Sunday, 25 October 2020 11:26

Праздничный вечер, посвященный 116-й годовщине со дня рождения С.Н.Рериха в Бресте

23 октября 2020 года исполнилось 116 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, известного русского художника, искусствоведа, архитектора, инженера, ученого-естествоиспытателя, этнолога, философа, предпринимателя, просветителя, общественного деятеля.

Святослав Николаевич написал тысячи картин, несколько книг, занимался поисками противораковых средств, руководил крупными культурно-просветительскими учреждениями и создавал их сам, координировал работу множества общественных организаций на нескольких континентах, закладывал основы новой, одухотворенной науки, нового образования и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России.

22 октября 2020 года в городе Бресте в выставочном зале Общественно-культурного центра «Маяк» состоялся торжественный вечер, посвященный этой знаменательной дате.

В начале вечера прозвучала соната №17 (часть 3) Людвига ван Бетховена.

Сотрудник ОМОО МЦР Анатолий Волков в своем выступлении раскрыл и охарактеризовал основные вехи жизненного и творческого пути С.Н.Рериха. После ухода трёх членов семьи – Н.К.Рериха (1947), Е.И.Рерих (1955), Ю.Н.Рериха (1960) на Святослава Николаевича легла трудная и ответственная миссия по передаче всего наследия семьи Рерихов в Россию. На протяжении тридцати трех лет неоднократно приезжая в Советский Союз, Святослав Рерих встречался с видными государственными и общественными деятелями, учёными и людьми разных профессий, на которых производил неизгладимое впечатление. В 2004 году к 100-летию юбилея С.Н.Рериха МЦР издал книгу воспоминаний о С.Н.Рерихе. Присутствующие на этом вечере смогли ещё глубже прочувствовать и понять образ этого великого художника, о котором Е.И.Рерих говорила: «Он у меня Махатма». Очень интересно стал вырисовываться образ этого удивительного человека через призму взглядов людей разных профессий: учёных, журналистов, педагогов, артистов, общественных и государственных деятелей. Эти воспоминания были прочитаны сотрудниками отделения МОО МЦР в Республике Беларусь Неровновой Н.Н. и Волковым А.В.

Михаи́л Серге́евич Горбачёв – советский и российский государственный, политический, партийный и общественный деятель.

Я с удовольствием принял предложение написать несколько слов для юбилейного сборника, посвященного 100-летию Святослава Николаевича Рериха, поделиться своими воспоминаниями об этом удивительном человеке.

Замечательный художник, ученый и общественный деятель – С.Н.Рерих, безусловно, личность мирового масштаба. Получив блестящее образование на Западе, долгие годы живя в Индии, Святослав Николаевич не забывал свои корни и очень чутко воспринимал проблемы своей Родины, где, как он говорил, «сошлись Восток и Запад».

Сын знаменитого русского художника, мыслителя и поэта Николая Константиновича и гениальной женщины Елены Ивановны Рерих, Святослав Николаевич достойно продолжил семейную традицию духовного подвижничества, посвятив всю свою жизнь многогранной общественной, научной и миротворческой деятельности. Унаследовав от отца талант художника, Святослав Николаевич подарил миру изумительные живописные полотна, несущие мощный заряд гармонии и добра. Ну а вклад, который он внес в развитие культурных связей между Индией и Россией, во взаимное сближение и понимание наших народов, просто колоссален.

Замечательно, что сегодня у Святослава Николаевича Рериха есть преданные ученики, последователи и хранители его духовного наследия. С сотрудниками Международного Центра Рерихов нас связывают давние и очень добрые отношения. Я знаю, с каким энтузиазмом эти скромные симпатичные люди очень профессионально ведут огромную просветительскую работу, преодолевая массу бюрократических препятствий на своем пути.

 

 

Со 100-летием со дня рождения Святослава Николаевича Рериха я хотел бы поздравить весь коллектив Центра Рерихов. Думаю, лучшим мемориалом нашему выдающемуся соотечественнику будет добрая память о нем, его делах и бережное отношение к его творческому наследию. Я от души желаю всему коллективу Центра Рерихов дальнейших успехов в их благородном деле, хороших друзей и всего самого доброго.DdddDddd

 

 

DdddЮлий Михайлович Воронцов DdddDdddDdСвятослав Николаевич Рерих

Юлий Михайлович Воронцов советский и российский дипломат, постоянный представитель России при ООН, Чрезвычайный и полномочный посол СССР и России в Индии, Франции, Афганистане и США. Член ЦК КПСС (1981–1990), бывший президент Международного Центра Рерихов.

31.01.2004 г. Москва

Беседуя со С.Н.Рерихом

Со Святославом Николаевичем Рерихом я познакомился в Индии, в Дели, приехав туда как Посол Советского Союза. Раньше я, конечно, знал о нем, видел в Москве на всяких церемониях, но личных встреч не было. А тут он сам выразил желание встретиться с новым советским послом. Конечно, я тотчас ответил самым горячим согласием, и он приехал в мою резиденцию.

Первое, что бросилось в глаза, – это его внешность. Он был очень красивый человек. Держался вначале строго, сдержанно, был немногословен. Потому что тогда мы были, в сущности, еще незнакомые люди. Постепенно разговорились, почувствовали друг друга, – и официальность исчезла.

Он оказался очень приятным, вежливым, доброжелательным, готовым к дружеской беседе. Покорял его образ старого интеллигентного петербуржца, какие в России вряд ли остались, его спокойный, уравновешенный голос, тембр голоса, речь – изысканная, красивая, немного старомодная (по вполне понятным причинам), достоинство в сочетании с открытостью собеседнику – все это вызывало с первого же раза уважение и восхищение.


Людмила Васильевна Шапошникова – доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ), почетный доктор Софийского университета, почетный доктор академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», индолог, философ, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, член ряда известных международных организаций.

«Вестник красоты»

Когда вспоминаю Святослава Николаевича, то каждый раз невольно возвращаюсь к моменту нашего знакомства. Оно тоже было необычное, как все, что связано с ним. С того времени и до последнего его часа, часто встречаясь со Святославом Николаевичем, я имела возможность понять, хотя бы в общем, его творческие и духовные особенности, его свойства мыслителя и выдающегося художника...

Помню напоенную пряными ароматами ночь Индии, яркие звезды, запутавшиеся в странно изогнутых ветвях, казалось бы, нездешних деревьев, высокую, прямую фигуру с царственно поднятой седой головой и старого искусствоведа, стоявшего на ступеньках и объяснявшего что-то седоголовому. Тот слушал как-то рассеянно и невнимательно и искал глазами кого-то там, в ночной темноте. Потом его взгляд вдруг остановился на мне.

– Входите, я вас ждал, – неожиданно сказал он, сходя со ступенек крыльца.

И я вошла. Вошла в удивительный волшебный мир, где продолжал царить дух тех двух Великих, давших жизнь тому, кто меня позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира не уйти. Так состоялась в 1968 году моя первая встреча со Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, художником и мудрецом. Потом были и другие встречи, и каждая из них наполняла мою жизнь каким-то новым и неожиданным смыслом. Мы беседовали с ним часами в его мастерской, где на мольберте стояла очередная, еще незаконченная картина, стены были увешаны тибетскими тханками и индийскими средневековыми миниатюрами, а на книжных полках стояли старинные бронзовые фигурки редкой красоты.

Из всего услышанного мной его фраза «Будем стремиться к Прекрасному», пожалуй, повторялась им чаще, чем другие. Особенно часто она звучала в его устах в конце 1989 года, когда он приехал в нашу страну в связи с организацией Советского фонда Рерихов.

Он подписывал ею свои фотографии, произносил ее почти во всех интервью, которые давал газетам и журналам, говорил ее с экрана телевизора. Для него она была наполнена глубочайшим смыслом.

Все четверо Рерихов – единомышленники, их вели по жизни одни и те же идеи, одни и те же задачи, одни и те же Учителя. Живая Этика, или Агни Йога, пронизывала творчество всех членов этой уникальной семьи. Она же и сформировала их мировоззрение. Николай Константинович Рерих назвал это мировоззрение энергетическим.
Энергетика одухотворенного Космоса, согласно концепции Живой Этики, связывает все его части, начиная от атома и человека и кончая космическими телами пока еще нам неведомых размеров и качеств. Эта энергетика – главное условие и главный двигатель Космической эволюции человечества. Все то, носителем чего является человек, – его чувства, мысли, дух, тело, традиции, стремления, восприятия, его творчество, энергетично по своей сути и взаимодействует с общей космической энергетикой.

Сказать просто, что Святослав Николаевич был последователем энергетического мировоззрения, значит сказать очень мало. Он был не только последователем, но и толкователем этого мировоззрения. Как зрелый философ, он по-своему сумел осмыслить и развить его важнейшие положения и идеи. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, – говорил он об источниках своего вдохновения, – более прекрасному, является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее стремление к своей кульминации пробуждает к жизни определенные нервы, которые являются проводниками скрытой энергии». Удивительно точные слова – «внутреннее стремление к своей кульминации» – дают нам представление об уровне мышления и литературных способностях Святослава Николаевича. Его привлекали те энергетические процессы, к которым он был наиболее близок, опыт в познании которых накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и роль, ее энергетика занимали, пожалуй, первое место в этом опыте.

С.Н.Рерих. Возлюби ближнего своего (Господом твоим.) 1967г.

«Невыразимая аура славы излучается великим произведением, – объяснял он. – Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний Великих Мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, вызывающий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

В этом фрагменте Святослав Николаевич изложил свое понимание Красоты, во всем её энергетическом богатстве. «Естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы» есть та сформулированная Святославом Николаевичем Истина, которая ставит Красоту, выраженную в подлинном искусстве, в энергетический ряд Космической эволюции, придавая ей важнейшую роль в этой эволюции и объясняя извечную, нередко бессознательную, тягу человека к Красоте.

– Вы должны знать, – говорил Святослав Николаевич, – что этот Институт – не просто очередное научное учреждение. В нем заложено будущее нашей науки. Тогда, во время войны и после, судьба Института сложилась непросто, и прервались те исследования и та научная методология, которая была заложена в нем. И заложена была не нами, Рерихами, а нашим Учителем, который создал Живую Этику и планы которого мы выполняли. Вы знаете, все очень интересно было задумано и еще более интересно исполнялось. Во всех этих действиях, в которых мы участвовали, было не только будущее новой науки, но и будущее эволюции человечества, его преображения, его новых форм существования. Учитель не только передал нам знания, но и руководил тремя действиями, в которых мы все участвовали.

– И что это за действия? – спросила я.

 

dddd dddd ddМаршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd Е.И.Рерих

– Вы нетерпеливы, – улыбаясь, сказал Святослав Николаевич, – я все вам расскажу.

Этими тремя событиями оказались Центрально-Азиатская экспедиция, по маршруту которой были заложены магниты будущих культурных центров планеты. Огненный опыт Елены Ивановны Рерих, изменивший нашу энергетику, и Институт Гималайских исследований – предтеча новой науки, Новой эпохи.

Институт гималайских исследований "Урусвати"

Все чаще и чаще в наших разговорах звучало: Новая эпоха, новое мышление. А через несколько дней Святослав Николаевич попросил передать его предложение Академии наук СССР. Он хотел, чтобы группа советских ученых прибыла в Кулу и решила проблему совместного с Индией сотрудничества в Институте Гималайских исследований.

А.Л.Яншин, Д.Рани-Рерих, С.Н.Рерих

Александр Леонидович Яншинсоветский и российский учёный-геолог, академик АН СССР. Один из основателей Сибирского отделения АН СССР и Института геологии и геофизики СО АН СССР.

ОН ВЕРИЛ ВО ВСЁ ПРЕКРАСНОЕ

В январе 1984 года Национальная академия наук Индии отмечала золотой юбилей – 50-летие со дня основания. Мы с женою были командированы в Дели как представители Академии наук СССР для участия в торжественном заседании по этому случаю, вручения поздравительных адресов и памятных подарков.

Святослав Николаевич также прилетел на это торжественное засе­дание из Бангалора, и в Дели состоялись наши первые встречи с ним. Однако они носили беглый характер и происходили в присутствии других людей.

Запомнилась величественная осанка, умные выразительные глаза и чистая русская речь без каких бы то ни было вульгаризмов, свойственных современному русскому языку. Святослав Николаевич приглашал приехать к нему в Бангалор для переговоров о судьбе усадьбы в Кулу и об обработке коллекций, собранных его отцом в Тибете и в Гималаях.

Этим приглашением нам удалось воспользоваться в конце следующего 1985 года, когда мы с женой снова были командированы в Индию для установления связей с некоторыми научными учреждениями этой страны. Командировка предусматривала посещение Бангалора. В этом городе, в благодатном по климатическим условиям районе на юге Индии существует своя провинциальная академия наук с шестнадцатью институтами по разным разделам естествознания. Там же находятся независимый от этой академии крупный Физический институт имени Чандрасемара Рамана и Правление общества геологов Индии.

Святослав Николаевич имел в Бангалоре небольшой дом, но проживал не в нем, а в своем поместье в 18 км к востоку от города. На следующее утро после окончания переговоров в научных учреждениях мы созвонились с ним, он прислал за нами машину, и уже около 11 часов мы были встречены им и Девикой Рани, которую увидели впервые. Прежде чем что-нибудь показывать, Святослав Николаевич «набросился» на нас с расспросами о том, что происходит в России. К этому времени уже началась перестройка, и его очень интересовало, что это такое, что за человек М.С.Горбачев и что с Россией будет дальше. Боюсь, что мы его разочаровали, потому что сами были недостаточно компетентны для ответа на его вопросы, но тогда мы все надеялись на лучшее, и эту надежду старались внушить ему.

DdddDdddDdddИмение «Татагуни» (Бангалор, Индия)

А Святослав Николаевич во время беседы несколько раз повторял: «Ведь я русский человек, и то, что происходит в России, волнует меня гораздо больше, чем все здешние религиозные и национальные распри».


Потом (после легкого завтрака) Святослав Николаевич повел нас в свою мастерскую и с помощью слуги стал показывать одну за другой картины, десятки которых стояли прислоненные к стене. При этом он выразил сожаление, что в Индии спроса на его картины почти нет, и говорил, что своим благосостоянием он обязан не им, а обширной плантации мексиканских эфироносных деревьев, из плодов которых выжимают сок, покупаемый французскими парфюмерными фирмами.

Картины Святослава Николаевича и там, и позднее на выставках в Москве производили неизгладимое впечатление. Он, несомненно, великий художник, причем, в отличие от отца, тоже великого художника, он замечательный портретист.

О Рерихах как художниках надо говорить, конечно, не мне, а искусствоведу. Я же могу только сказать, что портреты Святослава Николаевича Рериха необычайно психологичны. Глядя на них, видишь не только внешний облик, но и душу человека. И не случайно именно ему, а не какому-нибудь индийскому художнику правительство Индии заказывало портреты Джавахарлала Неру, а потом Индиры Ганди, которые украшают стены зала заседаний Парламента в Дели.

С.Н.Рерих. Вечная жизнь. 1961.

Однако Святослав Николаевич писал не только портреты. Большая серия его великолепных картин посвящена природе и быту народа южной Индии. Нам, северянам, краски этих картин кажутся слишком яркими, а переходы между ними слишком резкими. Нашему глазу привычнее более мягкие, приглушенные тона. Надо сказать, что в Индии, особенно на юге этой страны, краски природы и одежд действительно очень яркие, а небо под вечер действительно бывает не блекло-голубым, а таким же оранжевым, как на некоторых картинах Святослава Николаевича.

Илза Рихардовна Рудзите – художник – живописец, график, педагог. Член союза художников России (1968г.)

«Искусство жизни»

11 мая 1960 года в Москве в Музее изобразительных искусств открылась первая выставка работ Святослава Николаевича. На вернисаже я не смогла быть – из-за экзаменов в Латвийской академии художеств. Приехала только 25 мая и сразу пошла на

выставку.


dddd dddddd dddd DDDDDDDDDГосударственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. 11 мая 1960 года

Особенно запомнилось первое впечатление: чистота и музыкальная звучность ярких цветосочетаний. После темных, серых полотен кажется, что поднимаешься из подвала в ослепительно яркий солнечный день... Природа и люди Индии... Новизна формы, цветовых отношений, ритмов и линий, открывающая совсем необычные и новые мысли, чувства, новое содержание...


Еще до того, как мой отец Рихард Яковлевич Рудзитис представил меня великому мастеру, я увидела его проходящим по залам выставки с супругой, знаменитой индийской киноактрисой Девикой Рани, одетой в ярко-алое индийское сари. Стройный, подтянутый, в светло-бежевом восточном френче, он шел удивительно легкой и вместе с тем величественной походкой...

Всматриваемся в портреты выдающихся государственных деятелей, монархов, философов и мудрецов, портреты необычайно красивых женщин на фоне цветущих деревьев и милых крестьянских детей. Рядом – монументальные апокалиптические полотна: ужасы войны, разверзшиеся небеса, с которых изливается на людей Божья кара. Через всю картину – силуэт распятого богочеловека. Дальше – библейские сцены: Победа Давида над Голиафом», «Борьба Иакова с Ангелом», «Добрый самаритянин». И снова сказочная Индия, ее удивительные цвета – красная земля и красная или смуглая кожа полуобнаженных женщин, желтое небо и силуэты зелено-желтых пальм. Все цветет, наполненное южным солнцем, в ярких бликах и сказочных узорах растений. Царственно украшены жемчугами и перламутровыми ракушками морских глубин загорелые дочери моря. Как это все чудно! Отец зовет нас, и мы с сестрой входим в кабинет директора музея. Святослав Николаевич и Девика Рани обнимают отца и нас.

Святослав Рерих: Распятое человечество.(Триптих) 1939-1942


С.Н.Рерих: Яков с Ангелом. 1943.


dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd ddddС.Н.Рерих. Шествие. 1942


С.Н.Рерих. Дочери моря


Д.Рани и С.Н.Рерих

Высокий светлый лоб, умеренно рельефные скулы, прямой нос, гладко причесанные седые волосы, закрывающие губы большие усы и небольшая борода – все гармонично, красиво. Взгляд больших темных глаз под густыми бровями поражает силой и вместе с тем излучает необычайную теплоту, приветливость – невольно подпадаешь под его обаяние... А рядом Девика Рани – облик ее мне знаком с самого детства из индийского журнала, который я любила листать. В нем она совсем еще молодая актриса в какой-то роли – с выражением грусти в красивых глазах... Сели в кожаные кресла, и начался разговор. Впервые услышала особого тембра, четкий, но очень музыкальный голос Святослава Николаевича: «Народа на выставку идет масса. С утра и почти до вечера среди людей, иногда удивляюсь, как еще могу двигаться. И нужно сказать, что еще выдерживаю напряжение». Наши друзья рассказывали, что не один раз Девика Рани вынуждена была выводить Святослава Николаевича из зала из-за болей в сердце, которые участились у него после ухода брата.

Снова мы в Москве – на праздновании 100-летнего юбилея (1974) Николая Константиновича Рериха. Выставка его картин экспонировалась в залах Академии художеств, а открытие выставки Святослава Николаевича в Третьяковской галерее было назначено на 19 ноября. Приехала вместе с художником Леопольдом Романовичем Цесюлевичем задолго до открытия, чтобы заодно пройти по некоторым залам Третьяковки и в надежде, что, может быть, смотрители нас пустят на выставку одних, иначе после открытия из-за множества людей посмотреть картины будет невозможно...


Третьяковская галерея. 19 ноября 1974 г.

Пошли дальше и еще издалека увидели ослепительно сверкающие краски. Увидели и самого Святослава Николаевича – одного, без сопровождающей свиты, побежали к нему. Не успели опомниться, как, едва поздоровавшись с нами, он предложил провести нас по выставке. Нас одних! Какая честь! Да еще и перед открытием!

Входим потрясенные. Столько нового! Мастер ведет нас от картины к картине, поясняя: ««И мы приближаемся»– трансгималайский сюжет... Лодка с путниками скользит по нефритовой глади высокогорного озера к сверкающим снежным вершинам, от темных скал и ущелий плывут к Свету». Так просто, но мы видим в картине много больше...


С.Н. Рерих. И мы приближаемся. 1967.

Картина «Карма Дордже». Сразу подумалось, какое чудное произведение. Какое незабываемое лицо горного Учителя. На Дордже редкой чистоты сиренево-пурпуровый плащ. Как удивительно красиво сочетание со снежными вершинами, сиреневыми тенями в фоне. «Это близкий друг нашей семьи, который жил в пещере недалеко от нашего дома в Кулу и часто приходил к нам в гости...», – пояснил Святослав Николаевич. Со своей стороны напомнили ему, что у нас в нашей квартире в Риге хранится его довольно большая картина «Карма Дордже», на которой знаменитый йог изображен в темно-розовой накидке сидящим в позе лотоса на небольшой каменистой горе, ярко играющей всеми цветами радуги на фоне бирюзовых гор. Рассказали, что в трудные времена сталинских репрессий, когда арестовали обоих родителей и конфисковали большую библиотеку отца, родственник успел перенести картину в свою комнату. Когда чекист увидел ее и решил забрать, дядя не растерялся и предложил бутылку вина, благодаря которой картину оставили.


С.Н.Рерих. Карма Дордже. 1974.                                                 С.Н. Рерих. Пандит Мору Рам. 1973.

Подходим к большому вертикального формата полотну «Пандит Мору Рам». «Это настоятель нашего поместья», – поясняет Святослав Николаевич. Вижу удивительный образ индуса в белой национальной одежде с колокольчиком и палочкой благовоний на фоне закрытых облаками Гималаев. Не можем оторваться, портрет притягивает как магнит... А Святослав Николаевич уже ведет нас дальше.

«Пиета» («Скорбящая»). Художник говорит о том, что это общечеловеческая тема. Герой пожертвовал собой за идеал. Рядом скорбят его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и, таким образом, тоже стали героями. И мы должны помнить, что совершает подвиг не только герой, но и те, кто был рядом с ним, поддерживал и помогал ему. Розовый луч, пронизывающий тьму, – это луч надежды. Во всем, даже в страшной кромешной тьме, всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и дает надежду.


С.Н. Рерих. Пиета. 1960.


С.Н.Рерих. Воззри, человечество! 1962.

«Воззри, человечество!» Об этой работе мастер рассказывает, что это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на Огненного Ангела над градом всечеловеческим. Всечеловеческим, потому что в нем строения, принадлежащие всем человеческим расам. Это своего рода предупреждение людям, что если они не одумаются, не пойдут правильным путем, то придет момент, когда огонь падет на города и спалит их. Если человечество в прошлом по­страдало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня...


С.Н.Рерих. Глина обретает форму. 1964.

Дальше Святослав Николаевич подводит нас к картинам, посвященным жизни индийской деревни, ее народу. «Глина обретает Форму» – это о сельских гончарах юга Индии. «Жизнь богата разнообразием форм», – говорит он. «Тишина» – отдых простой индийской девушки после заката солнца, когда вся природа – буйвол, собака, деревья и море застыли в каком-то ожидании, поясняет мастер. Идея картины «Эти краски никогда не должны поблекнуть» – не допустить того, чтобы такие яркие краски Индии раз и навсегда ушли из ее обихода. Картина «Весна» запечатлела пробуждение природы на юге Индии, в тех местах,где живет художник. А «Канченджанга». Эта гора изображалась на многих картинах. Особенно выразительна она в предрассветный час. Мастер показал ряд сверкающих в цвете пейзажей. Потрясенные, мы задали вопрос: «Святослав Николаевич, то, что Ваши картины сверкают, это явно заслуга не только превосходного качества темперы. Как Вы добиваетесь этого?» – «Если вы дадите правильный контраст цвета и тона, положите рядом цвета, которые друг друга выявляют и дополняют, цвета начнут сверкать», – ответил художник.


С.Н.Рерих. Тишина. 1964.


С.Н.Рерих. Канченджанга. Тайный час (Рассвет) 1955.

Отведенное нам время закончилось, и Святослав Николаевич спешно уходит. Мы остаемся наедине с картинами.

Адель Кабанова – журналист, г.Москва.

СЧАСТЬЕ, ДАРОВАННОЕ СУДЬБОЙ


Перелистывая сейчас интервью Святослава Николаевича Рериха, которые я брала у него в 1987 и 1989 годах для радиостанции «Родина», я поражаюсь одному обстоятельству. Через 16 и 14 лет после этих встреч обнаруживаю почти невероятное! Оказывается, в те годы в его ответах на мои тщательно продуманные и взвешенные вопросы я услышала и поняла далеко не все, что доходит теперь. Как же так? Ведь это я с ним говорила, глядя в удивительные глаза художника, радовалась ответам, но понимала-то, выходит, только слова, их поверхностный, общий смысл! А многомерность мысли, ее объемность и глубина открываются мне только сейчас! И до конца ли?

Например: «Самое трудное, – говорил художник, – найти в жизни баланс, равновесие. А вот обрести его, – пояснял он, – помогает нам Красота, наше стремление к прекрасному».

Что же сейчас поразило меня в этой мысли? А вот что: равновесие нашей жизни, ее гармонию мы обретаем только в одном случае, когда идем в правильном направлении, когда у нас есть точный ориентир, путеводная звезда. А что, прежде всего, может быть таким ориентиром? Только Красота! Красота в самых разных ее проявлениях. Разве справедливость не есть Красота? А доброта, совесть, творчество на общее благо? И, наконец, любовь, как высшее ее проявление? Помните, у Шекспира:

Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.

Ведь любовь – это тоже Красота. Лики ее беспредельны. Красота – эталон, по которому мы проверяем правильность наших действий. А эталон – это наилучший образец, каким человек измеряет все, в том числе и свои поступки, стремления, мечты. Именно потому Красота и стремление к ней подсказывают нам в трудных обстоятельствах, будь то ситуация судьбоносная или просто житейская, самые точные решения. Ведь правильным может быть только то, что красиво.

С.Н.Рерих. Вечный зов (Влюблённые) 1945.

А вот другой ответ Святослава Николаевича на мой вопрос: «Почему в беседе с новосибирцами в 1984 году Вы сказали, что человеческий фактор самый трудный?»

«Нет ничего более трудного и сложного, – сказал художник, – чем изменение сложившегося образа мышления... Это эволюционный процесс».

Да, через 16 лет после нашего разговора я только и начала понимать в полной мере, что такое этот фактор в момент слома устоявшегося у людей мышления. Мы все видим, что происходит у нас в стране, с нашим народом. На какой геноцид обрекли его реформаторы сладкими и несбыточными обещаниями новой прекрасной жизни. Как осуществляются сейчас на деле эти реформы, ломая сознание народа, особенно молодежи, в полном соответствии с доктриной Аллена Даллеса – главы ФБР США в 50-е годы XX столетия: «Эпизод за эпизодом, – писал он, будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного угасания его самосознания... Будем вырывать его духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Главную ставку будем делать на молодежь. Станем разлагать, растлевать, развращать ее». Вот он, человеческий фактор – движущая сила народа, обманом направленная в бездуховность общества потребления! И как необходимо ему то, что принесли человечеству Рерихи, в том числе и Святослав Николаевич.

И еще один ответ Святослава Николаевича на мой вопрос о Родине. Тогда ответ этот меня даже несколько задел. Но как же я понимаю его правоту теперь! Цитирую:

– Видите ли, для меня все страны мира – это одна семья. Я нигде не чувствую себя вне Родины.

– Но не кажется ли Вам, что начинать любить человечество все-таки нужно со своей земли и народа?

– Да, так же, как и со своей семьи, – отвечает художник, – своя семья ближе... Для меня весь мир был всегда одной великой семьей.

Тогда мне стало чуточку обидно, почему он не сказал: «Родина – прежде всего, потом все остальное». Но теперь я понимаю и другое. Да, Родина, как и семья, ближе, и особенно когда ей тяжело, как сейчас. Но тогда, разговаривая с великим художником, я еще не успела почувствовать и понять, как сжался сейчас наш огромный мир, как возросла наша общая взаимозависимость! Происходящие сейчас в мире процессы: возрастающий эгоистический гедонизм и бездуховность цивилизации потребления, в которую все больше втягивается наша страна, ее культура! Экономические и социальные проблемы, которые одни страны решают за счет других, в частности и за счет ослабевшей России. Все эти проблемы могут быть разрешены, только когда планета станет для всего человечества одной космической Родиной, спасать которую надо сообща, всем миром.


С.Н.Рерих. Я двигаюсь среди этих теней. 1967.


Книги Учения Живой Этики

Почему воспоминания о встречах и разговорах со Святославом Николаевичем я начала с нынешнего моего понимания собственных своих интервью с великим художником? Да потому, наверное, что, зная уже почти 20 лет об идеях Живой. Этики, я убеждаюсь, что постичь их в полной мере вряд ли сумею до конца своих дней. Буду каждый раз заново открывать и Учение, и творчество этой великой Семьи. Так же, как открывается мне до сих пор то, что я когда-то имела счастье услышать от Святослава Николаевича.

Именно в этот раз я и услышала ох художника неожиданные для меня слова, что весь мир для Святослава Николаевича – Родина. А вот согласилась с ним в этом лишь сегодня, почти через 15 лет. Согласилась не только потому, что искусство художника – продолжателя традиций великой своей семьи, тоже, как и творчество его отца, матери, брата принадлежит уже всему миру. Но и потому, что сейчас воспринимаю сказанные им слова как мысль провидца, устремляющего и нашу мысль на то, что ясно ему. Провидца, завещавшего нам – людям планеты Земля – дорожить своей обшей космической Родиной, спасать ее от тех ран, что уже нанесло и продолжает наносить ей неразумное человечество. То самое человечество, что в растущем самодовольстве от своих технических достижений, в эгоистически неутомимом наслаждении комфортом и потреблением считает зло интеллектуальнее добра и хочет добро это и справедливость перехитрить во имя все большего обогащения и власти над миром. Сохранить нашу космическую Родину, планету Земля, мы сможем только сообща, разумом и огнем наших сердец – таков святой для всех нас завет и Святослава Николаевича, и всей его великой семьи.


Святослав Рерих: Распятое человечество. Триптих.

2003 г. Москва

Анатолий Георгиевич Назаров - профессор, доктор наук, академик РАЕН, академик Международной академии наук, заместитель председателя Общественного совета Росатома.

С.Н.РЕРИХ – ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ

Но вот я увидел его. С самых первых минут покорила открытость Рериха и как бы обращенность лично к каждому из присутствующих на встрече. И хотя разговор шел, в основном, между Святославом Николаевичем и Александром Леонидовичем, благодаря этому он приобретал форму коллективного обсуждения, беседы. Я тогда, к стыду своему не знал как следует биографию Святослава Николаевича. Слышал, что у него был брат Юрий, ученый, востоковед. Это мы все знали. Знали и об экспедициях, и о работах самого Николая Константиновича Рериха.

А вот о Святославе Николаевиче представление было именно как о художнике, который унаследовал, с одной стороны, художественные традиции отца, с другой стороны, нашел свой собственный путь, прежде всего в портретной живописи. Но на встречах речь шла совсем не об этом.

В 1984 году он говорил о космичности жизни. Это было так необычно! У нас в то время создавалось общественное движение против проекта переброски сибирских и европейских рек. И, как я помню, первый же вопрос Яншина к Рериху был: как он к этому проекту относится? Как можно к этому относиться?! Это было абсолютно неприемлемо для Святослава Николаевича, естествоиспытателя. Грозящее затопление160 городов и 2700 сел ужаснуло его: «Надо как можно скорее организовать движение протеста в международном масштабе!» Яншин сказал: «Мы всеми мерами пытаемся предотвратить...» Тогда приближалось 125-летие В.И.Вернадского, планировали торжественное заседание, доклады. И надо, подчеркнул Александр Леонидович, чтобы все услышали о протесте против готовящейся экологической катастрофы.


dddd dddd ddddВ.И.Вернадскийdddd d                                                            dddddddС.Н.Рерих

Святослав Николаевич высказал свои идеи как бы на одном дыхании: космичность жизни – как мало у нас об этом думают, как мало у нас об этом говорят, как неправильно отображают жизнь. Он говорил о жизни как о целостном явлении. О том, что понятие космичности жизни входит в само мировоззрение, в саму сущность людей Востока, что этим они сильно отличаются от европейцев, у них взгляд на мир связан с осознанием вечных проблем, направленных к будущему.

Но самое поразительное, что у меня на всю жизнь оставило в глубине, внутри след; я впервые услышал от человека, казалось бы, не занимающегося учением Вернадского, Чижевского, такое глубоко продуманное, концептуальное обоснование космичности жизни. Услышать это от художника? Здесь сказывались и традиции семьи Рерихов. Святослав Николаевич очень много ссылался на работы, открытия и находки Николая Константиновича в экспедиции, большой Маньчжурской экспедиции 1934-1935 годов. И неоднократно он говорил о том, что идет обработка этих материалов, что этот опыт очень помогает. Рерихи жили не только искусством – они жили серьезным изучением естественнонаучных проблем. Это несомненно, потому что не может человек, не имеющий специального образования, достаточно хорошо ориентироваться в геоботанических, фармакологических, медицинских проблемах. За этим, чувствуется, стоял очень большой труд. Особенно это сказалось при обсуждении научных проблем. Александр Леонидович упомянул о приближающемся юбилее Вернадского... И вдруг Святослав Николаевич заговорил с большим воодушевлением: глаза его загорелись, он сразу как-то изменился, стал одухотворенный такой. Это было самое откровенное высказывание заветных, лично выстраданных мыслей... Он говорил о том, что люди неправильно понимают жизнь, она – космическое явление. Причем до него ни Александр Леонидович и никто другой не касались этой темы. Жизнь, говорил он, это не только то рациональное, что сейчас изучают, не только генетика. Этого недостаточно... Представление о жизни в отрыве от Космоса, без космической пульсации – примитивно, неверно. Он говорил о том, что в Индии традиция космического понимания жизни корнями прорастает в индийскую философию. К сожалению, много еще неизвестного... Тут Александр Леонидович заметил, что В.И.Вернадский читал Вивекананду и других мыслителей Востока, и «Ригведы», и «Веды», и был знаком с их основными представлениями о мире...

Святослав Николаевич высказал мысль о том, что жизнь нельзя представить, как какое-то единичное явление, свойственное только Земле. Жизненный пласт, духовный пласт, охватывает значительно большее пространство... Он не упоминал о Боге. И ничего эзотерического, по. крайней мере во время той встречи, не было. Это был научный обмен мыслями. Святослав Николаевич говорил, что жизнь нужно понимать расширительно, она выходит за пределы пространства планеты. В его взглядах можно найти некие соответствия идеям Пьера Тейяр де_Шардена. Не знаю читал ли Святослав Николаевич его «Феномен человека», но, несомненно, об этой работе знал, он же был европейски образованный человек. Мне представляется, у него идеи о единстве жизни и природы коренились больше в индийской, тибетской мудрости. Принцип единства свойствен самой сущности жите­лей Индии, Тибета, может быть, Китая – всего Востока. У нас другой менталитет. Там это единство неразрывное. В этом заключается космическая сущность жизни, нельзя человека отрывать от космического континуума, где жизнь продолжается... К примеру: человек думает, а исчезают ли его мысли? Александр Леонидович говорил, что мнение Вернадского было: они не исчезают и находят применение. Эта идея оказалась очень близка Святославу Николаевичу. Мне запомнился сам пафос беседы: жизнь – не локальное явление, возникшее и свойственное одному какому-то месту, а потому ее нельзя рассматривать обособленно; она – явление космическое, продолжается в космическом пространстве. Вот основная идея Рериха.

Юрий Павлов – доктор философских наук, индолог, профессор МГУ, г. Москва.

ЧЕЛОВЕК ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА

Я увидел настоящего русского интеллигента «старой закалки». Это ощущалось с первых же минут –потому, как он держался, говорил, какие слова и как произносил. Все сразу располагало к нему. Я знаю эту очень немногочисленную «породу» людей – их теперь, да и тогда уже, почти не осталось. Такие люди, как правило, очень образованные, мягкие, деликатные. Но, с другой стороны – с чрезвычайно высокими понятиями о порядочности и твердыми убеждениями. То есть, имея определенные стереотипы поведения, основанные на чести и совести, они очень четко их придерживаются и выполняют. Руководствуются высочайшими принципами духовности и требовательности – и к окружению, и, в первую очередь, к самим себе. Без всяких сделок с совестью. Мягкие, но твердые. Отзывчивые, но бескомпромиссные. Вот таким и был Святослав Николаевич Рерих.

Что мы с ним обсуждали во время встреч, особенно бангалорских? Рерих в то время был безраздельно увлечен созданием новых школ, принципиально новой системы обучения и воспитания детей. Во главу угла он ставил эстетико-нравственное воспитание школьников. Для этой цели полагал широко использовать, в частности, индийскую мифологию и индийский эпос. То есть стремился подготовить детей к нынешней жизни на основе самых лучших образцов. Это было какое-то очень глубинное сочетание традиций и современности. Эпос в контексте современности.

Мне довелось бывать и в самой школе. Подробности, конечно, уже унесло время, но помню, что на меня произвела впечатление как раз эта идея – использовать сокровища богатейшей индийской мифологии для формирования духовного облика современного человека. Школа Рериха самой педагогической установкой отличалась, на мой взгляд, от многих других школ.

Святослав Николаевич говорил о значительной моральной деградации человечества. Не помню дословно его высказываний, но думаю, что он стоял приблизительно на позиции Питирима Сорокина. Последний считал, что человечество в отношении морального облика стало возвращаться к каменному веку и что высочайшая мораль, моральный заряд огромной действенной силы содержится в эпосе.

Сейчас я поясню, в чем вижу вклад Рериха в педагогику, в создание нового человека. Я бы различил два вида морали. Есть чувственная мораль, ее адепты стремятся к получению наслаждения, денег, к сексу – словом, нацелены на гедонизм, потребительство и обогащение. И есть мораль духовности, которая связана с удовлетворением высших, духовных потребностей, с обогащением души добрыми, благодатными чувствами и качествами. Чувственная мораль порождает конкуренцию и борьбу, злобу и ненависть, потому что предметы потребления имеют, так сказать, определенные ограничения и связаны с собственничеством. Простой пример: если это золото, драгоценные камни и прочие подобные вещи, они служат причиной раздоров и очень жестоких отношений между людьми... Мораль же, связанная с удовлетворением духовных потребностей, не знает конкуренции, не знает борьбы и, в принципе, ведет к бесконфликтности и к гармонизации мира. Здесь поле для доброго посева безгранично и открыто всем.

Как раз это я увидел в школах Рериха. Он хотел распространить свои опыт, как он мне рассказывал, и на Индию, и на весь мир, в том числе и на Россию. И когда бывал в России, встречался, я знаю, с нашими школьными преподавателями, думал вместе с ними над тем, как можно обратить не менее замечательную российскую мифологию, российские добрые, «голубиные» сказки на дело воспитания человека. То есть вместо слепого и глухого самодовольства и ограниченности лишь собой привить (или развить) в душах молодых людей способность к катарсису, сочувствию, сопереживанию, пониманию... Мне кажется, сам Святослав Николаевич в высшей степени обладал этими качествами. В его словах и поступках очень сильны были моменты сопереживания, стремления поставить себя на место другого и ощутить, как этот другой чувствует себя в той или иной ситуации. Никакая мораль, кроме морали духовности, не предусматривает такого «перевоплощения».

Школа, созданная им в Бангалоре, своей успешной работой подтверждала реальную осуществимость педагогических идей Рериха. В этом деле ему много помогала директор школы, очень приятная и милая индийская дама, верная последовательница взглядов Святослава Николаевича. Имени же и фамилии ее я, к сожалению, не помню. Рерих говорил мне, что с ее помощью он готовит учебник педагогики, в котором собирается изложить свою методику преподавания. Труд этот он, видимо, не успел завершить. Но, возможно, сохранились в архивах какие-то подготовительные материалы, может быть, даже касающиеся русского эпоса, русских былин и сказок. Во всяком случае, к индийскому педагогическому опыту Рерихаследовало бы вернуться. То, что его система не получила глобального распространения,– мне кажется, одна из важнейших ошибок человечества.

Игорь Александрович Моисеевсоветский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат трёх Сталинских, Ленинской, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Кавалер трёх орденов Ленина.

Я благодарен судьбе, что она дала мне такие возможности, познания и интересы, которые не позволяют деградировать. Среди таких интересов мне особенно дорого увлечение Индией. Для моей внутренней жизни это очень важно. В свое время я много прочел об Индии, начиная с книги Елены Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана».

ВСТРЕЧИ СО СВЯТОСЛАВОМ РЕРИХОМ

Индия очень увлекала моего отца. Но ему никогда не доводилось бывать в этой стране. Мне же повезло. К томуже в моих поездках я познакомился со Святославом Рерихом. Бывал в его доме в Бангалоре. Его имение находится в экзотическом месте. А участок засажен деревьями, из которых вырабатывают парфюмерные масла, дающие стойкий и хороший запах. Помимо того, что это приносило Рериху доход, деревья и прекрасные цветы создавали удивительную благоухающую атмосферу.

Сам Святослав Николаевич – благообразный старик с белой седой бородой, одетый во все белое, – показывал мне свои картины, которые поочередно аккуратно вынимал из пачки полотен, сложенных вместе; его слуги-индусы подносили их к нам. За чашкой кофе или за какими-нибудь другими напитками мы проводили много часов в беседах. Святослав Николаевич очень интересно рассказывал о том, когда и как написал ту или иную картину. У Святослава картины пылают красками. Отец его значительно более суров в изображении Индии. Я бы сказал, у одного – суровая мудрость, а у другого – светлая. В семье царил культ Николая Рериха. Он был поразительной личностью – большим художником, философом, ученым, необычайно разносторонним человеком, который оставил след во многих областях искусства и жизни.


Н.К.Рерих. Путь. 1936

Наши беседы никогда не носили мелко бытового характера, но были беседами духовными.

Святослав Николаевич был чрезвычайно мудрым человеком, обладающим каким-то духовным знанием. Его ответы на мои вопросы всегда оказывались иносказательными. Как-то он сказал мне: «Я вам приведу пример из разговора Наставника с учеником.

Ученик спрашивает:

– Как пройти через жизнь?

Ученик отвечает:

– Как по струне бездну.

– С чего начать путь?

– Посей действие – пожнешь привычку. Посей привычку – пожнешь характер. Посей характер – пожнешь судьбу.

– Как избежать соблазна?

– Прислушивайся к голосу духа.

– Что такое голос духа?

– Голос духа – это совесть.

– Как преодолеть препятствия?

– Проявляй стремление и волю.

– Что такое воля?

– Воля – это мускулы духа.

– Как быстрей пройти путь?

– Не бойся продвигаться медленно, бойся стоять на месте.

– Как избежать ошибок?

– Ошибочно лишь прекращение усилий.

– Как достигнуть совершенства?

– Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенно.

Или другой пример. Ученик спрашивает:

– Что такое вечность?

Учитель отвечает:

– Представь себе вершину Джомолунгмы, всю состоящую из алмаза. Раз в тысячу лет на вершину этой горы прилетает маленькая птичка, чтобы почистить свой клюв. Когда эта гора сотрется, тогда кончится вечность.


Н.К.Рерих. Гепанг (Гепан) 1934

К сожалению, встречались мы с Рерихом мало. Мои поездки в Индию были непродолжительными. А его приезды в Москву постоянно совпадали с моими гастролями. В Москве мы так ни разу и не увиделись. Но взаимные симпатии у нас были очень ощутимые.

Москва

В завершение вечера присутствующим был продемонстрирован фрагмент музыкальной слайд-программы, подготовленной к 116-летию со Дня рождения С.Н.Рериха сотрудником Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь Татьяной Захаровой, и третья часть сонаты №3 Л. ван Бетховена.

Высказывания о С.Н.Рерихе взяты из сборника «Воспоминания о С.Н.Рерихе. Сборник, посвященный 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха» (составитель Т. Книжник)