Sunday, 27 October 2019 16:32

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ С.Н. РЕРИХА В Г. БРЕСТЕ

Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой... Поиски Красоты - это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные моменты жизни нужно мыслить о Красоте.

Святослав Рерих

ааааа23 октября 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

аааааПраздничный вечер, посвященный этой дате и организованный сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь, в городе Бресте проходил в художественном зале Общественно-культурного центра «Маяк». Он начался звучанием «Граве» известного чешского композитора периода классицизма, скрипача и дирижёра Йиржи Антонина Бенда в исполнении членов Отделения Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновой (фортепиано).

аааааВ торжественной части вечера Анатолий Волков рассказал о Святославе Николаевиче Рерихе (1904-1993), младшем сыне Елены Ивановны и Николая Константиновича, с именем которого связаны многие ключевые явления, происходившие в духовно-культурном пространстве планеты в XX веке. Художник, искусствовед, архитектор, инженер, ученый-естествоиспытатель, этнолог, религиовед, философ, предприниматель, просветитель, общественный деятель – как и все члены уникальной семьи, он отличался редким синтезом разнообразных талантов и сфер их приложения. Написал тысячи картин, несколько книг, занимался поисками противораковых средств, руководил крупными культурно-просветительными учреждениями и создавал их сам, координировал работу множества общественных организаций на нескольких континентах, закладывал основы новой, одухотворенной науки и нового образования, и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России.

аааааБолее половины своей жизни он прожил в Индии, впитав в себя ее мудрость и знания. Он постоянно искал новые выразительные средства, отвечающие задачам искусства новой эпохи, которую Рерихи называли эпохой энергетического мировоззрения, познания тонких энергий, глубинных аспектов жизни. В технике живописного искусства он достиг высочайшего совершенства, глубоко проникая в духовный мир своих персонажей, философски осмысливая образ, что блестяще проявилось в созданных им портретах, пейзажах, жанровых сюжетах. Живопись С.Н. Рериха несет в себе все многоцветие и великолепие гор и равнин Индии.

аааааИменно в Индии, которая приобрела для него значение неиссякаемой сокровищницы всевозможной красоты, древних знаний и непрерываемой культурной традиции, он нашел наиболее созвучные своему искусству мысли, формы, ритмы, краски и сюжеты. Одной из основных тем его живописи была природа и народ Индии, ключом к постижению, которого он считал религиозно-философские учения, проникнутые ощущением космичности жизни.

аааааОдной из насущных забот Святослава Николаевича было пробуждение интереса к искусству в обществе, утверждение в массовом сознании особой роли культуры. Эта тема неизменно звучит во всех его выступлениях в различных организациях, на страницах газет и журналов, по радио.

аааааГлубокие эссе по философии искусства, истории индийской живописи, принадлежащие перу Святослава Николаевича, стали достоянием не только индийской, но и русской культуры.

аааааОсобое значение для Святослава Николаевича имела проблема нравственного совершенствования человека. Уже с юности он прорабатывал различные религиозные и философские учения, в которых, по его мнению, было много общего касательно развития человека, эволюционирующего в согласии с высшими принципами бытия.

ааааа«Эволюция – это стремление к совершенству. – говорил Святослав Николаевич. – Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления. Возьмем <> наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решить лучше. Вот и все. <…> Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается. <…> что такое вдохновение? Это как бы внутренняя молитва человеках, когда он стремится к возвышенному. <…> Жизнь – это служение, надо уметь выбирать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству».

аааааКак ученый, С.Н. Рерих наиболее ярко проявил свой исследовательский талант в области биологии, ботаники, орнитологии, зоологии, тибетской медицины. Он активно участвовал в исследовательских программах Института «Урусвати» в 1930-е гг. Предвосхищая нужды медицины будущего, Святослав Николаевич проводит успешные опыты по разведению редких высокогорных лекарственных растений в условиях более низких высот, а также по возрождению культивирования универсального лекарственного сырья, имевшего широкое применение в древности.

аааааСвятослав Николаевич считал, что каждый «…человек должен стремиться, не оглядываясь назад. Это является настоятельной потребностью его эволюции, но дух всегда должен направлять вверх. Мы должны преодолевать унаследованные склонности, которые все время пытаются подтолкнуть нас поступать [жестоко], что наша духовная природа никогда бы не одобрила. Но ввиду того, что именно духовная природа оказывает слишком незначительное влияние, жизнь обычного, среднего человека проходит в полном неведении ее истинного смысла. Мы должны попытаться понять, что истинное предназначение жизни – не что иное, как цикл эволюции, который имеет своей целью материальный и духовный прогресс».

аааааБудучи глубоким и самобытным философом, носителем идей Живой Этики, он осмысливал и развивал наиболее близкие ему положения этого Учения, и прежде всего положение об эволюционной роли Красоты. В начале 1950-х годов он пишет книгу «Искусство и Жизнь», размышляя на ее страницах о тесно связанных между собой искусстве жизни и таинстве искусства. Исходя из тезиса, что вся эволюция мира стремится к Красоте, совершенству, он рассматривает проявления космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает тонкоэнергетические механизмы воздействия Красоты на сознание человека. И с этих позиций раскрывает источники и назначение подлинного искусства, утверждает высокую миссию художника, который, настраиваясь «на эволюционные течения» и открывая нам глаза «на все более возвышенную красоту, вносит свой вклад в великую задачу развития более совершенного человечества, созидания более совершенной жизни».

аааааЛитературно-музыкальная видеопрограмма «Давайте в жизни искать красоту», созданная сотрудниками Научно-философского общества «Мир через культуру» и показанная присутствующим, раскрыла понимание Святославом Николаевичем Красоты во всем ее богатстве. Красоты, как высшей энергетики, которая формирует естественный эволюционный поток.

Кто сказал, что дышать красотою смешно
Кто поверг землю в ужас и мрак
Красота – это счастья глоток
Без нее не прожить нам ни как
Красота, это истинный свет
И родник с драгоценным питьем
Красота, это соль наша, хлеб
Только с ней мы живем и растем.

аааааСвятослава Николаевича привлекали энергетические процессы, опыт познания которых он накопил в течение многих жизней. Красота, ее суть, ее роль, ее энергетика занимали одно из важных месть в этом опыте. Святослав Николаевич утверждал: «Не выразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и энергии, которые могут активизировать миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила всегда присутствующая и активная в великом произведении».

аааааИз двух видов красоты – природной и рукотворной, Святослава Николаевича всю жизнь привлекала именно проблема рукотворной красоты. По его мнению, красота рукотворная не может быть создана без высшего идеала. И, если такой идеал отсутствует, то это ведёт к обезображиванию жизни, к гибели эволюционного стержня в человеческом бытии.

аааааВестник Красоты и её творец, Он не уставал разъяснять её эволюционный смысл. Он говорил: «Поиск Прекрасного является наследственной эволюционной силой». И можно смело сказать, что без этой силы не могли сформироваться ни культура, ни творчество, ни связь с высшим.

аааааСтремление к прекрасному – это стремление к совершенству. Красота есть наивысшее выражение стремления Природы к совершенству в мириадах её форм и сочетаний.

аааааВсё великое искусство, великая мысль – это поклонение красоте во всех её многообразных проявлениях. Изучая работы великих людей и следуя их наставлениям, мы вступаем в священную мастерскую, в храм Природы, которая вечно совершенствует свои творения и ищет новые комбинации и новые выражения.

аааааХудожник видит и выявляет для нас те великие прототипы красоты, которые оформились в мире субъективного, в мире идей и привносит красоту в нашу жизнь, раскрывает элемент красоты в том виде, в каком он существует или проявляется в нашей эпохе.

аааааПрекрасное окружение порождает красивые, гармоничные мысли. Незаметно входит Красота в наши сердца и воспламеняет новые, неведомые прежде, огни, постоянно пребывает в нас, формируя наши мысли и поведение. Поиски красоты – это поиски эволюционных течений и сил, в гармонии с которыми, человек становится действенной, позитивной силой в жизни.

И нет запрета для души,
И нет мечтам ограничений,
Когда созвучия в тиши
Рождают радость откровений!
И вдохновенье, как поток,
Смывающий всю пыль и плесень…
О, этот неземной глоток –
Как он целителен, чудесен!

аааааСпособность видеть красоту нужно воспитывать, мы должны напитывать себя высшими вибрациями, и тогда постепенно мы пробудимся к восприятию новых понятий, новых идей.

аааааВлияние, которое великие художники могут оказать на последующие поколения, в известном смысле, можно сравнить с влиянием великих духовных вождей и реформаторов. Красота подобно свету, рассеивает безобразные мысли. Волны гармонии, которые она в нас пробуждает, даже, если мы этого не осознаём, оказывают успокаивающее и положительное воздействие, возрождает нашу душу. Художник, который воплощает Красоту, – возносит молитву Высшим эволюционным течениям, Высшим Сферам.

ааааа«Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой...», – призывал Святослав Николаевич Рерих.

аааааОбращаясь к рериховским обществам России и других государств Святослав Николаевич Рерих писал:


Дорогие друзья!

аааааОбращаюсь к Вам в этот нелегкий для нашей Родины час. Вы, <…> хорошо понимаете значение культуры и культурных начинаний. Именно культура может сейчас сыграть важную объединительную роль. Гуманистические идеи нашей семьи, имеющие высокий духовный потенциал, как никогда, приобретают огромное значение. Стремясь к самому Прекрасному, стараясь внести в каждый день ту каплю духовности, которая поможет облегчить наш путь в будущее, мы всегда должны помнить об ответственности, которую мы с вами несем. Те, кто следует путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим. Вы должны нести тот свет, который поможет всем нам идти по лестнице Восхождения, поможет одолеть все темное, что стоит между нами и тем светлым будущим, к которому мы вместе с вами стремимся.

аааааМеждународный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами.

аааааПодтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней <…>.

аааааТакже должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми.

аааааСоздание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов.

аааааХочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!»

Ваш Святослав Рерих

26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия.

аааааВ продолжении вечера Анатолий Волков отметил, что 8 октября 2019 года в рамках открытия выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Международном Центре научно-технической информации (МЦНТИ), межправительственной организации, зарегистрированной в ООН, состоялось торжественное поднятие Знамени Мира, отличительного флага Пакта Рериха. Знамя поднято на флагштоке перед зданием штаб-квартиры МЦНТИ под увертюру композитора Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
10 октябре 2019 года также стало известно, что в Индии в гималайской долине Кулу открыты Бюсты выдающегося русского художника и философа Николая Рериха и его супруги Елены в их доме-музее. Это первые памятники Рерихам в Индии – стране, в которой они прожили долгие годы.

аааааВ то же время, как ни прискорбно осознавать, в Москве к 145 годовщине со дня рождения Николая Константиновича Рериха, Государственный музей Востока (ГМВ), подведомственный Министерству культуры РФ, тоже приготовил свой «подарок» к юбилею прославленного сына России. 3 октября Международный Центр Рерихов получил письмо от ГМВ с требованием в течение 5 дней вывезти мемориал Рерихов, который более 20 лет находится на территории усадьбы Лопухиных. В случае неисполнения этого требования Музей Востока уже грозится «переместить указанные объекты в место их временного хранения вне территории усадьбы». Международный Центр Рерихов официально обратился к руководству ГМИИ имени Пушкина, в ведение которого теперь передана Усадьба Лопухиных, с просьбой принять эти памятники для использования в музейной работе и сохранения на территории Усадьбы.

аааааВ завершении мероприятия проникновенно прозвучало «Размышление» французского композитора Ж. Масне. В течение вечера также звучало «Ларго» итальянского композитора и скрипача Гаэтано Пуньяни.