25.08.2011 20:29

МОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ДЕНЬ

Валентина Гаевая

Народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии РБ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля "Хорошки" (Минск)

20 декабря 1987 года - счастливый день в моей жизни: в Индии состоялась моя встреча со Святославом Николаевичем Рерихом. Как я там оказалась? Благодаря М.С.Горбачеву и Радживу Ганди, которые подписали Протокол о проведении в обеих странах в течение 1987 года грандиозных взаимных фестивалей культуры по случаю 70-летия Октябрьской революции в СССР и 40-летия независимости Индии. А в декабре того же года были уже итоговые гастроли ведущих наших художественных коллективов и закрытие советского фестиваля в Индии. Оно состоялось на стадионе в Бангалоре. К великой радости, участником этого фестиваля был и созданный мною Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки», художественным руководителем которого я состою вот уже 30 лет.

Вместе с членами белорусской делегации я получила приглашение в усадьбу С.Н.Рериха. Ликовала, понимала, что это не иначе как подарок Бога. Помню, что хозяева - Святослав Николаевич с супругой - встретили нас, стоя на ступеньках при входе в дом, и сразу после краткого приветствия предложили осмотреть их сад. О, этот сад произвел на нас сильное впечатление - деревья-великаны, их буйное, яркое тропическое цветение (в декабре!).

После прогулки по саду мы были приглашены в кабинет-мастерскую Святослава Николаевича. Волшебство продолжилось. Стены кабинета были увешаны тибетскими тханками и индийскими миниатюрами, а на книжной полке стояли бронзовые фигурки.

Честно говоря, я надеялась на вежливо-протокольную беседу, не более, но тут... тут нам устроили посещение прямо-таки домашнего художественного музея. Около трех часов, неспешно, нам показывали десятки полотен Святослава Николаевича, и он сам кратко и очень доступно, сердечно и доброжелательно комментировал замысел картин, чем вызваны эти темы, их философский аспект. Представьте, он сам был нашим экскурсоводом. Он отвечал на наши вопросы, как возникает сюжет, подбирается прототип для портрета и достигается такая яркая гамма красок, говорил об особенностях темперы и о том, как рождается такое видение гор (позже, осмелев, мы даже спросили о его женитьбе). Отвечая на вопросы, он рассуждал о Вечном, Высоком и Главном, давая какую-либо мысль, фразу для размышлений, а не "в лоб".

Святослав Николаевич дал нам показательный сеанс своей работы: мы увидели сотни баночек с красками, кисти разных размеров и назначений, он показал, как наносятся мазки на холст. Это незабываемо! Хочется думать, что мы как-то затронули его сердце, и он забыл о времени, о своих проблемах со здоровьем, общаясь с нами, проникая в наши души и разум. Помню, какое сильное впечатление произвели картины «Перед бурей», «Вечная жизнь», «Вестники». Апогеем стала демонстрация картины «Господом Твоим» с ликом молодого Христа - голубоглазого и светловолосого. Мы были просто потрясены увиденным и забросали автора вопросами: откуда такое видение, почему? Ведь на многочисленных иконах он иной. Святослав Николаевич рассказал, что, готовясь к этой работе, он написал письма во все старейшие книгохранилища мира с просьбой прислать редкие, малоизвестные материалы об Иисусе. И вот нашли описание и прислали.

Мы спрашивали также о влиянии его отца Николая Константиновича на выбор пути художника, о роли родителей в его жизни. Он сказал, что стал держать кисти и что-то рисовать еще до трех лет, так как от самого рождения рос в высокохудожественной среде, где отец всегда был рядом и всегда за работой: достойный пример. С молодости Святослав Николаевич увлекался изучением природы, философии. Его отец был совершенным образцом человека, он известен всему миру как великий художник-пейзажист, певец гор. А сам Святослав Николаевич наряду с любовью к пейзажу значительную часть творчества отдал портрету. Нам показали серию различных портретов, в том числе отца, Николая Константиновича, Джавахарлала Неру, портреты девушек и стариков разных индийских племен.

Ах, как было бы прекрасно, если бы наша память теперь, спустя 16 лет, могла бы все воспроизвести в деталях. Но приятно сознавать, что каждый из нас буквально впитал в себя многие мысли-афоризмы Святослава Николаевича, особенно те, что были наиболее близки нам по роду занятий и состоянию души. Я - профессиональный работник культуры, хореограф, собиратель фольклора, а мой сын Алексей - художник. Понятно, что я ловила каждое слово Великого Мастера. Часто вспоминаю эту встречу и размышляю о ней. Конечно, надо иметь в виду, что мы, тогдашние, - это советские люди с атеистическим мировоззрением, далекие от осмысления сути духовного самосовершенствования. Обобщая свои впечатления, я бы сказала, что наиболее всего запомнились, во-первых, рассуждения Святослава Николаевича о вселенской, космической миссии Культуры творить Красоту и о сущности Красоты как проводника новых, более тонких энергий; во-вторых, о главенствующей роли личного устремления - изменить себя, стать на путь преображения.

Его наказ: осознайте, что преодоление происходит только внутри, в своем сознании, но не вовне. Удел человека - творить. Искусство есть средство пробуждения, воспитания и развития творческой мощи сознания человека. Творчество невозможно без воображения, а без накопления духовной энергии нет и воображения. Позже, читая книги и журналы МЦР, я нашла расшифровку, разъяснение его мыслей, высказанных при встрече в Бангалоре.

Все искусства учат упражнять и обострять слух, зрение, чувство ритма, чувство прекрасного, то есть все способности человека, необходимые, чтобы стать творцом Нового Мира. Святослав Николаевич говорил: «Мы знаем, что в конце XX века наша планета и все человечество подошли к новому эволюционному витку, особенности которого раскрыты в Учении Живой Этики. Приходит эпоха Мира Огненного, то есть время высоких и тонких энергий». Как тактично и неназойливо, но твердо он убеждал нас, что долг каждого человека подготовиться к смене космических эпох: надо развивать себя, расширять свое сознание, стремиться к духовному росту, к прекрасному, стараться избегать дурных мыслей.

 

На всю жизнь мне запомнилось, как он заботился о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Он рассказал, как решают эту проблему в созданной при его участии школе имени Ауробиндо Гхоша. Присутствовавшая на встрече директор этой уникальной школы также высказала свои мысли. Главное - вести детей по тропе духовного восхождения, начиная с двух-трех лет, помочь им в осознании Красоты, законов гармонии и нравственности. У молодежи красивые образы будут вызывать красивые мысли, а красивые мысли способны построить более красивую жизнь. Всеми средствами надо взращивать добро в детях, в людях, ибо это иммунитет против зла.

В ходе общения с нами Святослав Николаевич говорил о смысле человеческой жизни. Этот смысл - в самосовершенствовании во всем. Пример - жизнь его родителей, Николая Константиновича и Елены Ивановны, о которых он упоминал неоднократно и с нежной любовью, ин сказал, что родители были его неизменными проводниками, благодаря им он познал великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые давно прошли по пути самоосвобождения. Вспоминал, что отец был невероятно многогранной личностью: великий труженик, ученый, художник и провидец. Но ведущее его качество – «проникновенная человечность».

Святослав Николаевич рассказал, что Индия, в которой он прожил большую часть жизни, ее философия, красота и утонченность были источником его творчества. Он считал Индию второй Родиной.

Он говорил, что в жизни все развивается сложно, и это касается всех стран, в том числе Индии и СССР. Человек должен развивать в себе не только знания, но и правильный подход к проблемам жизни, жить и работать там, где он может принести наибольшую пользу, где в нем нуждаются. Только через наше устремление мы можем идти вперед.

«Все мы вышли из Бесконечности и Вечности, и перед ними все равны. Мы должны строить великий мост дружелюбия между народами, и прекрасный пример этого - юбилейный фестиваль культур наших стран. Значение его трудно переоценить», - говорил Святослав Николаевич и продолжал размышлять об исключительной роли Культуры в единении людей: «Через Культуру происходит единение человека с человеком, с семьей, с сердцем и интеллектом, связь с Высшими Мирами, связь с Космосом. Культура происходит из религиозного культа, философской мысли, включает также архитектуру, живопись, музыку, поэзию. В Культуре речь идет о Мирах Высших! Это жизнь духа. Культура есть путь спасения человечества и перехода на новый космический виток».

День, проведенный у Рериха и с Рерихом - это подарок судьбы. Мы прониклись взаимным пониманием и радостью общения. Перед тем как покинуть их гостеприимный дом, отведали чай с индийскими сластями. А бусы из индийских минералов бережно храню как талисман. До конца дней своих я сберегу светлый образ благородного и мудрого Учителя.

2003 г. Беларусь.