26 июля 2023 года исполнилось 97 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, известного российского историка, востоковеда, крупного ученого, философа, выдающегося исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, писателя, путешественника, общественного деятеля. В этот праздник в городе Бресте в зале Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» был проведён торжественный вечер, посвящённый этой праздничной дате. Вечер был организован сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк».
В начале вечера в исполнении Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновой (фортепиано) прозвучало «Аве Мария» Баха-Гуно.
Со вступительным словом выступила Наталья Неровнова. Она кратко осветила основные жизненные устремления и достижения Людмилы Васильевны Шапошниковой и особенно отметила, что её героические качества, отвага и способность к самопожертвованию, острое чувство справедливости и великодушие помогли ей стать верным другом, надежным соратником и преданной ученицей Святослава Николаевича Рериха. После встречи с ним в 1968 году жизнь Людмилы Васильевны получила новое направление. Всем сердцем она приняла идеи Живой Этики идеи Космической эволюции и осознала их научную непреложность. Многогранное духовно-философское и художественное наследие Рерихов стало центральной темой ее научного и публицистического творчества, а философская система Живой Этики методологической основой ее трудов.
Людмила Васильевна отмечала, что философия Живой Этики, вобравшая в себя лучшие достижения мысли Востока и Запада, представляет собой научную систему знаний, содержащую те общечеловеческие духовно-нравственные ценности, которые содействуют сближению народов и различных культур, что особенно актуально в современном мире.
Благодаря самоотверженной работе Людмилы Васильевны мы имеем возможность соприкоснуться с множеством се философских, научных, исследовательских трудов, с их помощью глубже понять и осмыслить философию Живой Этики и творческое наследие семьи Рерихов. Она внесла огромный вклад в формирование нового космического мышления, что имеет важнейшее значение для культурно-исторического процесса.
Далее прозвучало «Размышление» Масне в исполнении Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновой (фортепиано).
В продолжении праздничной встречи Виктор Молош зачитал главу «Во имя Культуры» из книги Н. Войченко «Музей и его директор» [1].
Н. Войченко отмечает, что Людмила Васильевна Шапошникова известна не только как ученый- исследователь, культуролог, искусствовед, но и как незаурядный философ, предложивший ясный и научно обоснованный подход к пониманию духовных основ космической эволюции, представленный в философской системе Живой Этики.
Давно сказанные слова «Учитель, воспитай себе ученика», обрели свое, особенное, высокое культурно-воспитательное значение в работе МЦР. «Воспитай», значит, отдай частичку себя, передай искру любви к тому, что любишь сам. Поделись своим видением и пониманием мира – и сделай это так, чтобы ученик понял и принял знания.
Пропаганда высокой миссии Учителей – одна из базовых установок программ, воплощаемых в жизнь Л.В. Шапошниковой и ее сподвижниками, людьми, подхватившими Знамя Мира и отстаивающими культурное достояние человечества в наши дни.
Учителя человечества всегда играли и играют по сей день важнейшую и определяющую роль. Учитель – главное лицо в духовном совершенствовании каждого человека, без него прекращается восхождение по эволюционному коридору. Любой метаисторический импульс, который высокая космическая материя посылает на Землю, идет через конкретного человека или конкретных людей. Именно через них, Учителей, вестников космической эволюции, Космос осуществляет свое творчество на планете Земля. Через Учителя осуществляется связь: Человек–Космос. Недооценка роли учителя на любом уровне, начиная с самого начального, школьного, пренебрежение им приводит к катастрофическим последствиям.
«Срам стране, – возмущался Николай Константинович Рерих, – где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек» [2]. Как актуально звучат в наши дни эти слова!
Согласно Живой Этике мир развивается по космическим законам, изучение которых является важнейшей задачей человечества. Среди них есть два, которые в первую очередь необходимо соблюдать при осознании истории. Один из них гласит: каждое явление на Земле имеет две стороны, земную и небесную. Второй закон: только высшее ведет низшее по ступеням космической эволюции.
В развитии Вселенной принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Авторы Живой Этики в силу своих обширных знаний и способности применить их в космическом масштабе предстают перед нами как блестящие историки, учителя, которым доступны и реальные исторические прогнозы, и перспективные заключения. Знание Великих законов космоса, умение четко определить причину и следствие, проникнуть в суть энергетических закономерностей, – все это нередко производит впечатление чуда.
Высокое творчество Великих Учителей почиталось и ценилось во все эпохи как свидетельство связи с Высшим. Их называли пророками, святыми, истинными духовными вождями человечества.
«Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и гармоничны, и прекрасны Они, писал Н.К. Рерих. Эта же атмосфера Красоты должна окутывать все, что касается Их области. Искры Их Сияния Должны проникнуть в жизнь людей, ожидающих приход скорый. Чем встретить? – Конечно, самым лучшим. Как дождаться? – Погружаясь в Красоту. Как охватить и вместить? – Наполняясь бесстрашием, которое дается сознанием Красоты. Как поклониться? – Как перед Красотою, которая и врагов восхищает» [3].
Талантливые ученики и вестники Великих Учителей, Елена Ивановна и Николай Константинович Рерих, стоят на высокой ступени Космической Иерархии и являются, в свою очередь, Великими Учителями по отношению к нам.
Таким был и Святослав Николаевич Рерих, энергетическое влияние которого было велико и, несомненно, меняло энергетику тех, кто входил с ним в контакт, и чья энергетика была готова к такому изменению. Святослав Николаевич, находясь во взаимодействии с Великими Душами и сам таковой являясь, никогда не называл себя Учителем. Он просто им был. И никогда, не претендовал на всеобъемлющее знание Живой Этики, хотя она создавалась на его глазах и с его помощью. Главное – самосовершенствование. Начинать надо с переделки самого себя. Это основа всего. Тогда мы сможем помочь и другим [4].
Великий Учитель – это сущность, связанная с Космосом и его Высшими иерархическими структурами. «Он приносит на нашу планету не только знания, которые нужны ей в данный период ее эволюционного развития, но и необходимую ей энергетику. Ибо эволюция движется изменением или, точнее, повышением этой энергетики. Великий Учитель ее упорядочивает, создавая энергетические основы для развития нового мышления, для дальнейшего расширения сознания, для совершенствования энергетической структуры самого человечества.
Понятие Учительства напрямую связано с понятием Культуры. Важнейшие особенности такой связи исследует Л.В. Шапошникова. Вслед за своими учителями Людмила Васильевна Шапошникова по-новому, с позиций Живой Этики, осмысливает концепцию Культуры. Осевой стержень всех работ – тема возникновения и утверждения нового научного мышления, главной тенденцией развития которого является синтез. Он не просто объединяет разрозненные части знаний в единое целое, он задает новое качество понимания мира. Настоящий синтез может возникнуть только при высоком уровне сознания самого индивидуума. Преодолевая господствующие до сих пор в мышлении разъединительные тенденции, синтез формирует целостную и богатую научную картину мира, необходимость которой остро ощущает современная наука.
После знакомства со С.Н. Рерихом Людмила Васильевна написала ряд работ, посвященных осмыслению многих аспектов космической реальности. Со второй половины 80-х годов, когда благодаря М.С. Горбачеву был снят запрет с идейной части изысканий Рерихов, ее научная деятельность была направлена на последовательную и систематическую популяризацию жизненного и творческого пути великих гуманистов и введению в научный оборот знания, содержащегося в книгах Живой Этики. Под ее научным руководством сформировалось новое направление историко-культурных исследований, связанное с изучением философско-художественного наследия семьи Рерихов.
Из-под пера Людмилы Васильевны вышла серия статей о духовном подвиге Елены Ивановны Рерих, которая работала над новой системой философии Живой Этики. В трудах Е.И. Рерих была описана философия космической реальности. Беспредельность миров и бесконечность их эволюции; космическая безграничность таких понятий, как Красота, Любовь, Сердце, Дух, составили основной предмет ее исследований. В работах Л.В. Шапошниковой дано современное прочтение и систематизация этой философии, показано, что чем выше уровень развития сознания, тем выше синтетическое восприятие окружающей действительности, тем ближе человек подходит к познанию законов мироздания. Низкий уровень сознания ведет к разорванному, лоскутному, дифференцированному мировосприятию. Мир словно распадается на части, которые не складываются в единую картину. В результате наука существует сама по себе, ответственность за деяния тоже сама по себе, да и категории нравственности тоже как-то сами по себе... «Синтез сердца и интеллекта, – говорит Людмила Васильевна, – означает, что сердце человека стало умным, а разум сердечным».
Теоретические разработки Л.В. Шапошниковой раскрывают явление Культуры как духовную, творческую часть человеческого бытия. Сам механизм эволюции идет по главному магистральному пути синтеза так: от целого к разъединению, от разъединения снова к целому. Но целое второе будет выше целого первого, как последующая волна всегда чуть выше предыдущей. Этот механизм и учитывается ученым при осмыслении и рассмотрении проблем нового космического мышления. Причина и суть связи с Высшим началом кроется в духовных глубинах самого человека. Л.В. Шапошникова пишет о том, что важным условием сознательной работы является свобода выбора. Именно свобода делает сознание открытым, способным к расширению и вмещению новых знаний.
«В истории человечества, – пишет Л.В. Шапошникова, – возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой, ибо сама цивилизация возникает в энергетическом поле Культуры. <...> Можно <...> сказать, что во многих случаях ранние цивилизации создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с ней <...> Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от нее. Полный отход цивилизации от Культуры – особенность лишь века XX, века, стоявшего на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты» [5].
Сегодня формируется новое, фундаментальное представление о Культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию ее эволюционной роли. Культура есть явление космическое, она включена в единую эволюционную структуру «человек – планета – космос» и тесно связана с глубокими энергообменными процессами. Культура неотъемлема от тонкой энергетики человека, его духа, и рассматривается как важнейшее условие эволюции и самого человека, и планеты в целом. Разработки Рерихов и Л.В. Шапошниковой в области постижения Культуры очень значимы как для науки, так и для осознания того, что Культура – это основа нашей жизни и нашей эволюции и без нее человек не может существовать. Осознание этого в буквальном смысле спасет мир. Поэтому Культуру нужно защищать и сохранять. Это по-новому заставляет взглянуть на деятельность Н.К. Рериха по защите культуры, идею Пакта Рериха и Знамени Мира.
Вот почему самое пристальное рассмотрение и изучение таких подходов стало основой программной деятельности ученого и организатора основных направлений работы Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой.
Праздничное мероприятие продолжил Анатолий Волков. Он прочитал главу «О путях эволюции» из книги Н. Войченко «Музей и его директор».
Понимание всеобщей связи и взаимозависимости прошлого, настоящего и будущего играет огромную роль в многочисленных трудах Л.В. Шапошниковой. За ее плечами – большой практический опыт изучения и осмысления истории человечества. Утверждая определяющую роль методологии учения Живой Этики в формировании науки будущего, Людмила Васильевна исследовала, систематизировала и обобщила новую оригинальную систему познания, заключенную в Учении. Прошлое и будущее в ее работах соединились в творческом потоке настоящего, в котором достижения прежних эпох обогащаются современными знаниями, эволюционно необходимыми для дальнейшего развития человеческой культуры.
Методологическая основа Живой Этики позволила Л.В. Шапошниковой дать стройную, исторически и онтологически обоснованную картину эволюции нашего общества. Она подробно исследовала основные виды мышления, через которые прошло человечество в своей истории.
Первый способ мышления — мифологический. Мифологическое мышление и сознание было целостным, неразъединенным и образным. «У мифологического же сознания не было «опоры» или предыдущего системного мышления, в недрах которого бы оно зародилось. В этом состоит одна из его загадок. Все в нем представляется тайной: и его целостность, и образность, и мудрая глубина этой образности, и загадочный язык символов, которыми пользовался человек, действуя и творя в пространстве мифологического мышления. И еще: в самой мифологии заключается ряд труднообъяснимых особенностей. Знания, которые содержатся в мифах, начинаются, как правило, с космогонических представлений. И второе. Мифологические знания оказались общими для народов, удаленных друг от друга на большие расстояния. Эта общность создавала впечатление – как будто кто-то неизвестный и вездесущий бросил на Землю горсть волшебных зерен и они проросли мудрыми мифами, в которых было все и от которых пошли все наши знания и умения»
На смену мифологическому мышлению пришло религиозное. В книгах Л.В. Шапошниковой развитие событий описывается так: «Переход от мифологического мышления к религиозному имел свои особенности, обусловленные исторической реальностью и уровнем духовного развития самого человечества. Основная система верований, распространенная на планете к моменту перехода к новому мышлению, была основана на мифологическом сознании и культах, тесно связанных с мифами. Эта система в науке иногда называется шаманизмом. Ей было присуще многобожие, поклонение силам природы и космогонический вариант осмысления места и роли человека в мироздании. Связь с Высшим была облечена в форму шаманских заклинаний и соответствующих им магических действий. Процесс перехода одного мышления в другое, одного сознания в другое растянулся во времени и нередко имел драматические формы. Однако такой переход в своем объективном энергетическом выражении не был связан с полным разрушением мифологической основы. Религиозное сознание и мышление впитывали в себя местные культы и представления, сохранившие к этому моменту свою жизнеспособность, трансформировали их и превращали в органическую часть новых религиозных систем.
На смену цельному мировосприятию, характерному для мифологического типа сознания, пришло религиозное.
Крайне негативную роль на этом этапе сыграла инквизиция, которая вела настоящую войну против новой мысли. «Кострами и пытками средневековая церковь пыталась остановить тот энергетический процесс, который зарождался в недрах религиозного сознания позднего европейского Средневековья» [5].
Первых носителей нового сознания подвергали наказаниям: интердикту, отлучению от церкви, бичеванию, пожизненному тюремному заключению и сожжению на кострах.
Случилось неизбежное: наука отошла от церкви. Но, отвергнув последнюю, ученые отказались и от необходимой связи с Высшим космосом. В результате был сформирован сугубо материалистический, утилитарный, оторванный от духовных ценностей подход к исследуемым явлениям – высокомерный рационализм. Наиболее яркими представителями такого подхода были французские просветители.
«Молодая наука поставила на место Бога свободномыслящего человека, сделав его субъектом и правящим началом. Что же касается самого Бога, то он в науке был упразднен» [6].
Третий вид мышления который исследовала Людмила Васильевна, – научный – сохранил за собой европейское пространство и наиболее ярко проявился в мысли французских энциклопедистов XVIII века. Это было время возникновения научного мышления и его главной основы – эмпирической науки. Л.В. Шапошникова отмечает, что каждому из видов мышления предшествовали революционные изменения в духовно-культурном поле – Духовные революции.
Введение Л.В. Шапошниковой категории Духовной революции, которая связана с духовно-энергетическими процессами внутри самого человека, является важным элементом анализа культурно-исторических условий возникновения различных видов мышления.
В конце XIX – начале XX века началась Духовная революция в России, Наука настоятельно нуждалась в трансформации, ей стало остро недоставать вечных ценностей, таких как нравственность, любовь, красота, справедливость, одухотворенность. Новое мышление объединило движение человеческого духа с движением человеческой мысли, науку – с этикой, культуру Запада и культуру Востока, знания древности – с современными знаниями. Настало время для проявления целостного подхода к явлениям природы и человеческого общества. И он не заставил себя ждать.
20-е годы XX века дали целую плеяду ученых-мыслителей, которые заложили не только основы новой картины мира, но и поняли роль синтеза в создании нового мира и в выходе человечества на новый эволюционный виток.
Не случайно многие ученые и философы этого времени обратили внимание на взаимосвязь человека с планетой и Космосом.
В истории есть три способа познания: через религию, искусство и науку. Человечество дошло до той ступени, когда все эти три способа должны слиться в единое целое – великий осознанный синтез религии, искусства и науки. На основе этого единения приходит наука новая – нравственная, одухотворенная, имеющая осознанную связь с Высшим миром, источником всякого знания, который современная научная мысль пытается робко обозначить как «информационно-энергетическое поле». Новая наука, подразумеваемая в Живой Этике, открывает простор непредвзятому познанию.
Возникший новый, четвертый, вид мышления, появившийся в результате Духовной революции в России в конце XIX – начале XX века, Л.В. Шапошниковой и ее последователи с полным правом назвали космическим.
Людмила Васильевна называет учение Живой Этики очень просто, но в то же время емко: «философия космической реальности», подчеркивая тем самым и универсальный, вселенский характер системы познания Живой Этики, и соответствие ее тому реальному космосу, который в прошлом был запечатлен в мифах, сказаниях и древней мудрости Востока, в нашем настоящем только-только начинает осмысливаться, а в будущем станет достоянием новой одухотворенной науки. Автор подчеркивает, что различные вненаучные способы познания – художественное восприятие, религиозный опыт, прозрения, видения, озарения, пророчества и, наконец, таинственный процесс, который можно назвать свидетельством, – существовали всегда. Это знание жило в мифах и преданиях, в древних легендах Востока, в Элевсинских и Критских мистериях.
В наши дни все больше и больше современных ученых уже начали рассматривать Культуру с принципиально новых позиций – как энергетическое поле планеты, подмечая при этом законы его развития. Л.В. Шапошникова говорит о неуничтожаемое таких полей Культуры, – что, в свою очередь, доказывает бессмертие человеческого духа и напоминает о нашей огромной ответственности за все, что мы совершаем.
Сегодня в среде мыслящих людей не может не возникнуть вопрос, почему современная форма познания мира – научная – не создала общепринятых, всесторонне разработанных комплексных концепций оптимизации отношений между обществом и природой, между государствами и народами мира, между человеком и обществом? Налицо кризис не только в сфере теоретико-познавательной деятельности, но и в сферах практической и духовно-философской человеческой деятельности. Действительно реальный ответ на этот методологический вопрос дает учение Живой Этики: «Со временем не только способ познания разделился на научный и вненаучный, но и сама философия – на материалистическую и идеалистическую. <…> По существу, наука с ее сугубо материалистическим методом исследования являлась лишь одной из систем познания и в силу вышеупомянутого обстоятельства далеко не совершенной.
Вместе с тем, продолжала расти и развиваться другая система, идущая из глубины веков и сохранившая свои накопления на Востоке, ареале древнейшей культуры, тесно связанная с самим человеком и его внутренним духовным миром, система, в которой в течение тысячелетий формировались иные, более широкие взгляды на материю, нежели в науке. Эта система со временем захватила и мысль Запада и нашла свое отражение в религиозном опыте великих учений. Огромная сумма знаний, накопленная в этом пространстве и долгое время отрицаемая в науке, становилась тем вторым крылом в универсальной системе познания, которого долгое время так не хватало сугубо материалистической науке» [7].
Проникновение в суть Живой Этики позволило Людмиле Васильевне раскрыть, систематизировать и четко сформулировать законы космической эволюции. Она подразделяет основные законы Космоса на две группы: законы, имеющие принципиальный, общий характер, – Великие законы космоса, и частные, или конкретные, каждый из которых является частью соответствующего Великого закона. <…>
Л.В. Шапошникова подчеркивает, что место Живой Этики в пространстве современной философской мысли особое. Стройность и универсальность методологической основы новой системы познания отразилась во многих ее книгах и статьях, в предисловии к новому, научному изданию книг Живой Этики. Людмила Васильевна четко формулирует главные особенности философии космической реальности, позволяя читателю заглянуть в ее неисчерпаемую глубину, постичь красоту и внутреннюю логику новой системы познания, осознать ее громадный эволюционный потенциал. Живая Этика учит тому, что в наше время не через чудеса, а путем расширения сознания можно достигнуть невероятных откровений и высот постижения мира.
Научное осмысление мировоззренческой системы Живой Этики позволило Людмиле Васильевне воссоздать на современном понятийном уровне стройную и величественную картину устройства и эволюции мироздания. Труды директора Музея имени Н.К. Рериха задают мощный творческий импульс, что и привлекает к ним многих ученых. Но особую убедительность научным построениям Людмилы Васильевны придают присущие ее творческой манере четкость и ясность мысли, яркий выразительный язык изложения и художественная образность, присутствующая даже в строго научных работах.
Вновь обращаюсь к цитате из труда Л.В. Шапошниковой: «Состав врагов нового не меняется из тысячелетия в тысячелетие. Это – невежество, низкий уровень сознания, тоталитарная претензия на Истину и властное стремление подчинить себе свободную мысль человека. Извечна борьба старого с новым, света с тьмой, добра со злом. Но известны и их защитники. И извечна проблема – чью сторону мы выбираем. И только крепость нашего духа, ясный ум и достаточный уровень нашего сознания диктуют нам верный выбор на этой космической дороге в темный предрассветный час нашей истории и нашей эволюции» [8].
Анатолий Волков также прочитал присутствующим строки из письма Е.И. Рерих к Е.П. Инге от 10 октября1954 года (9 том), относящиеся к Л.В. Шапошниковой.
«Также должна определенно сказать, что никогда не встречалась и не беседовала ни с одним журналистом. Осторожно относитесь ко всяким "достоверным слухам". Опасаюсь, когда встретимся, Вы разочаруетесь во мне. Очень уж я далека от всякой позы и страстно люблю простоту. Думаю, что Вы даже усомнитесь в моем знании. Для многого и многих нужна оправа, но у меня оправы нет. Но все же знание имею и, конечно, оно мне дается, я только научилась воспринимать Мысли, мне посылаемые. Так что еще могу явить некоторую пользу своим знанием. Страстно хотела бы встретить молодого ученого, который понял новый подход ко всему Бытию. Но, вероятно, и это придет, и несмотря на мой преклонный возраст, я еще доживу, чтобы поведать мое знание и то новое, что будет дано. Нужно передать и основы Огненного Опыта.
Многие в конце нашего столетия будут подходить к нему, и одна из Сестер Братства явится моей заместительницей и будет проводить Агни Йогу в новых условиях и, может быть, более облегченных».
В завершении вечера присутствующим был показан документальный фильм, созданный Международным Центром Рерихов, «Воин Света», фильм второй «Вселенная мастера».
Материал подготовлен к публикации
Анатолием Волковым и Виктором Молошем.
1 Н. Войченко «Музей и его директор».
2 Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Нью-Йорк, 1933. С. 124-125.
3 Рерих Н.К. Звезда Матери Мира. Шамбала. М., 1994. С. 103.
4 Шапошникова Л.В. Вестник Красоты. Держава Рерихов. Т. 1. С. 145.
5 Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире. Держава Рерихов. Т. II. С. 152.
6 Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления. МЦР, 200S. §§ 10.
7 Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.; 2003. С. 8-9.
8 Шапошникова Л.В. Живая Этика. Держава Рерихов. Т. 1. С. 164.