Sunday, 01 March 2020 13:50

Что мы защищаем? От кого мы защищаем? Почему мы защищаем? Как нам это лучше всего делать?

Начать своё выступление хотел бы с того места, когда возникла идея о проведении съезда, целью которого ставится направить усилия рериховских организаций на сотрудничество в пространстве Рериховского движения для сохранения и популяризации наследия Рерихов в России.

Это нужно для того, чтобы было легче понять кого, как и почему нужно поддерживать и почему нужно для этого объединять свои усилия. Дело в том, что такие вопросы имеют место в комментариях на форуме о созыве съезда в социальной сети фейсбук. И они имеют немалую поддержку многих участников соответствующих групп. А без понимания данных вопросов обсуждать проблему и принимать какие-либо действенные решения невозможно. При этом не думаю, что открою Америку. Большинство из присутствующих здесь имеют определённое представление о тех моментах, о которых хочу сказать, но возможно не все складывали эти пазлы в единую картину событий, а именно это, на наш взгляд, и даёт возможность понять, что происходит и почему. А поняв это, можно уже делать выводы по указанным выше проблемам и принимать правильные решения.

Хочу обратить внимание на тот факт, что к решению о необходимости созыва съезда рериховских организаций с такой повесткой дня пришли участники круглого стола - члены многих рериховских организаций, немалая часть из которых до сих пор не поддерживали МЦР и не сотрудничали с ним. Это первое. Второе заключается в том, что причиной для серьёзного беспокойства о судьбе наследия Рерихов и принятия решения о созыве данного съезда послужил захват наследия семьи Рерихов представителями Музея Востока, при поддержке и в результате непосредственного руководства процессом, отдельных представителей Министерства культуры РФ. До этого, рериховские организации, не разделяющие многих позиций МЦР и не сотрудничавшие с ним, просто работали и не требовали объединять свои усилия в борьбе за сохранения наследия Рерихов, ни находящегося в собственности МЦР, ни находящегося в собственности государства. Хотя сам процесс разграбления наследия семьи Рерихов шёл давно. Начало ему было положено ещё в далёком 35-м году в Нью-Йорке. А в Москве после ухода Ю.Н.Рериха была почти полностью разграблена часть наследия семьи Рерихов, принадлежавшая ему. И теперь идёт третий акт этой драмы по уничтожению, а я называю это «деактивацией» философского наследия семьи Рерихов. И нужно понимать, что за всеми этими тремя актами данной драмы стоит одна и та же сила. И этой силе сегодня подвластны и руководство РПЦ и некоторые органы государственной власти РФ, да и не только РФ. Но сейчас, после того, как некоторые государственные организации и органы государственной власти РФ вполне конкретно и открыто продемонстрировали своё отношение и к наследию Рерихов, и к законодательству РФ в области защиты и сохранения кульурных ценностей, многим стало понятно, что наследию Рерихов грозит, в лучшем случае, «деактивация» и забвение, а в худшем случае, уничтожение.

Но что стоит за этой вопиющей акцией попрания закона и надругательства над волей дарителя и судьбой наследия великой русской семьи?

В данном случае мои слова обращаю к тем, кто до сих пор не сотрудничал с МЦР и может не знать всего того, как относились и продолжают относиться некоторые руководители некоторых государственных организаций и органов власти, а также Русская православная церковь к философской части наследия семьи Рерихов.

Так вот, за этой вопиющей акцией попрания закона и воли дарителя у нас в России стоит категорическое неприятие Русской православной церковью Учения Живой Этики и, соответственно всей философии Рерихов, в основе которой и лежит УЖЭ. А в последнее время Русская православная церковь имеет всё большее и большее влияние на некоторых ведущих руководителей государственных органов власти. Но, по моему глубокому убеждению, руководство Русской православной церкви даже не является главным «выгодоприобретателем» от ликвидации философского наследия семьи Рерихов. Такие выводы можно сделать, учитывая события, о которых говорил выше и которые начинались за пределами РФ. Тогда, и в Нью-Йорке, и в Москве, всё прошло успешно и это на время усыпило бдительность тех сил, которые возглавляют всю борьбу против того нового, что несёт в себе УЖЭ. И, благодаря этому, Л.В.Шапошникова, под руководством С.Н.Рериха, успела создать МЦР, ОНЦКМ и ввести УЖЭ в научный оборот. Думаю, здесь нет необходимости объяснять, что такое УЖЭ и в чём его главная задача – мы знаем, что это расширение сознания и, таким образом создание благоприятных условий для перехода нашей планеты Земля на новый виток эволюции, переход от человека разумного к человеку духовному. Это сложнейший процесс и если сейчас силам, которые руководят и направляют соответствующие усилия на борьбу с УЖЭ удастся одержать победу, это как минимум, затормозит процесс эволюции, а вполне возможно, и откинет всю земную цивилизацию на столетие назад.

Но нужно здесь рассмотреть и другую сторону этого действа. Мы говорим о важности и необходимости борьбы за сохранение наследия Рерихов. Но как мы себе это представляем? Думаю всем здесь понятно, что нужно не просто что-то предлагать, но и требовать от соответствующих органов власти принятия тех, или иных мер. Но кто может что-либо требовать от соответствующих органов государственной власти? Только тот, кто имеет право собственности на это наследие. А кто имеет такое право кроме МЦР? Никого другого никто и слушать не будет. Ни в какие суды обращаться будет невозможно. Это может делать только МЦР. А без этого никакие другие меры и нереальны и неэффективны. Здесь многие высказывают предложения о необходимости обращаться в различные Советы, в Совет Федерации, в совет по Культуре при Президенте РФ и т.д., требовать создать какие-то комиссии, которые будут проверять состояние учёта и хранения, о необходимости сотрудничать с органами власти и т.д. Да, конечно, всё это необходимо продолжать делать. Но, видимо не все знают о том, что всё это уже делал и продолжает делать МЦР. Мы ведь помним, как два министра культуры РФ, каждый в своё время, посещали Цент-Музей им. Н.К.Рериха, вручали награды Л.В.Шапошниковой и высоко ценили плодотворную деятельность МЦР на ниве культуры, сотрудничество МЦР с органами власти, вместе с представителями министерства иностранных дел, а также с руководством МЦР открывали выставки в Париже и Нью-Йорке и.т.д. Но что в результате? Пришёл новый министр культуры и всё изменилось на 180 градусов. Даже счётная палата РФ, которая была вынуждена принять соответствующие меры по проверке наличия и состояния учёта и хранения части наследия, в своё время незаконно присвоенного музеем Востока и поставленного на свой учёт, как свою собственность, провела проверку не по спискам, которые представил собственник, по требованию которого и велась проверка, а по спискам, которые представил музей Востока. И этот список был короче на 6 единиц хранения, не 288, а 282 ед. И именно о том, что уже недостаёт 6 картин в данной коллекции и говорилось в заявлении МЦР. Но счётная палата это просто проигнорировала. А на такие «мелочи» как несоответствие размеров некоторых картин в сторону уменьшения, что говорит о том, что данные картины, в своё время могли подвергаться вырезаниям из рам и незаконному перемещению, а также тому, что некоторые картины, возможно, не являются подлинниками, а заменены на копии, счётная палата просто не обратила внимание. Но это было требование собственника, который предъявлял документы, подтверждающие право собственности и списки, составленные ещё самим Святославом Рерихом, который передал эту коллекцию министерству Культуры на временное хранение для экспонирования по территории СССР. И счётная палата «не выявила никаких нарушений». А что будет, когда собственника просто больше не будет? Кто и что сможет предъявить? Что требовать? Остаётся надеяться на то, что с нынешним министром культуры РФ удастся найти способы решения спорных вопросов.

Людмила Васильевна Шапошникова определяет в творчестве Великой семьи Рерихов четыре действия, которые, в силу своей значимости для развития цивилизации на нашей планете в целом, называет эволюционными. Это Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, создание института Гималайских исследований в долине Кулу в Индии, записи Учения Живой Этики и Пакт Рериха. Но, на мой взгляд, есть и ещё одно действие, предпринятое Святославом Рерихом, совместно с Людмилой Васильевной Шапошниковой, которое по своей важности можно и нужно поставить в один ряд с этими четырьмя эволюционными действиями семьи Рерихов. Это создание в Москве, в усадьбе Лопухиных Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха и Международного Центра Рерихов, призванного обеспечивать деятельность музея. Думаю, Л.В.Шапошникова, в силу своей скромности, не могла при жизни назвать это действо, в котором сама принимала самое активное участие наравне со Святославом Николаевичем эволюционным. Это можно считать просто моей личной точкой зрения. Но я так думаю и уверен, что именно так и есть на самом деле. И это, на мой взгляд, налагает особый отпечаток на все те возможные действия, по отношению к этому музею, которые возможно и нужно предпринимать в ближайшее и не очень близкое время.

Так вот, сейчас речь идёт о жизни и смерти МЦР. А ликвидировать МЦР министерство культуры хочет именно для того, чтобы больше некому было что-либо требовать и популяризировать философию Рерихов и УЖЭ. У Министерства культуры РФ осталась последняя возможность ликвидации МЦР – через процедуру банкротства. Все другие попытки удалось отбить через суды. А как можно обанкротить организацию, которая имеет в собственности имущество, стоимостью в миллиарды долларов? Только незаконно отобрав это имущество. И именно для этого был осуществлён захват наследия и всего имущества у Международного Центра Рерихов. Теперь можно сфабриковать задолженность перед налоговой инспекцией и объявлять МЦР банкротом, и именно для этих целей в своё время МЦР несколько раз отказывали в постановке на учёт части картин, подаренных меценатом.

Хотелось бы провести здесь ещё некоторые параллели. Все мы из истории помним о том, какое значение в ноябре-декабре 1941г. имела оборона Москвы. К тому времени большая часть частей и соединений западных фронтов СА были либо полностью разгромлены, либо попали в окружение и в плен. Между передовыми частями гитлеровской Германии и Москвой практически не было каких-либо боеспособных частей Советской Армии. Тогда взятие Москвы гитлеровцами практически решало исход войны. Если бы Москва тогда пала, то ВОВ могла бы завершиться не в Берлине, а в Хабаровске, или Владивостоке. От обороны Москвы тогда напрямую зависел дух Советской Армии. Три дня тогда не хватало для того, чтобы восполнить пробел в обороне Москвы. И на помощь Москве тогда спешили сибиряки. Тогда они успели и смогли защитить Москву и, таким образом, и весь Советский Союз от порабощения и уничтожения фашизмом. Повторюсь, война шла против Советского Союза и оборона Москвы прямо влияла на исход войны. Москва тогда была на гребне этой войны. Сегодня борьба идёт против Учения Живой Этики, которая лежит в основе наследия семьи Рерихов. А на гребне этой борьбы находится МЦР. Товарищи сибиряки! Как тогда в 41-м Москва нуждалась в вашей помощи, так сегодня МЦР нуждается в помощи вашей. Вы можете, вы должны. Кто же, если не вы?

Борьба за сохранение наследия семьи Рерихов возможна только через МЦР. Сумеем мы сохранить МЦР, сможем продолжать борьбу за сохранение наследия, не сумеем, на этом всё и закончится. И всякая деятельность всех других рериховских организаций, и тех, которые поддерживали МЦР, и тех, которые его не поддерживали, потеряет всякий смысл, а, скорее всего, и возможность. Учение Живой Этики будет немедленно объявлено сектантским, деструктивным и будет запрещено, а вся литература может быть изъята и запрещена, да и сами рериховские организации, скорее всего, будут также объявлены деструктивными сектами и закрыты. Это главное, за что сегодня идёт борьба не на жизнь, а на смерть. Повторюсь, на гребне этой борьбы сегодня находится Международный Центр Рерихов, который Людмила Васильевна Шапошникова назвала Посольством Шамбалы в России. Здесь, к слову сказать, я бы хотел попытаться в нескольких словах объяснить кто такая Л.В.Шапошникова, так как некоторые выражают недоверие и ей самой и, соответственно, её творению – Международному Центру Рерихов и всему, что с этим связано и по этой причине и не сотрудничают с МЦР. Так вот, в одном из своих писем Е.П.Инге от 10.10.1954г. (см. «Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих» стр. 93) Е.И.Рерих пишет «… Нужно передать и основы Огненного Опыта. Многие в конце нашего столетия будут подходить к нему, и одна из Сестёр Братства явится моей заместительницей и будет проводить Агни Йогу в новых условиях и, может быть, более облегчённых…». Можем ли мы назвать другого человека, который бы в это время так работал с Агни Йогой, т.е. Учением Живой Этики, как это делала Л.В.Шапошникова? Мы другого такого человека не знаем. Нет другого такого человека. А теперь мы предлагаем каждому самостоятельно подумать и сделать соответствующий вывод о том, кто же есть та самая Сестра Белого Братства, которая явилась заместительницей Е.И.Рерих и так работала с УЖЭ? А исходя из этого и сформировать своё отношение к тому, что и как она говорила и делала у нас здесь на Земле в конце прошлого столетия и, соответственно, к тем, кто всё это время трудился рядом с ней, под её непосредственным руководством, учились у неё, были её ближайшими помощниками во всех её делах и располагали её полным доверием. Именно Л.В.Шапошникова, активно и последовательно, на научной основе работая с наследием семьи Рерихов, являясь при этом доверенным лицом Махатмы – С.Н.Рериха, создала Объединённый Научный Центр проблем Космического Мышления и смогла ввести Учение Живой Этики в научный оборот. Пока есть МЦР, есть ОНЦКМ, учёные России и других стран имеют возможность в своих научных разработках использовать методологию и знания, почерпнутые из Учения Живой Этики, а мы с вами имеем возможность изучать и популяризировать культурное наследие семьи Рерихов. Если допустить ликвидацию МЦР, запретить УЖЭ будет не сложно. А всё художественное наследие Рерихов потеряет свою главную силу и превратится в обычную пейзажную живопись в ряду других художников-реалистов.

Это именно то, чего мы с вами допустить не можем и не должны. Для этого мы здесь сегодня и собрались. Все свои силы мы должны направить на поддержку Международного Центра Рерихов в его борьбе за сохранение наследия. На поддержку и моральную, и деловую, и материальную. Нужно всем вместе встать на эту борьбу. Только так мы можем защитить и отстоять наследие семьи Рерихов. Другого пути у нас нет.

Спасибо за внимание.

Доклад подготовил Шестиреков Георгий Васильевич.

(Белорусское Отделение МЦР). 02.02.2020г.