космоса и действуют, и живут согласно его закономерностям».

fffffЯвление Живой Этики Людмила Васильевна называет тем импульсом, который Высший Мир шлет нашей ступени космической эволюции.

fffffВ октябре 2011 года на очередной Международной научно-общественной конференции, которая называлась «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции», Л.В.Шапошникова представила поистине космический масштаб значимости основных понятий, составляющих Учение Живой Этики, таких как Великие Законы Космоса, творческий импульс, Учитель, Вестник Космической эволюции, Космический Магнит и его способность трансформировать идею в действие.

fffffС главной трибуны конференции – зала Святослава Рериха – прозвучал призыв Генерального директора Музея трудиться во имя новой науки, науки будущего, рождающейся из синтеза метанауки с наукой экспериментальной.

fffffВ заключение своего выступления Георгий Васильевич привел слова Л.В.Шапошниковой из ее доклада на научно-общественной конференции в МЦР в Москве, которая прошла в октябре 1993 года. Темой конференции была «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики».

fffffВ своем докладе Людмила Васильевна отметила, что «Живая Этика реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции. Однако стать точкой творящего Синтеза не может та наука, которая сформировалась в период материальной цивилизации, наука, оторванная от Культуры и нравственных проблем. Она должна пройти период серьезной трансформации. На современном этапе наука не может называться наукой, если она не изучает новые энергии и, прежде всего, психическую, а также миры иных состояний материи. Наука, именно с ее знанием и опытом, должна вывести человечество в Беспредельность. Наука грядущего может сыграть важнейшую эволюционную роль в предстоящем фундаментальном Синтезе Культуры и цивилизации».

fffffЛогическим продолжением темы стало выступление члена МЦР, члена Белорусского отделения Людмилы Михайловны Шестирековой с докладом «Феномен Культуры. Культура и цивилизация в трудах Л.В.Шапошниковой».

fffffВ своем докладе Людмила Михайловна отметила, что цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.

fffffИсходя из ныне существующих представлений о ценностях цивилизации следует, что люди, увлекаясь ее «дарами», все дальше «уходят в лес» от жизненно важных Основ, теряя ориентиры Света духовности, все больше погружаясь в сумерки механического стандарта. Стремление к материальному благополучию – это путь в никуда, вернее, в пропасть, порожденную ненасытностью человеческих желаний. К тому же механическими построениями, стандартами и шаблонами, эволюция не строится – лишь творчеством духа человечество может продвинуться в Будущее, в лучшую, достойную, счастливую жизнь. Но для этого нужна опора – опора на Знания и Красоту.

fffffСамое емкое и глубокое определение Культуре дал Николай Константинович Рерих:

«Культура есть почитание Света.
Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть оружие Света.
Культура есть спасение.
Культура есть двигатель.
Культура есть сердце.

fffffЕсли соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты. Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным».

fffff«Культура есть двигатель общественного прогресса, синтез возвышенных и утонченных достижений, она есть Ведущее начало в жизни» – писал Н.К.Рерих в очерке «Мир и Культура».

fffffСвое выступление Людмила Михайловна завершила словами Л.В.Шапошниковой: «Светоносная материя Культуры, такая уязвимая и так легко разрушаемая, была тем главным элементом в развитии земного человечества, который обеспечивал его будущее, как золото обеспечивает платежеспособность любого государства. Бездумная трата этого золота приводила к банкротству духовному и материальному».

fffff«…Если мы посмотрим на карту нашей планеты, – обращала наше внимание Л.В.Шапошникова, – то ощутим биение различных кризисов; экономический кризис, политический кризис, военный кризис, социальный кризис… Но все они – следствия одного единственного кризиса: кризиса духовной культуры планеты. Вот об этом все время писал и говорил Н.К.Рерих.

fffffЕсли мы поднимем культуру, и в первую очередь нашу духовную культуру, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты».

fffffВ заключение вечера Владимир Михайлович Попов представил доклад-презентацию под названием «Музей, который потеряла Россия», рассказав о том, как создавался общественный Центр-Музей и утвердился настоящим культурным центром; как деятельность Международного Центра Рерихов и его Музея под руководством Л.В.Шапошниковой была отмечена государственными наградами, которые лично вручали министры культуры Российской Федерации А.С.Соколов и А.А.Авдеев; как общественный Центр-Музей получил международное признание, отмеченное высокими наградами и визитом Генерального директора ЮНЭСКО Ирины Боковой и как это не нравилось отдельным представителям Министерства культуры РФ после прихода в данное ведомство министра В.Р.Мединского, да и ему самому лично.

fffffПредатели, словно тени следовали неотступно и за Рерихами на протяжении всей их жизни. В Америке трое ближайших сотрудников, доверенных лиц незаконно присвоили здание Мастер-Билдинг, в котором находились и успешно работали музей Н.К.Рериха, культурно-образовательный центр Мастер-Институт Объединенных Искусств. Присвоили все картины Николая Константиновича, архивы, письма и дневниковые записи Елены Ивановны Рерих. В Индии ближайшее доверенное лицо, точно так же как и американские дельцы, имевшее генеральную доверенность от Святослава Николаевича Рериха, совершило аналогичное злодеяние. И вот уже в Москве, после двадцатипятилетнего отстаивания своих законных прав Международным Центром Рерихов на наследие семьи Рерихов, переданное ему С.Н.Рерихом для создания общественного Центра-Музея, нашелся такой же изменник.

fffffВладимир Михайлович с горечью рассказал о том, как произошел захват Музея имени Н.К.Рериха представителями Музея искусств народов Востока под руководством советника министра культуры РФ Кирилла Рыбака при непосредственном участии силовых государственных структур. Как разрушался Музейон, восстановленный практически из руин, исключительно силами общественности и мецената без единого рубля государственных средств. Музей разрушен, экспозиция разрушена. Теперь радетели за антикультуру планомерно пытаются уничтожить саму организацию – Международный Центр Рерихов.

fffff«Разрушение музея есть разрушение страны» – эти слова принадлежат Н.К.Рериху. Обращение Святослава Николаевича Рериха к мировому сообществу и рериховским организациям защищать Международный Центр Рерихов, помогать его сотрудникам, не позволять никому мешать его работе, оказалось предчувствием и пророческим предупреждением. Необратимость последствий «для мировой культуры» в результате гибели Музея имени Н.К.Рериха в Москве не услышано теми, кто, сидя в высоких кабинетах власти, по долгу службы обязан сделать все для исполнения воли С.Н.Рериха.

fffffРазрушение музея, основанного последним из Рерихов и успешно проработавшего под руководством Л.В.Шапошниковой на благо страны четверть века, силами Министерства культуры в 2017 году, стремление этого ведомства, утверждающего псевдокультуру в обществе, приведет к поистине трагическим и необратимым последствиям. Какое будущее уготовано России?

fffffКак призыв прозвучали слова Н.К.Рериха:

fffff«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество».

fffffВ заключение Чтений В.М.Попов пригласил всех присутствующих принять участие в Международном выставочном проекте Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность», который состоится здесь же, в библиотеке имени А.С.Пушкина, в ноябре этого года.