Monday, 26 August 2019 19:52

День памяти Л.В. Шапошниковой (г. Брест)

Жизнь уныла без героя,
Без него нам не понять
Бытия всего устои,
Радость жизни не познать.

Он ведет к духовным высям
Храм культуры на земле.
Строит пламенною мыслью,
Освещает путь во мгле.

Его подвиг, как вершина
Видится из далека
Тем, кто ищет благ в низинах
Часто целые века.

Жизнь уныла без героя.
Он дает сознаньям сдвиг.
Позитивные настрои,
Веру в самый трудный миг.

Он всегда готов к сраженью
За Добро, за Мир, за Свет.
Звездное его свеченье
Действий знак, любви завет.

Ольга Слепова

ааааа24 августа 2015 года после продолжительной болезни в возрасте 89 лет ушла из жизни Людмила Васильевна Шапошникова – доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха и исполнитель его завещания, бессменный генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов в Москве со дня его основания и до последних дней своего земного пути.

аааааЛ.В. Шапошникова – известный общественный деятель России, историк-востоковед, философ¸ писатель, путешественник, крупнейший в мире исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, почетный доктор академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», первый вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР), президент Благотворительного Фонда им. Е.И.Рерих.

аааааМногие годы своей обширной творческой деятельности Людмила Васильевна посвятила исследованию культуры и истории Индии. Результатом этих исследований стали не только многочисленные научные труды, но и удивительные документальные повести об этой стране и ее людях, написанные ярким, живым, увлекательным языком. В своей работе она сделала многое для укрепления российско-индийских культурных связей. В 1967 году правительство Индии высоко оценило труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру.

аааааВ течение долгого времени Людмила Васильевна работала в Институте стран Азии и Африки в МГУ им. М.В. Ломоносова. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2002 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

аааааОна являлась одним из основателей общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, который был создан под ее руководством Международным Центром Рерихов (МЦР) при широком участии российской и международной общественности.

аааааКроме того, Л.В.Шапошникову можно назвать одним из основателей научной школы рериховедения – культурно-исторических исследований, связанных с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов. Ее исследования в этой области и деятельность, направленная на сохранение наследия Рерихов, получили широкое международное признание.

аааааВ общей сложности перу Л.В. Шапошниковой принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, а также культуре и истории народов Индии.

аааааЭтот памятный день, день ухода Людмилы Васильевны Шапошниковой с земного плана, был отмечен торжественным мероприятием, проведенным 24 августа 2019 года в городе Бресте в зале Общественно-культурного центра «Маяк» сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь.

аааааПосле небольшого музыкального вступления, в котором в исполнении членов Отделения А.В.Волкова (скрипка) и Н.Н.Неровновой (фортепиано) прозвучало «Граве» известного чешского композитора периода классицизма, скрипача и дирижёра Йиржи Антонина Бенда, Анатолий Валентинович Волков зачитал доклад выступления Людмилы Васильевны Шапошниковой на собрании, посвященном десятилетию просветительской и культурной деятельности МЦР, направленной на популяризацию творческого наследия семьи Рерихов и воспитание культурно-нравственного, научного мировоззрения.

аааааВ своем выступлении Людмила Васильевна затронула тему истории МЦР – истории «предательства и преданности, алчности и бескорыстия, амбициозности и самопожертвования». Она осветила события, которые произошли еще до организации МЦР Этим событиям предшествовал визит Святослава Николаевича Рериха в СССР в 1987 году и встреча с М.С.Горбачёвым. Именно на этой встрече Святослав Николаевич предложил создать музей Н.К.Рериха.

аааааРабота комиссии по наследию Н.К.Рериха, утверждённая Министерством культуры, членом которой являлась и Л.В.Шапошникова проходила не просто. В комиссии тогда были разные люди и каждый из них начал «строить свой отдельный Музей». В 1988 году в Индию должен был ехать сам М. C.Горбачёв и с организацией музея нужно было срочно что-то делать. И дело сдвинулось с мертвой точки.

аааааПервая поездка за наследием семьи Рерихов в Индию, организованная Н.Сазановой в начале 1989 года, назвавшей себя ближайшим другом Святослава Рериха, завершилась безрезультатно. Честность и ложь в этом процессе шли всё время рядом.

аааааКартины, которые находились в СССР с 1974 года, были переданы на «временное хранение» в Музей Востока без согласия их владельца С.Н.Рериха. Реакция Святослава Николаевича не заставила себя ждать. Летом 1989 года он написал свое знаменитое письмо «Медлить нельзя». В этом письме он поставил вопрос о создании Общественного Музея и общественного фонда, который мог бы содержать этот Музей. Он уже тогда понял, что происходит, и не хотел отдавать наследие государству.

аааааДалее начался долгий и сложный процесс по созданию Фонда Рерихов и перевозке наследия из Индии. С перевозом наследия из Индии возникли очередные сложности. Чиновники не желали этим заниматься. В конце концов в Индию направились Л.В. Шапошникова и С. Ю. Житенев. «В то время в любую командировку виза оформлялась государством. – вспоминала Людмила Васильевна. – И тогда Юлий Михайлович Воронцов, заместитель министра иностранных дел СССР, добился, чтобы нам дали хотя бы двухнедельное содержание. Но было ясно, что за две недели мы не сможем вывезти всё наследие. Видя, что происходит, Воронцов сказал: «Поезжайте в Индию, возьмите сухую колбасу и варите из неё суп».

аааааТак сложно все начиналось. Позже в Индии пришла помощь от Святослава Николаевича. Он начал подкармливать прибывших и суп из сухой колбасы варить не пришлось. Затем были долгие ожидания высланных на перевоз наследия средств и долгий сложный перелет, в конечном счете завершившийся благополучно. Но в течение этого перелета у Людмилы Васильевны были серьезные опасения за сохранность наследия в целостности, и он «стоил» не малых переживаний и тревог.

аааааВ 1991 году развалился СССР и Советский Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов по инициативе Святослава Николаевича. Но время наступало трудное. Стали разрушаться союзные структуры, и это сразу сказалось на судьбе ремонта и реставрации усадьбы Лопухиных.

аааааДенег у МЦР тогда не было, но была уверенность, что они непременно появятся.

аааааВ ноябре 1993 года вышло Постановление правительства РФ, которое предписывало передать усадьбу Лопухиных Музею Востока и создать там, вопреки воле С.Н.Рериха, государственный Музей Н.К.Рериха. Постановление было подготовлено в недрах Министерства Культуры. Все обращения до «чиновного люда» были безрезультатны.

ааааа«И тут появляется Борис Ильич Булочник. Наше положение тогда не было твёрдым, так как мы судились с премьером, и не было известно, чем это закончится. Об этом я сочла своим долгом рассказать Борису Ильичу, он сказал, что будет, тем не менее, помогать нам, несмотря ни на что. И я поняла, что этот человек, безусловно, выполнит свое обещание». – рассказывала Людмила Васильевна.

аааааВ завершении Людмила Васильевна произнесла: «Мы сегодня отмечаем юбилей, мы сделали всё, что могли. Но я далека от мысли, что у нас наступит спокойная жизнь. <…> Но несмотря ни на что, мы будем и дальше работать, бороться и развиваться. Мы будем защищать философские идеи Рерихов, которые лежат в основе нового мышления».

аааааПродолжил программу памятного Дня показ созданного в этом году видеоролика «Философ космической Реальности», в котором представлены выступления известных современных ученых, рассказавших о вкладе Людмилы Васильевны Шапошниковой в науку, как крупнейшего исследователя философии Живой Этики, выдающегося ученого-космиста, одного из основоположников рериховедения, основателя научной школы, связанной с изучением философского наследия семьи Рерихов. Приведем некоторые из этих высказываний.

ааааа«Вы знаете, она была громадной. Это чувствовалось. В ее присутствии…, нет, не чувствовал себя приниженным, но понимал около кого ты находишься».

аааааПавел Флоренский,
ааааадоктор геолого-минералогических наук, профессор.

ааааа«Большое дело, что она издала или переиздала многие произведения и Рериха и членов его семьи, Елены Ивановны и Юрия Николаевича, и организовывала различного рода выставки. Вот это тоже очень большое дело. Широкая популяризация наследия Рериха, как выдающегося русского художника, вот это я считаю одна из первых, самых больших ее заслуг, потому что Рерих мало был известен у нас в этом плане. Особенно те произведения, которые были созданы в индийское время его существования».

аааааЕ. Челышев,
аааааакадемик Российской академии наук.

ааааа«Одна треть людей, которые активны. Но в этой одной трети есть ничтожный процент – 1-2% тех, кто создает концепции и меньше одного процента тех, кто их решает. Пушкин, Ломоносов, Ленин – вот люди этого уровня, которые переворачивают мир. Людмила Васильевна принадлежала к этим людям».

аааааПавел Флоренский,
ааааадоктор геолого-минералогических наук, профессор.

ааааа«Сейчас я знаю научный совет, которым руководит академик Черешнев – серьезный ученый, председатель комиссии по науке в Государственной Думе, признанный мировой авторитет. Он взялся за руководство этим советом, в котором проблематика Л.В. Шапошниковой, гипотетических каких-то ее идей, она была принята и всегда Л.В. Шапошникова по ним выступала с очень интересными докладами, с новыми какими-то открытиями, новыми поисками истины на этом трудном пути. Я очень приветствую это направление. Но вклад ее <…> в том, что она открыла новую не известную для нас реальность».

аааааЕ. Челышев,
аааааакадемик Российской академии наук.

аааааВ своем выступлении Татьяна Захарова отметила, что творческое наследие Л.В. Шапошниковой таково, что и сейчас, спустя вот уже четыре года после ухода Людмилы Васильевны с земного плана, мы видим, что рано подводить итоги той культурной деятельности, которой она дала импульс. Поставлены сложные задачи, широкое поле для творчества открыто тем, кто прикоснулся хоть к некоторым граням наследия Л.В. Шапошниковой.

аааааОдним из важнейших направлений творческой деятельности Л.В. Шапошниковой явилась работа по утверждению в науке понятия «Космическая эволюция», в свете которого знаменательны эволюционные действия семьи Рерихов, предпринятые под руководством духовных Учителей, владеющих знанием планетарных и Космических законов: создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», провозглашение Пакта Рериха и Знамени Мира.

аааааЖивую Этику Л.В. Шапошникова назвала философией Космической реальности. Эта философская система раскрывает основные законы Вселенной, объясняет важнейшие процессы эволюции, идущие в Космосе и на планете Земля. Взаимодействие энергетических структур Мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции.

аааааВ своих философских трудах Л. В. Шапошникова обозначила, что человечество в большей своей части – объект эволюции. Но есть и субъекты космической эволюции: они приходили в разные времена к разным народам как духовные наставники, религиозные реформаторы, открыватели новых знаний. «Они несли новые идеи человечеству, предугадывали и совершали великие научные открытия, – пишет Л.В. Шапошникова. – Их сжигали на кострах, они гибли от пыток и умирали, распятые на крестах. Уходя в небытие, они оставляли на земле пламень своей души и сердца. Эти огни в течение тысячелетий образовали во тьме светящуюся цепочку, по которой человечество определяет свой путь к вершинам Духа».

аааааКецалькоатль и Гермес, Эхнатон и Акбар, Христос и Будда, Платон, Лао-Цзы и Конфуций, Сергий Радонежский и Рамакришна, Якоб Бёме и Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Жанна д'Арк, а также Флоренский, Циолковский, Чижевский, Вернадский, Скрябин, Чюрленис, Блок и многие другие Вестники Космической эволюции. Они творили и творят Духовную историю планеты – историю «помимо историков», по выражению Н.К. Рериха, незаметную для глаза обычного человека, но определяющую земной исторический процесс.

аааааЛ.В. Шапошникова не была кабинетным ученым, хотя количество написанных ею книг поражает. Одним из масштабных событий в жизни и творчестве ЛВШ является проделанный путь «По Маршруту Мастера». Она одна повторила большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Результатом этого путешествия явилась трилогия «Великое путешествие». Выставки фоторабот Л.В. Шапошниковой, посвященных Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, сейчас проводят во многих странах Мира.

аааааВ 2012 году по инициативе Л.В. Шапошниковой стартовал проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность», который побывал во многих странах Мира, в том числе в Республике Беларусь, где было проведено более 25 выставок.

аааааЛюдмила Васильевна Шапошникова задала импульс к изучению Учения Живой Этики с научной точки зрения, который позволил привлечь к изучению огромное количество деятелей искусства и культуры, ученых, педагогов, просветителей и обычных людей.

аааааВ своем выступлении на совещании Рериховских Организаций в 2006 году, видеофрагмент которого был показан присутствующим, Людмила Васильевна говорила, что в человеческой жизни есть два направления деятельности. Одна деятельность называется работой. Она может быть творческой, может быть по призванию, она может быть надоедливой для человека, но она его главная линия. И параллельно с этим существует хобби, которое часто занимает больше времени и напряжений человеческого духа и тела, чем то, что он тратит на своей работе. Разница между работой и хобби заключается в том, что работа требует ответственного отношения, а хобби не требует. По словам Людмилы Васильевны, если рассматривать общество Рерихов, как хобби, то и ответственность совсем другая. Она считала, что у людей, соприкоснувшихся с продвижением идей Рерихов и Учения Живой Этики, с делом всеобщей Эволюции и истории нашей страны, это направление деятельности должно быть главным делом жизни. Тогда и ответственность будет соответствующая. И этот чисто психологический момент должен быть осознан.

аааааИзвечна борьба старого с новым, света с тьмой, добра со злом. Но извечны и их защитники. И извечна проблема выбора – по какую сторону держать свой путь. Крепость нашего духа, ясный ум, высокий уровень сознания и чистое сердце подскажут нам верный выбор на этом космическом пути в темный предрассветный час нашей истории и эволюции.

аааааТоржественно прозвучали стихи Ольги Слеповой в поэтической композиции «Строитель Будущего».

***

Музей общественный невежеством разрушен,
Но он живет в пространстве и в сердцах
У тех, кто духом пробужден, неравнодушен,
Кто в свет победный верит до конца.

Музей общественный, прообраз музейонов,
Прообраз лучшей, будущей страны,
Страны культуры, всех зовущей под знамена
Любви, добра и мирной тишины.

Он возродится, как священный феникс снова.
План высший невозможно изменить.
Торжествовать в свой срок заложенным основам,
Идеям Рерихов в России жить.

Вновь зазвучат волшебно краски на картинах
От встреч, концертов, праздников детей,
И засияют в залах знания вершины
От пламенных и принятых вестей.

Не уничтожить то, чем сердце живо –
Огонь надежды, крепкой веры и любви.
Любви к тому, что дорого, красиво,
Что стало ярким провозвестием зари.

Музей общественный живет в пространстве
И дарит миру свет не меркнущей звездой,
Высвечивает тени окаянства
И риз подвижников средь выгоды земной.

Они как стены прочные музея
Под куполом незримым преданно стоят
И мыслями о благе пламенея
Распятый светлый храм культуры возродят.

У них в сердцах к великому творенью
Поет любовь, и образ центра сохранен.
Настанет срок для славного свершенья –
Вновь засияет красотою музейон.

Ольга Слепова

аааааМероприятие подошло к завершению и зал вновь наполнился звуками музыки. Звучали произведения Г.Пуньяни «Ларго», И.С.Баха «Ave Maria» и Ж.Масне «Размышление» (фрагмент из оперы «Таис»).

аааааВ программе мероприятия были использованы музыкальные произведения Моцарта, Баха, А. Рыбникова, М.Таривердиева.