Thursday, 11 August 2022 11:37

Л.В.Шапошникова – бессменный директор Международного Центра - музея имени Н.К.Рериха

dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddddddd dddd ddddd dddИ быть живым – живым и только.

dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddddd dddd dddddd ddddЖивым, и только – до конца.

dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddd dddddddd dddd DdddDddd Dddd Борис Леонидович Пастернак.

26 июля 2022 года исполнилось 96 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой – известного ученого и путешественника, индолога, философа, исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, писателя, общественного и культурного деятеля, бессменного директора музея имени Н.К. Рериха.

Людмила Васильевна Шапошникова родилась в двенадцать часов воскресного дня 26 июля 1926 года, в год Огненного Тигра в Новочеркасске, в доме известного русского путешественника Г.Н. Потанина, где жила ее бабушка Мария Николаевна, происходившая из старинного рода князей Трубецких, известных государственных деятелей, религиозных философов, ученых и военных [1].

Детство её прошло в Таганроге. В 1941 году семья переехала в Москву. После окончания школы в 1945-м Людмила Шапошникова (С5) поступила на Восточное отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, по окончании которого в 1950-м, была рекомендована к поступлению в аспирантуру. В 1954-м она успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и начинает преподавать в аlma mater на кафедре истории Индии. Научные интересы тех лет у Людмилы Васильевны Шапошниковой окончательно сформировались после стажировки в Хайдерабадском университете в 1958 – 1959 годах.

В 1963-м Людмила Васильевна вновь попадает в Индию, где преподаёт русский язык в Мадрасском университете. Свое свободное время молодой пытливый ученый старалась проводить среди индийских племен: кунинда, каникаров, тода. Результатам изучения этих малоизвестных народов Индии, анализу их обычаев, преданий, легенд и верований посвящены ее многие не только научные труды, но и увлекательные документальные книги: «По Южной Индии», «Парава – летучие рыбы», «Дороги джунглей», «Дни и годы Мадраса», «Австралоиды живут в Индии», «Тайна племени Голубых Гор», «Мы – курги».

В 1967 год Людмила Васильевна становится лауреатом премии имени Джавахарлала Неру. Книга «Дорогами джунглей», за которую ей была вручена эта премия вместе с золотой памятной медалью, оказалась лучшей книгой, написанной об индийском народе за тот исторический период.

Наиболее важный, судьбоносный и эволюционно значимый этап в жизни Людмилой Васильевной Шапошниковой, связанный с Индией, начался в 1968 году, в котором состоялась её первая встреча со Святославом Николаевичем Рерихом. Их встреча состоялась поздним вечером, около одиннадцати часов, в имении Святослава Николаевича Татагуни недалеко от Мадраса. В момент знакомства Людмила Васильевна сказать лишь одну фразу: «Здравствуйте, Святослав Николаевич, я – Шапошникова!» И получила простой, краткий ответ: «Входите, я Вас ждал». «И я вошла, – писала она. – Вошла в удивительный, волшебный мир, где продолжал царить дух тех двух Великих, давших жизнь тому, кто меня позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира не уйти».

С того времени началось их знакомство, переросшее в тесное сотрудничество и искреннюю дружбу. В поле пристального внимания научного и человеческого интереса Людмилы Васильевны оказались история семьи Рерихов и научно-философское Учение Живая Этика, раскрывающее космос как одухотворенную энергетическую систему, живущую и развивающуюся по единым законам гармонии и красоты.

В мае 1972 года она по приглашению С.Н. Рериха приехала в гималайскую долину Кулу, где было имение, принадлежащее когда-то Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам.

Пребывание в Кулу позволило ей понять, как мало русские люди знают о Рерихах, жизнь которых была подвигом в самом прямом смысле этого слова. И в 1973–1974 годах при ее участии был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих» со съемками, проходящими в Советском Союзе, Монголии и Индии.

Стремление понять и ощутить суть философско-художественного наследия семьи Рерихов привели Людмилу Васильевну на маршрут, по которому почти полвека назад прошла Центрально-Азиатская экспедиция выдающейся семьи.

Николая Константиновича «<…> интересовали широкие проблемы путей культурного взаимодействия различных народов, – писала Людмила Васильевна, – механизм преемственности в формировании многослойных традиционных культур и, наконец, поиск древнейших источников, создававших целые культурные общности. <...> Вехи, которые он расставил в своих картинах и экспедиционных дневниках, были вехами этих процессов. Выявить точный концептуальный смысл вех можно было, только пройдя маршрутом экспедиции» [1].

В 1976–1980 годах Людмила Васильевна лично прошла большую часть маршрута великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Это деяние во многом предрекло то будущее, которое спустя десять лет стало главным делом ее жизни – быть хранителем наследия Рерихов и продолжателем идей Живой Этики. Результатом путешествия стала захватывающая панорама образов многотысячелетней истории национальных культур, отражённая в фотоальбоме «От Алтая до Гималаев», а также в трилогии «Великое путешествие», в которой воссоздан целостный образ Н.К. Рериха, как художника, выдающегося ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба.


С момента первой встречи Людмилы Васильевны со Святославом Николаевичем Рерихом прошёл двадцать один год постепенного погружения в глубинную суть Учения – с 1968 по 1989-й – прежде чем на предложение Святослава Николаевича возглавить Музей имени Н.К. Рериха в Москве Л.В. Шапошникова ответила согласием.

Летом 1989 года С.Н. Рерих пишет знаменитое письмо «Медлить нельзя!», явившееся своего рода завещанием, в котором объяснялась концепция и фонда, и центра-музея имени Н.К. Рериха именно как общественных организаций. Святослав Николаевич предложил создать общественный музей Н.К. Рериха в Москве, а на пост директора будущего Музея предложил кандидатуру Л.В. Шапошниковой. В 1990 году Святослав Николаевич передал в Россию, через свое доверенное лицо Людмилу Васильевну Шапошникову, художественно-культурное наследие своих родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Для размещения Музея была выбрана «Усадьба Лопухиных» – памятник истории и культуры XVII – XIX веков, располагающаяся в непосредственной близости от Московского Кремля. Усадьба находилась в аварийном состоянии. Тем не менее без каких-либо бюджетных средств, на деньги меценатов и общественности исторический памятник архитектуры в центре Москвы был поднят из руин. 12 февраля 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, в усадьбе Лопухиных состоялось первое открытие общественного Музея имени Н.К. Рериха, ставшего крупнейшим культурным и научно-просветительским центром нового типа. Музейная экспозиция, разработанная генеральным директором Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражала ключевые этапы жизненного и творческого пути семьи Рерихов. С тех пор началась обширная и плодотворная общественная деятельность Людмилы Васильевны Шапошниковой, направленная на сохранение, популяризацию и изучение творческого наследия этой великой семьи.


В 1998 году Л.В. Шапошниковой было поднято перед зданием Музея Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем в 1930-е годы в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия, в 1999 году, юбилейном для семьи Рерихов и для Центра-Музея, она открывает Мемориал Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а в 2004 году, к 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, на территории усадьбы были установлены бронзовые бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Работа с привезенным из Индии наследием вопреки трудностям, началась одновременно с началом восстановления усадьбы. Заработали рукописный и экспозиционный отделы, библиотека, началась подготовка к открытию Оптического театра и изданию отдельных трудов из архива Рерихов. Несмотря на тяжелейшие условия, Международный Центр Рерихов сумел вернуть научную, выставочную, издательскую деятельность, наладить сотрудничество с многочисленными рериховскими организациями в России и за рубежом. Общественная деятельность Людмилы Васильевны Шапошниковой была полностью связана с деятельностью центр-музея имени Н.К. Рериха. В залах музея в сотрудничестве с авторитетными научными и культурными учреждениями проводились ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, поднимающие глубокие философские, исторические, искусствоведческие вопросы и посвященные важным вопросам рериховедения, Живой Этики, культуры и науки; организовывались выставки со-временных художников-космистов; проводились концерты классической музыки; лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области фило-софии, истории, культуры и педагогики; конкурсы детского рисунка; фестивали этнической культуры; выставки народных промыслов и творческие вечера [1].

В июне 1998 года был создан Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих, директором которого стала Людмила Васильевна Шапошникова. В сентябре 2001 года при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики, а 14 декабря 2004 года – Объединенный Научный Центр проблем космического мышления.

В 2006 году указом президента Российской Федерации В.В. Путина за боль-шой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия первый вице-президент МЦР, генеральный директор общественного Музея имени Н. К. Рериха Л.В. Шапошникова была награждена орденом Дружбы.

В 2007 году за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», Л.В. Шапошникова была удостоена Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор».

В 2010 году деятельность Л.В.Шапошниковой получила высокое европейское признание. Она стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд».

Московское бюро ЮНЕСКО вручило Л.В.Шапошниковой диплом за значи-тельный вклад в программу «Культура мира», Российская академия художеств – медаль «Достойному». Она награждена почетным званием и знаком «Рыцарь науки и искусств» и серебряной юбилейной медалью «Российской академии естественных наук. Международный гуманитарный фонд «Знание» наградил Л.В. Шапошникову медалью академика С.И. Вавилова и дипломом за выдающийся вклад в научно-просветительскую, историко-культурную и общественную деятельность по сохранению и популяризации творческого наследия Н.К. Рериха. В 2011 году Л.В. Шапошникова награждена юбилейной медалью «Академик А.Л. Яншин», учрежденной Академией горных наук. Людмила Васильевна являлась академиком Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ). В ее честь малая планета 9717, открытая астрономом Н.С. Черных, получила имя Lyudvasilia».

Л.В. Шапошникова является ведущим исследователем художественного, литературного и философского наследия семьи Рерихов, пропитанного идеями Живой Этики. Именно поэтому, по мнению Людмилы Васильевны, творческое наследие семьи Рерихов столь уникально и привлекательно, вызывая при этом самые противоречивые мнения и оценки наших современников, в мышлении которых еще господствуют представления, «закрепленные примитивно понимаемой парадигмой материализма». «Но как бы то ни было, – пишет Людмила Васильевна, – Живая Этика, возникшая в духовно-культурном поле планеты Земля в 20-е годы прошлого века, вполне поддается научному анализу, определению ее гносеологических корней, методологии и того космического мироощущения, которое она несет в своих текстах, в основных постулатах и, наконец, в своей системе познания» [2].


Л.В. Шапошникова впервые обосновала наиболее важные особенности Живой Этики как философии космической реальности, включающей в себя систему познания и практику действия, и впервые дала целостное научное осмысление этой философской системы, смысловым стержнем которой выступают закономерности космической эволюции человечества. Она дала концептуальное обоснование процессов формирования нового космического мышления, в рамках которого философия Живой Этики выступает методологической основой новой системы познания в науке, включающей в себя эмпирические знания и знания, полученные в духовном пространстве познавательного творчества человека [3].

«Космическая эволюция, – писала Людмила Васильевна, – как бы завершила Живой Этикой важнейшую ступень в процессе формирования нового мышления и обозначила этим вековую веху в развитии Духовной революции в пространстве России. Подвиг Рерихов не только в том, что они сообщили нам тексты и идеи Живой Этики, но и в том, что они открыли нам удивительный мир космических ощущений и переживаний, мир новой Красоты и новых эволюционных возможностей, мир не фантазии и иллюзий, а истины и Реальности» [2].

Методы познания Живой Этики представляют собой, по мнению Людмилы Васильевны, синтетическое слияние познания духовного и материального, видимого и невидимого, древних знаний и современных, мысли восточной и западной, что позволяет расширить возможности системы до космических масштабов Высшей реальности. «Духовность обусловливает главные качества системы познания Живой Этики. Духовные нахождения прочно входят в нее наряду с научными открытиями, пробивая путь к одухотворению науки». Выдвигается новая возможность получения знаний путем интуитивных озарений, что обусловливает профетический, или опережающий, их характер.

Людмила Васильевна отмечает, что Живая Этика не ограничивает свою систему познания только общими научно-философскими вопросами, но включает в себя и проблемы социального бытия человека. Именно Живая Этика дает ту методологию, на основе которой возможно будет выявить истинные законы развития человеческого общества. Ряд подобных законов могут быть найдены в самой Живой Этике – это закон Общего Блага, закон сотрудничества, закон общины и ряд других.

В фундаментальных монографиях Л.В. Шапошниковой «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия», «Тернистый путь Красоты» и многих других заложена основа нового понимания и осмысления мирового исторического процесса, эволюционного пути России, культуры и цивилизации, роли человека в космической эволюции. Л.В. Шапошникова предложила научный подход к пониманию духовно-нравственных основ этой эволюции.

Формируя новое научное мировоззрение, которое опирается на единство человеческих, исторических, природных и космических законов и на идеи Живой Этики, Л.В. Шапошникова стала одним из родоначальников новой научной школы рериховедения – культурно-исторических исследований, связанных с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов.

Базируясь на системе познания Живой Этики, научных исследованиях А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и других ученых-космистов, а также на историко-культурных и литературных трудах Н.К. Рериха, Л.В. Шапошникова сформулировала авторскую концепцию философии истории, в соответствии с которой исторический процесс носит природно-космический характер. В своих трудах Л.В. Шапошникова впервые широко поставила вопрос о Духовных революциях, о космических причинах их возникновения, которые она глубоко и тонко понимала и видела выход из сложившейся ситуации в преобразования самого человека, в воспитании совершенного иного «Нового человека». Воспитание нового человека Людмила Васильевна видела в духовном и нравственном совершенствовании человека, которое начинается со внутренней жизни человека, где формируется его духовная культура, мышление и сознание, где протекает таинственный процесс взаимодействия духа и материи, эволюционно устремлённый к одухотворению последней. Внутренний мир человека несёт в себе энергетику Высшего, благодаря которой становится возможным эволюционное развитие его сознания и мышления.

Книги Л.В. Шапошниковой вошли в золотой фонд культурного наследия народов России и Востока. Они переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии. В общей сложности перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат около 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, культуре и истории народов Индии.

Роль высокодуховной личности, чьи устремления направлены к достижению идеалов совершенства духа, трудно переоценить. Людмиле Васильевне и ее сподвижникам силами любви, упорства и единения удалось выстроить державу Рерихов на их родине и связать ее с духовными просторами Российской культуры. Она примером своего труда давала своему окружению силы и уверенность в том, что одухотворенным людям удается совершать то, что на первый взгляд кажется недостижимым, невозможным. Сами силы Космоса помогают тем, чья решимость идти до конца по пути света, знания, истины и красоты тверда и несокрушима [1].

Список использованных источников

1. Музей и его директор. Н. Войченко.

2. Философия космической реальности. Л.В. Шапошникова.

3. 95 лет со дня рождения академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. (https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7099).

4. 94 года со дня рождения Л.В. Шапошниковой.

(https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6746).

5. Л.В. Шапошникова – Доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха.

(https://icr.su/rus/about/direction/director/).