26 июля 2024 года исполнилось 98 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, известного российского историка, востоковеда-индолога, крупного ученого, философа, выдающегося исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, писателя, путешественника, общественного деятеля.
Творчество Людмилы Васильевны многогранно, многопланово, эволюционно значимо. Это и путешествия по Южной Индии, жизнь в племенах, сохранивших уклад первобытного строя и живущих по традициям матриархата. В результате пребывания в племенах Южной Индии из под пера Людмилы Васильевны вышли такие книги как «Мы – курги», «По Южной Индии», «Тайна племени голубых гор», «Дороги джунглей», «Парава – «летучие рыбы»», «Австралоиды живут в Индии». Это и сотрудничество со Святославом Николаевичем Рерихом, в результате которого Людмила Васильевна в мае 1990 года смогла доставить в Москву всё наследие знаменитой семьи Рерихов, переданное Святославом Николаевичем России. Это также и создание совместно со Святославом Николаевичем Рерихом общественного музея имени Николая Константиновича Рериха в Москве и Международной общественной организации Международный Центр Рерихов. Людмила Васильевна явилась первым Генеральным директором общественного Музея Н.К. Рериха и первым вице-президентом Международного Центра Рерихов [1]. Под её руководством и при непосредственном участии без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII – XIX веков «Усадьба Лопухиных», в здании которой за короткий срок был организован негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который стал жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и всей России. Людмила Васильевна Шапошникова вносит значительный вклад в дело возрождения деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного семьей Рерихов в декабре 1928 года [1].
Философское наследие Л.В. Шапошниковой представляет ясный и научно-обоснованный подход к пониманию духовных основ космической эволюции, представленных в философской системе Живой Этики. Ее фундаментальные монографии «Веления Космоса» (1995), «Мудрость веков» (1996), «Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия» (1999), «Тернистый путь Красоты» (2002, признана «Лучшей книгой года») и другие заложили прочную основу нового осмысления исторического процесса и культуры как космического явления, вошли в золотой фонд бесценного российского и мирового наследия. В общей сложности перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, а также культуре и истории народов Индии.
Являясь одним из родоначальников отечественного рериховедения, Л.В. Шапошникова стала основателем новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного и философского наследия семьи Рерихов. Деятельность Людмилы Васильевны, направленная на изучение и популяризацию творчества семьи Рерихов, её широкая общественная и культурная деятельность, деятельность по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов получили высокую оценку государства, российской и международной общественности.
26 июля в городе Бресте в зале Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» был организован и проведён торжественный вечер, посвящённый дню рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Торжественный праздничный вечер начала Галина Эрастовна Гедзик, исполнив на фортепиано музыкальные произведения собственного сочинения: «Сон Брестской крепости», «Утренняя молитва», «Вальс-фантазия».
Со вступительным словом выступил Анатолий Волков. Поздравив присутствующих с праздником, он кратко осветил начало жизненного пути Людмилы Васильевны, а затем прочитал беседу Людмилы Васильевны с журналистом Леонидом Репиным, опубликованную в газете «Комсомольская правда» за 13 марта 2000 года.
Людмила Васильевна Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Детство её прошло в Таганроге. В 1941 году семья переехала в Москву, в победном 1945-м Людмила Шапошникова поступила на Восточное отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
В 1950-м, окончив вуз по специальности «История Индии», А.В. Шапошникова была рекомендована к поступлению в аспирантуру. В 1954-м успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук и получила приглашение преподавать в alma mater на кафедре истории Индии.
Научные интересы А.В. Шапошниковой окончательно сформировались после-стажировки в Хайдерабадском университете в 1958-1959 годах. В это время Людмила Васильевна вплотную соприкоснулась с живыми традициями.
Научный руководитель Шапошниковой, известный востоковед-индолог, доктор Алексей Михайлович Дьяков, знавший в совершенстве хинди а урду, передал знания и любовь к Индии своей ученице.
«Самая удивительная на свете женщина из кого я встречал, – писал Леонид Репин, – это Людмила Васильевна Шапошникова – директор музея имени Н.К. Рериха, специалист по культуре и истории Индии. Она много лет провела в первобытных племенах, обитающих в джунглях Индии.
Другая жизнь началась, когда ее учитель, профессор А.М. Дьяков, обронил как бы невзначай: «А, между прочим, в Индии живет племя тода. И никто не знает, откуда они взялись...» Этого оказалась достаточно, чтобы Шапошникова потеряла покой и устремилась в джунгли первобытных лесов на поиски. В племени, понятное дело, ее не ждали.
В беседе Леонид Репин затронул очень много вопросов о племени тода: где обитают тода, как Людмила Васильевна добиралась к ним, как живёт племя, есть ли н них вождь и многие другие.
Оказалось, что тода живут в горных лесах и занимаются скотоводством, пасут горных буйволов. Это люди, живущие так же как их предки сотни лет назад. Это необыкновенные, замечательные люди – наивные, добрые, как дети, и такие же доверчивые. Вождя у тода нет, но есть совет племени, куда входят представители разных родов – флатрий. Эти роды живут как бы сами по себе и, сохраняя свою независимость в племени, браков между собой не заключают. У тода матриархат и сохранилась полиандрия – это такие отношения в племени, когда у женщины много мужей. По форме матриархат, но по содержанию – патриархат. Просто нескольким мужчинам в таких условиях жизни легче содержать одну женщину, чем каждому свою. Мужей у женщины встречается до четырех и, как правило, все мужья братья.
Тода не едят мяса. Всякий из их обрядов они сопровождают жертвоприношением буйволов, но мяса не едят, отдают его в соседнее племя Кота, которые берут его с большим удовольствием, поскольку сами скот не пасут.
Зато Кота делают много всяких полезных вещей, необходимых тода: глиняные горшки, ткани. Все это они отдают тода в обмен на мясо.
В брак тода вступают в 16-18 лет. А самым большим грехом у них считается ложь. Эти люди органически не выносят вранья.
Женщины тода свободны в своих добрачных отношениях и ведут себя так, как считают нужным. Мужчины живут посдержанней. Неподалеку от тех мест, где обитают тода, в прошлом веке, да еще и первой половине этого стоял небольшой английский гарнизон. Девушки тода вели себя сообразно своим обычаям. В конце концов в племя пришел сифилис... Развилось бесплодие. Племя ступило на путь вымирания? Но к тому времени, когда Людмила Васильевна появилась у тода во второй раз, им удалось от этой болезни избавиться.
Наблюдая жизнь племён, Людмила Васильевна поняла, что мы, современные люди, в своей моральной революции пошли по пути регресса в человеческих отношениях. Тода и другие племена, сохранившие уклад своей жизни, лучше, добрее нас. И ещё Людмила Васильевна поняла, что человек не должен чувствовать себя Богом. Над ним обязательно должен кто-то быть.
Много позже, следуя маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих, Людмиле Васильевне нужно было понять, зачем Мастеру нужно было идти по этой тропе. Осталось ли что-нибудь из того, что он хотел увидеть? Ведь он искал общность в источниках индийской и славянской культур. И Людмила Васильевна отыскала это место. Это районы в Малом Тибете – Ладак, Сикким, еще недавно самостоятельное королевство. Удивительной красоты места, которых тоже не коснулось дыхание нашего времени. И люди там живут замечательные – со своим языком, со своей культурой. Если попытаться сформулировать основную мысль Мастера, … человек неотделим от Космоса, и мы должны понимать это и не забывать.
В продолжении Анатолий Волков прочитал очерк Людмилы Васильевны «Сестра Ивам», опубликованный в журнале «Советская женщина», 1968, № 6. В очерке рассказывается о медицинской сестре Утакамандского гоcпиталя Ивам Пильджин.
Сестра Пильджин - так называют эту женщину тода. Не потому, что она медицинская сестра, а потому, что она их сестра в самом прямом смысле этого слова. Она человек их племени. Их язык – ее родной язык, их заботы и волнения – ее собственные.
Ивам отдали в школу, которая была расположена на Ферн-хилл и принадлежала англиканской миссии. Как страшный сон, прошли годы в миссионерской школе. Потом миссионерский госпиталь. Грязная, тяжелая работа и чтение медицинских учебников по ночам.
Затем была учеба в Дели. Стажировка в Калькуттском госпитале... Душными ночами Ивам думает о судьбе своего племени.
Длинные, утомительные ночи сверхурочных дежурств, уход за особо тяжелобольными, недели без воскресений, годы без отпуска... И она добилась, что ее послали в Англию!
В Утакаманде она вновь появилась чуть побледневшая на северном солнце, но все с теми же веселыми искорками в глазах.
Она не поехала ни в Дели, ни в Калькутту, а твердо решила: ее место там, где живет ее племя. И она очень спешила, потому что слишком часто в мандах тода шли погребальные церемонии. Люди умирали от голода, холода и антисанитарных условий. Сифилис, зловещий «подарок» английской колониальной армии, лишил племя потомства.
Но в Утдкамандском госпитале ей сказали, что в ее услугах не нуждаются. Однажды в Ути приехал премьер-министр. Ивам удалось обратить на себя его внимание.
– Что с вами случилось? – улыбаясь, спросил Джавахарлал Неру.
– Со мной ничего. С Тода!!!
– Конечно, конечно, – согласился премьер, выслушав сбивчивый рассказ. – Вам должны помочь…
В 1952 году Ивам стала владелицей «воловьей упряжки». Работать было трудно. Не хватало лекарств, медицинских инструментов.
Тода встретили «воловью упряжку» несколько настороженно. Но с каждым месяцем популярность сестры Ивам росла. Люди понимали, что эта небольшая крепкая женщина спасает их и их детей. Тода признали ее своей.
Первый результат труда Ивам дал себя знать в 1953 году. В мандах Тода родилось сорок здоровых детей, и каждый родившийся ребенок – это как бы ее собственный. За восемь лет население Тода увеличилось на двести семь человек. Умиравшее племя вновь обрело будущее…
О племени Тода рассказали также Виктор Молош и Наталья Неровнова, опираясь на статьи Людмилы Васильевны «Амма племени Тода», опубликованной в журнале «Советская женщина», 1966, № 10, и «Иду к тода», опубликованной в журнале «Вокруг света», 1966, № 10.
Из долины Коимбатура, в западной части штата Мадрас, видны горы. Отсюда они кажутся совсем голубыми. Так их и называют Нилгири – Голубые горы. На плато Нилгири, поднимающемся на 2000-2800 меторов над уровнем моря, издревле живёт племя тода.
Первая встреча с тода для Людмилы Васильевны состоялась в Мутанадманде, что находится в 7 милях от Утакаманда. Поднимаясь через джунгли по широкой тропе, неожиданно у самой вершины она встретила необычный посёлок. Пять хижин с полукруглыми крышами, напоминающих кибитки кочевников. Из низкого входа одной из них выполз человек. Человек был высок, окладистая с проседью борода спускается на грудь, длинные волосы лежат на плечах, глаза, широко открытые, смотрят приветливо и немного испытующе. Длинный путукхули (традиционная одежда тода), украшенный красными и чёрными полосами, скрывает руки и спускается чуть ниже колен. Довольно светлая кожа, длинный широкий нос, тонкие губы и светло-карие галаз свидетельствовали о том, что человек не имел отношения к южноиндийским дравидам.
«Мне тода понравились сразу, – пишет Людмила Васильевна, – и я очень захотела с ними подружиться. Я провела среди них в общей сложности три месяца и открыла для себя удивительный и непохожий на другие мир».
Племя тода открыто только в начале XIX века. Очень немногочисленное – не более восьмисот пятидесяти человек, – живущее по древним законам и обычаям, оно до сих пор сохранило черты матриархата.
Племя тода делится на две фратрии. Официальных брачных отношений между этими фратриями не существует. Но есть древний обычай, по которому представители различных фратрий могут состоять в браке, не узаконенном церемонией. Однако такие отношения продолжаются лишь до тех пор, пока женщина не забеременеет. После этого она отправляется в свою фратрию и там выбирает официального мужа.
Слово «женщина» в языке племени отсутствует. Есть только слово «мать» – «амма». Так называют и пятилетнюю девочку и восьмидесятилетнюю старуху.
Высшим божеством для тода является богиня-мать Текерзши. Она создала первых тода и их буйволов. И с тех пор тода и буйволы неразлучны.
Если семья тода отправляется куда-нибудь пешком, мужчины никогда не позволяют женщинам нести тяжелые вещи. Детей на большие расстояния тоже несут мужчины. Основная работа по дому – уход за буйволами, их дойка и нередко даже приготовление пищи – это все мужские дела. Женщины смотрят за детьми и в свободное время вышивают. А вот прочных брачных уз в племени еще не существует. Официальная брачная церемония соблюдается в период, когда женщина собирается стать матерью.
Опираясь на статью Людмилы Васильевны Шапошниковой «Совет в уру розового дерева» из её книги «Дороги джунглей» Елена Макаревич рассказала о племени мудугаров.
Женщины мудугаров всегда правы. Традиции и обычаи, связанные с материнским родом, можно встретить у мудугаров на каждом шагу. К этой категории, вероятно, можно отнести и винебандарикуре, или мужские дома. В этих домах обычно живет неженатая мужская молодежь. Членами винебандарикуре мальчики становятся с двенадцати лет. Они обязаны ночевать в мужском доме и никуда в это время не отлучаться. Это своеобразный мужской мир, куда женщин не допускают. Даже совет уру редко вмешивается в дела мужского дома. Только серьезное нарушение требует обсуждения на совете. Остальное решается на совете самого винебандарикуре. Администрация этих домов автономна.
Обычно вождем винебандарикуре избирается старший юноша. Он следит за дисциплиной в доме и обычно отвечает за соблюдение норм нравственного поведения. Здесь юношам передаются традиционные знания племени, их знакомят с легендами и преданиями мудугаров, с историей предков, обучают песням и танцам. Они постигают все то, что нужно знать мужчине. Утром юноши сами готовят себе завтрак. Днем они могут есть дома и помогать семье в ее повседневных заботах. Во время сельскохозяйственного сезона им разрешается ночевать на дальних полях, особенно тогда, когда поля нуждаются в охране. Молодые мудугары очень привязаны к своим мужским клубам, поэтому их можно найти там не только ночью, но иногда даже днем.
К некоторым молодым мудугарам в периоды из наиболее бурных проявлений неуживчивости и задиристости вождь винебандарикуре применяет крайнюю меру. Провинившегося колотят. Мужчина должен быть мягким и покладистым. Иначе женщины его не будут уважать и любить.
Часто юноши ведут долгие разговоры о своих возлюбленных. Они встречаются с ними днем и по вечерам. Но ночь – табу для таких встреч. Каждый из них ждет, когда возлюбленная скажет о ночи полнолуния. Брачная церемония этой ночи навсегда станет между мужчиной и винебандарикуре, в котором прошла его юность.
О племени Кота, соседствующем с племенем Тода, рассказала Ольга Чезлова по статье Людмилы Васильевны «Кота», опубликованной в журнале «Вокруг света», 1968, № 12.
На окраине Тричигади, деревни, где проживают кота, стоят два храма. Кота считают себя индуистами. В одном храме джентльмены поклоняются богу-мужчине. Другой – святилище богини для леди. Горшки обжигают не боги, утверждают женщины кота, а богини. Как и индуисты, кота признают в качестве верховных богов Шиву и Вишну.
Кота считают, что сначала появился на свет не бог-отец, а богиня-мать. Звали ее Аманур. Она родила трех сыновей-богов: Комбатрайяна, Конашрайяна и Кадгалрайяна. Первый и второй сыновья стали жрецами, а третий просто примерным семьянином. У Комбатрайяна, который выделялся среди братьев способностями и веселым нравом, была жена Мади, дочь богини Котарвикен (все боги кота связаны между собой родством). Вот и все, что более-менее связно могут рассказать девади – жрецы кота.
По внешнему облику кота ближе к современным дравидам темнокожим и курчавым, тем не менее среди них встречаются люди, своими чертами напоминающие тода. Говорят, у кота есть примесь крови тода. Есть среди кота даже голубоглазые.
Кота говорят на смеси двух языков: тамильского и каннара. Однако они умеют говорить и на чистом тамильском. А язык тода отличается от тамильского, и по-тамильски тода говорят с акцентом.
Тода – пастухи. Кота – земледельцы, скотоводы и ремесленники. Но в далеком прошлом кота были такими же пастухами, как и тода. Исторически сложилось так, что кота опередили другие племена района Нилгири в своем развитии. Уровень их социально-экономических отношений более высок, нежели у тода. На смену родовому строю приходит деревенская община.
В продолжении вечера Сергей Вакулич ознакомил присутствующих со статьёй Л.В. Шапошниковой «Курумба – племя колдунов», опубликованной в 1968 году в журнале «Вокруг света», № 3.
Перед людьми этого племени испытывают ужас все соседние племена, считая их колдунами, наделенными силой истреблять людей и животных.
Курумба все небольшого роста, с очень темной кожей, широкими носами. Волосы некоторых буйно вьются. Из-под нависших бровей устремляется мутный завораживающий взгляд.
Считается, что курумба колдуны. Людмила Васильевна считает, что предки курумба завоевывали место под солнцем, как соседние племена оружием, способностью к гипнотическому внушению. И развили в течение столетий эти навыки до действительно поразительных способностей, которые в сочетании с удивительным знанием окружающего их мира джунглей и придают курумба такую зловещую славу.
Ведь если даже мы с вами не можем до конца объяснить загадки курумба, то что же говорить об их соседях, в представлении которых мир заселен богами, дьяволами, душами умерших и прочей чертовщиной?
Ответа на многие загадки курумба пока нет. Но как бы там ни было, ученые когда-нибудь сумеют объяснить «колдовство» курумба и даже, может быть, понимание его секретов поможет в чем-то и науке...
В завершении встречи Г.Э. Гедзик (фортепиано) исполнила два музыкальных произведения собственной композиции: «Вальс-фантазия» и «Однажды пасмурным днём».
1. Материалы сайта Международного Центра Рерихов https://icr.su/rus/about/direction/director/.