05.10.2019 19:16

Юбилейная выставка книг «Осознание красоты спасет Мир» в г. Бресте. Книжная выставка изданий Международного Центра Рерихов «Держава Рерихов» в г. Минске.

145 лет со дня рождения Н.К. Рериха,
140 лет со дня рождения Е.И. Рерих,
115 лет со дня рождения С.Н.Рериха.

аааааЖизненный и творческий путь семьи Рерихов представляет собой уникальный пример служения идеалам Высокой Культуры, сохранению и развитию утонченного искусства и новой одухотворенной науки. Многогранность творческой деятельности каждого из выдающихся представителей этой семьи поражает масштабом. 2019 год является юбилейным годом выдающейся семьи. В этом году исполняется 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих.

ааааа2 октября этого года в городе Бресте, в центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялось торжественное открытие юбилейной выставки книг «Осознание красоты спасет Мир», организованное сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный центр Рерихов» в Республике Беларусь.

аааааВ этот же день в столице республики, в городе Минске, в библиотеке Белорусского Государственного Университета Культуры и Искусства первый заместитель председателя Отделения Шестирекова Людмила Михайловна и председатель отделения Попов Владимир Михайлович вместе со студентами Университета провели открытие книжной выставки изданий Международного Центра Рерихов под названием «Держава Рерихов». На мероприятии была представлена видеопрезентация о великой семье наших соотечественников Николае Константиновиче и Елене Ивановне Рерихах, их сыновьях, Юрии Николаевиче и Святославе Николаевиче. Семье, оставившей после себя будущим поколениям уникальное наследие, синтез всех накоплений и знаний, которые веками собирались и слагались народами, странами и континентами. О выдающемся ученом, академике, индологе и востоковеде, писателе, путешественнике  и общественном деятеле современности Людмиле Васильевне Шапошниковой, создавшей первый в России общественный Центр-музей имени Н.К.Рериха, основавшей новую научную школу рериховедения и методологические подходы к изучению жизни и всего творческого наследия Рерихов, открыв путь науке будущего.

аааааТоржественное открытие выставки в городе Бресте начал сотрудник ОМОО МЦР Анатолий Валентинович Волков. Он сообщил присутствующим о том, что Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, а также общественный деятель, прекрасный писатель, публицист и философ... Многогранность таланта Николая Константиновича сравнима по своей величине с гениями эпохи Возрождения. Им написано более семи тысяч картин, которые находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира, а литературное наследие включает двадцать семь томов, из которых наиболее известны книги: «Нерушимое», «Алтай-Гималаи», «Держава Света», «Священный Дозор», «Твердыня Пламенная», «Сердце Азии», «Пути Благословения», «Шамбала», «Врата в Будущее», многочисленные очерки об искусстве, археологии, короткие рассказы, сказки, стихотворения, статьи, дневники. Рерих проводил исторические, археологические, искусствоведческие исследования, изучал восточную философию... Глубокая творческая сосредоточенность и устремленность послужили основой разносторонней культурной деятельности: он возглавил целый ряд просветительных учреждений, был почетным членом многих культурных и научных организаций во всем мире, являлся действительным членом Российской Академии, а также Академий многих стран Европы, предложил идею Пакта по охране культурных ценностей и Знамени Мира.

аааааЕго самоотверженное служение культуре восхищает. Он воспевал ее в своих картинах и литературных произведениях. «Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не гордится, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. – писал Николай Константинович Рерих. Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремления к строительству. Культура воспринимает все открытия улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».

аааааОчерки, написанные Н.К. Рерихом в годы войны, как никогда призывают к человеческому единению и содружеству неустанно напоминая о том, что основа мира, это не только соблюдение международных соглашений. Самое главное, утверждает он, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой, является наше добросердечие, стремление к Знанию и почитанию красоты. Помогая ближнему, мы способствуем общему благу. Устремляясь к миру – становимся опорой прогресса. Не клевеща на ближнего, мы увеличиваем благо. Не ссорясь, мы показываем знание основ. Не теряя попусту время, мы доказываем, что являемся истинными сотрудниками на ниве культуры. Испытывая радость в каждодневном труде, мы понимаем, что нам не чуждо понятие Беспредельности. Не вредя другим, мы не вредим себе, бесконечно отдавая получаем.

аааааО творчестве Николая Константиновича продолжила рассказ Наталья Николаевна Неровнова. Она отметила, что очерки создавались Н. К. Рерихом в разное время и в разных обстоятельствах: в Америке, где в 1920-х годах проходили его персональные выставки и им была развёрнута работа по созданию культурных учреждений; в трудных экспедициях по Азии (1923 – 1928 и 1934 – 1935 годы); в Индии, в горной долине Кулу, где были прожиты им последние годы (1928 – 1947 годы). В статьях и очерках Рерих размышлял о прошлом, настоящем и будущем человечества. Каких бы вопросов он ни касался, главной для него оставалась тема духовного, нравственного совершенствования человека, связь человеческой жизни с процессами космической эволюции, и этим очерки представляют научный интерес. Так в очерке «Следы мысли» Николай Константинович затрагивает проблему активности человеческой мысли, уже исследуемую учеными в 30-е годы двадцатого века. Он заканчивает его словами: «Прекрасно, облекшись во все мужество, признать величие мысли и всех приводимых ею в действие энергий. Хотя бы мерами механическими все же пусть спешно подходят люди к мысли о мысли, во всем ее мощном значении. И вместо хаотического ужаса многие, казалось бы, такие несложные проблемы жизни просветлятся от одного осознания всех возможностей мысли. Недаром говорится: «Совершай не только телом, но и мыслью». Разве не увлекательно: «мыслить в Беспредельности»?!»

аааааВоистину, перенося образы, созданные Н.К.Рерихом, в свой внутренний мир, мы можем обнаружить внутри себя бесконечную державу духа, мысли и сердца. Открывая в себе это пространство всеобъемлющей человечности и красоты мысли космической, мы постепенно проявляем в своем собственном сознании беспредельное Самосознание Единого.

аааааСемья Рерихов трудилась, как единый слаженный организм. Каждый представлял многогранный талан и выполнял особую миссию. О творчестве Е.И. Рерих выдающегося русского мыслителя, подвижника и писателя, чье творческое наследие представляет собой особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли, – рассказали Татьяна Молош и Николай Зубко.

аааааСозданные Е.И. Рерих книги Живой Этики – главный труд ее жизни, – посвященные вопросам космической эволюции человечества, и ее эпистолярное творчество заложили прочный фундамент многих культурно-духовных процессов, развивавшихся в XX веке, – отметила Татьяна Молош.

аааааЯвляясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и населяющая ее жизнь. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития жизни, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

аааааЭпистолярное наследие Елены Ивановны является уникальным комментарием к книгам Живой Этики, а также ценнейшим источником, помогающим воссоздать событийно-фактическую канву ее жизни и понять ее эволюционную миссию. Из текстов писем можно представить Елену Ивановну, как глубокого самобытного философа, рассматривавшего глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве.

аааааОтвечая на вечный философский вопрос о смысле жизни, она определяла главнейшую задачу человека, как расширение сознания, воспитание мышления и развитие личности – не только вобравшей богатейший познавательно-духовный опыт, накопленный человечеством за всю историю, но и постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и о себе. Личности, осознавшей единство Жизни и свою великую ответственность за каждую мысль, слово и действие.

аааааВ своем очерке «Три ключа» Елена Ивановна пишет о самом трудном и сложном, что есть в жизни человека – о внутренней работе и нравственном совершенствовании.

«Дорогие и юные мои друзья!

Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнить только с мирами. Разумно ли от этих ключей отказаться? Конечно, нет. Значит, не теряя часа, пойдем за ними.
Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: ЛЮБОВЬ, КРАСОТА и ЗНАНИЕ. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим
»
.

«Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой... Поиски Красоты - это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные моменты жизни нужно мыслить о Красоте».

Святослав Рерих

аааааЭтими словами продолжил открытие выставки Виктор Молош. Он также отметил, что с именем Святослава Николаевича Рериха связаны многие ключевые явления, происходившие в духовно-культурном пространстве планеты в XX веке. Художник, искусствовед, архитектор, инженер, ученый-естествоиспытатель, этнолог, религиовед, философ, предприниматель, просветитель, общественный деятель – как и все члены уникальной семьи, Святослав Николаевич отличался редким синтезом разнообразных талантов и сфер их приложения. Он написал тысячи картин, несколько книг, занимался поисками противораковых средств, руководил крупными культурно-просветительными учреждениями и создавал их сам, координировал работу множества общественных организаций на нескольких континентах, закладывал основы новой, одухотворенной науки и нового образования, и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России.

аааааБолее половины своей жизни он прожил в Индии, впитав в себя ее мудрость и знания, открывавшиеся ему в многочисленных философских системах и учениях. Он постоянно искал новые выразительные средства, отвечающие задачам искусства новой эпохи, которую Рерихи называли эпохой энергетического мировоззрения, познания тонких энергий, глубинных аспектов жизни. В технике живописного искусства он достигал совершенства, глубоко проникал в духовный мир своих персонажей, философски осмысливал образ.

аааааИменно в Индии, которая приобрела для него значение неиссякаемой сокровищницы всевозможной красоты, древних знаний и непрерываемой культурной традиции, он нашел наиболее созвучные своему искусству мысли, формы, ритмы, краски и сюжеты. Одной из основных тем его живописи была природа и народ Индии, ключом к постижению, которого он считал религиозно-философские учения, проникнутые ощущением космичности жизни.

аааааОдной из насущных забот Святослава Николаевича было пробуждение интереса к искусству в обществе, утверждение в массовом сознании особой роли культуры. Эта тема неизменно звучит во всех его выступлениях в различных организациях, на страницах газет и журналов, по радио.

аааааБудучи глубоким и самобытным философом, носителем идей Живой Этики, он осмысливал и развивал наиболее близкие ему положения этого Учения, и прежде всего положение об эволюционной роли Красоты. Исходя из тезиса, что вся эволюция мира стремится к Красоте, совершенству, он рассматривает проявления космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает тонкоэнергетические механизмы воздействия Красоты на сознание человека.

аааааПроблема воспитания внутреннего человека, иначе говоря, нравственного совершенствования, всегда волновала Святослава Николаевича.

ааааа«Эволюция – это стремление к совершенству. – говорил Святослав Николаевич. – Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления. Возьмем самые малые наши проблемы: наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решить лучше. Вот и все. <…> Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается. <…> что такое вдохновение? Это как бы внутренняя молитва человеках, когда он стремится к возвышенному».

аааааС.Н. Рерих был также ученым, естествоиспытателем, наиболее ярко выявившим свой исследовательский талант в области биологии, ботаники, орнитологии, зоологии, тибетской медицины и других наук, активно участвовал в исследовательских программах Института «Урусвати» в 1930-е гг.
аааааПредвосхищая нужды медицины будущего, Святослав Николаевич проводил успешные опыты по

разведению редких высокогорных лекарственных растений в условиях более низких высот, а также по возрождению культивирования универсального лекарственного сырья, имевшего широкое применение в древности. Семена многих редких растений он посылал в различные научные центры и известным ученым, в том числе академику Н.И.Вавилову – «как вклад в культурное строительство нашей Родины».

аааааОбращаясь к рериховскм обществам России и других независимых государств Святослав Николаевич Рерих писал:

Дорогие друзья!

аааааОбращаюсь к Вам в этот нелегкий для нашей Родины час. Вы, <…> хорошо понимаете значение культуры и культурных начинаний. Именно культура может сейчас сыграть важную объединительную роль. Гуманистические идеи нашей семьи, имеющие высокий духовный потенциал, как никогда, приобретают огромное значение. Стремясь к самому Прекрасному, стараясь внести в каждый день ту каплю духовности, которая поможет облегчить наш путь в будущее, мы всегда должны помнить об ответственности, которую мы с вами несем. Те, кто следует путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим. Вы должны нести тот свет, который поможет всем нам идти по лестнице Восхождения, поможет одолеть все темное, что стоит между нами и тем светлым будущим, к которому мы вместе с вами стремимся».

аааааВ заключение Анатолий Волков зачитал слова Н.К. Рериха из очерка «Правильный путь»: «...вполне естественно желание каждого мыслящего человека жить в стране Культуры. Но для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства. И те, кто пронесут факелы красоты, те осмыслят жизнь своих близких. Ведь культура, по-своему есть служение Свету. А Свет един».