Monday, 29 July 2024 03:42

Праздничное мероприятие, посвящённое Дню рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, прошло в городе Бресте

26 июля 2024 года исполнилось 98 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, известного российского историка, востоковеда-индолога, крупного ученого, философа, выдающегося исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, писателя, путешественника, общественного деятеля.

Творчество Людмилы Васильевны многогранно, многопланово, эволюционно значимо. Это и путешествия по Южной Индии, жизнь в племенах, сохранивших уклад первобытного строя и живущих по традициям матриархата. В результате пребывания в племенах Южной Индии из под пера Людмилы Васильевны вышли такие книги как «Мы – курги», «По Южной Индии», «Тайна племени голубых гор», «Дороги джунглей», «Парава – «летучие рыбы»», «Австралоиды живут в Индии». Это и сотрудничество со Святославом Николаевичем Рерихом, в результате которого Людмила Васильевна в мае 1990 года смогла доставить в Москву всё наследие знаменитой семьи Рерихов, переданное Святославом Николаевичем России. Это также и создание совместно со Святославом Николаевичем Рерихом общественного музея имени Николая Константиновича Рериха в Москве и Международной общественной организации Международный Центр Рерихов. Людмила Васильевна явилась первым Генеральным директором общественного Музея Н.К. Рериха и первым вице-президентом Международного Центра Рерихов [1]. Под её руководством и при непосредственном участии без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII – XIX веков «Усадьба Лопухиных», в здании которой за короткий срок был организован негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который стал жемчужиной культурного пространства не только Москвы, но и всей России. Людмила Васильевна Шапошникова вносит значительный вклад в дело возрождения деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного семьей Рерихов в декабре 1928 года [1].

Философское наследие Л.В. Шапошниковой представляет ясный и научно-обоснованный подход к пониманию духовных основ космической эволюции, представленных в философской системе Живой Этики. Ее фундаментальные монографии «Веления Космоса» (1995), «Мудрость веков» (1996), «Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия» (1999), «Тернистый путь Красоты» (2002, признана «Лучшей книгой года») и другие заложили прочную основу нового осмысления исторического процесса и культуры как космического явления, вошли в золотой фонд бесценного российского и мирового наследия. В общей сложности перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов, а также культуре и истории народов Индии.

Являясь одним из родоначальников отечественного рериховедения, Л.В. Шапошникова стала основателем новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного и философского наследия семьи Рерихов. Деятельность Людмилы Васильевны, направленная на изучение и популяризацию творчества семьи Рерихов, её широкая общественная и культурная деятельность, деятельность по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов получили высокую оценку государства, российской и международной общественности.

26 июля в городе Бресте в зале Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» был организован и проведён торжественный вечер, посвящённый дню рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Торжественный праздничный вечер начала Галина Эрастовна Гедзик, исполнив на фортепиано музыкальные произведения собственного сочинения: «Сон Брестской крепости», «Утренняя молитва», «Вальс-фантазия».

Со вступительным словом выступил Анатолий Волков. Поздравив присутствующих с праздником, он кратко осветил начало жизненного пути Людмилы Васильевны, а затем прочитал беседу Людмилы Васильевны с журналистом Леонидом Репиным, опубликованную в газете «Комсомольская правда» за 13 марта 2000 года.

Людмила Васильевна Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Детство её прошло в Таганроге. В 1941 году семья переехала в Москву, в победном 1945-м Людмила Шапошникова поступила на Восточное отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 1950-м, окончив вуз по специальности «История Индии», А.В. Шапошникова была рекомендована к поступлению в аспирантуру. В 1954-м успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук и получила приглашение преподавать в alma mater на кафедре истории Индии.

Научные интересы А.В. Шапошниковой окончательно сформировались после-стажировки в Хайдерабадском университете в 1958-1959 годах. В это время Людмила Васильевна вплотную соприкоснулась с живыми традициями.

Научный руководитель Шапошниковой, известный востоковед-индолог, доктор Алексей Михайлович Дьяков, знавший в совершенстве хинди а урду, передал знания и любовь к Индии своей ученице.

«Самая удивительная на свете женщина из кого я встречал, – писал Леонид Репин, – это Людмила Васильевна Шапошникова – директор музея имени Н.К. Рериха, специалист по культуре и истории Индии. Она много лет провела в первобытных племенах, обитающих в джунглях Индии.

Другая жизнь началась, когда ее учитель, профессор А.М. Дьяков, обронил как бы невзначай: «А, между прочим, в Индии живет племя тода. И никто не знает, откуда они взялись...» Этого оказалась достаточно, чтобы Шапошникова потеряла покой и устремилась в джунгли первобытных лесов на поиски. В племени, понятное дело, ее не ждали.

В беседе Леонид Репин затронул очень много вопросов о племени тода: где обитают тода, как Людмила Васильевна добиралась к ним, как живёт племя, есть ли н них вождь и многие другие.

Оказалось, что тода живут в горных лесах и занимаются скотоводством, пасут горных буйволов. Это люди, живущие так же как их предки сотни лет назад. Это необыкновенные, замечательные люди – наивные, добрые, как дети, и такие же доверчивые. Вождя у тода нет, но есть совет племени, куда входят представители разных родов – флатрий. Эти роды живут как бы сами по себе и, сохраняя свою независимость в племени, браков между собой не заключают. У тода матриархат и сохранилась полиандрия – это такие отношения в племени, когда у женщины много мужей. По форме матриархат, но по содержанию – патриархат. Просто нескольким мужчинам в таких условиях жизни легче содержать одну женщину, чем каждому свою. Мужей у женщины встречается до четырех и, как правило, все мужья братья.

Тода не едят мяса. Всякий из их обрядов они сопровождают жертвоприношением буйволов, но мяса не едят, отдают его в соседнее племя Кота, которые берут его с большим удовольствием, поскольку сами скот не пасут.

Зато Кота делают много всяких полезных вещей, необходимых тода: глиняные горшки, ткани. Все это они отдают тода в обмен на мясо.

В брак тода вступают в 16-18 лет. А самым большим грехом у них считается ложь. Эти люди органически не выносят вранья.

Женщины тода свободны в своих добрачных отношениях и ведут себя так, как считают нужным. Мужчины живут посдержанней. Неподалеку от тех мест, где обитают тода, в прошлом веке, да еще и первой половине этого стоял небольшой английский гарнизон. Девушки тода вели себя сообразно своим обычаям. В конце концов в племя пришел сифилис... Развилось бесплодие. Племя ступило на путь вымирания? Но к тому времени, когда Людмила Васильевна появилась у тода во второй раз, им удалось от этой болезни из­бавиться.

Наблюдая жизнь племён, Людмила Васильевна поняла, что мы, современные люди, в своей моральной революции пошли по пути регресса в человеческих отношениях. Тода и другие племена, сохранившие уклад своей жизни, лучше, добрее нас. И ещё Людмила Васильевна поняла, что человек не должен чувствовать себя Богом. Над ним обязательно должен кто-то быть.

Много позже, следуя маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих, Людмиле Васильевне нужно было понять, зачем Мастеру нужно было идти по этой тропе. Осталось ли что-нибудь из того, что он хотел увидеть? Ведь он искал общность в источниках индийской и славянской культур. И Людмила Васильевна отыскала это место. Это районы в Малом Тибете – Ладак, Сикким, еще недавно самостоятельное королевство. Удивительной красоты места, которых тоже не коснулось дыхание нашего времени. И люди там живут замечательные – со своим языком, со своей культурой. Если попытаться сформулировать основную мысль Мастера, … человек неотделим от Космоса, и мы должны понимать это и не забывать.

В продолжении Анатолий Волков прочитал очерк Людмилы Васильевны «Сестра Ивам», опубликованный в журнале «Советская женщина», 1968, № 6. В очерке рассказывается о медицинской сестре Утакамандского гоcпиталя Ивам Пильджин.

Сестра Пильджин - так называют эту жен­щину тода. Не потому, что она медицинская сестра, а потому, что она их сестра в самом прямом смысле этого слова. Она человек их племени. Их язык – ее родной язык, их заботы и волнения – ее собственные.

Ивам отдали в школу, которая была расположена на Ферн-хилл и принадлежала англиканской миссии. Как страшный сон, прошли годы в миссионерской школе. Потом миссионерский госпиталь. Грязная, тяжелая работа и чтение медицинских учебников по ночам.

Затем была учеба в Дели. Стажировка в Калькуттском госпитале... Душными ночами Ивам думает о судьбе своего племени.

Длинные, утомительные ночи сверхурочных дежурств, уход за особо тяжелобольными, недели без воскресений, годы без отпуска... И она добилась, что ее послали в Англию!

В Утакаманде она вновь появилась чуть побледневшая на северном солнце, но все с теми же веселыми искорками в глазах.

Она не поехала ни в Дели, ни в Калькутту, а твердо решила: ее место там, где живет ее племя. И она очень спешила, потому что слишком часто в мандах тода шли погребальные церемонии. Люди умирали от голода, холода и антисанитарных условий. Сифилис, зловещий «подарок» английской колониальной армии, лишил племя потомства.

Но в Утдкамандском госпитале ей сказали, что в ее услугах не нуждаются. Однажды в Ути приехал премьер-министр. Ивам удалось обратить на себя его внимание.

– Что с вами случилось? – улыбаясь, спросил Джавахарлал Неру.

– Со мной ничего. С Тода!!!

– Конечно, конечно, – согласился премьер, выслушав сбивчивый рассказ. – Вам должны помочь…

В 1952 году Ивам стала владелицей «воловьей упряжки». Работать было трудно. Не хватало лекарств, медицинских инструментов.

Тода встретили «воловью упряжку» несколько настороженно. Но с каждым месяцем популярность сестры Ивам росла. Люди понимали, что эта небольшая крепкая женщина спасает их и их детей. Тода признали ее своей.

Первый результат труда Ивам дал себя знать в 1953 году. В мандах Тода родилось сорок здоровых детей, и каждый родившийся ребенок – это как бы ее собственный. За восемь лет население Тода увеличилось на двести семь человек. Умиравшее племя вновь обрело будущее…

О племени Тода рассказали также Виктор Молош и Наталья Неровнова, опираясь на статьи Людмилы Васильевны «Амма племени Тода», опубликованной в журнале «Советская женщина», 1966, № 10, и «Иду к тода», опубликованной в журнале «Вокруг света», 1966, № 10.

Из долины Коимбатура, в западной части штата Мадрас, видны горы. Отсюда они кажутся совсем голубыми. Так их и называют Нилгири – Голубые горы. На плато Нилгири, поднимающемся на 2000-2800 меторов над уровнем моря, издревле живёт племя тода.

Первая встреча с тода для Людмилы Васильевны состоялась в Мутанадманде, что находится в 7 милях от Утакаманда. Поднимаясь через джунгли по широкой тропе, неожиданно у самой вершины она встретила необычный посёлок. Пять хижин с полукруглыми крышами, напоминающих кибитки кочевников. Из низкого входа одной из них выполз человек. Человек был высок, окладистая с проседью борода спускается на грудь, длинные волосы лежат на плечах, глаза, широко открытые, смотрят приветливо и немного испытующе. Длинный путукхули (традиционная одежда тода), украшенный красными и чёрными полосами, скрывает руки и спускается чуть ниже колен. Довольно светлая кожа, длинный широкий нос, тонкие губы и светло-карие галаз свидетельствовали о том, что человек не имел отношения к южноиндийским дравидам.

«Мне тода понравились сразу, – пишет Людмила Васильевна, – и я очень захотела с ними подружиться. Я провела среди них в общей сложности три месяца и открыла для себя удивительный и непохожий на другие мир».

Племя тода открыто только в начале XIX века. Очень немного­численное – не более восьмисот пятидесяти человек, – живущее по древним законам и обычаям, оно до сих пор сохранило черты матриархата.

Племя тода делится на две фратрии. Официальных брачных отношений между этими фратриями не существует. Но есть древний обы­чай, по которому представители различных фратрий могут состоять в браке, не узаконенном церемонией. Однако такие отношения продолжа­ются лишь до тех пор, пока женщина не забеременеет. После этого она отправляется в свою фратрию и там выбирает официального мужа.

Слово «женщина» в языке племени отсутствует. Есть только слово «мать» – «амма». Так называют и пятилетнюю девочку и восьмидеся­тилетнюю старуху.

Высшим божеством для тода является богиня-мать Текерзши. Она создала первых тода и их буйволов. И с тех пор тода и буйволы неразлучны.

Если семья тода отправляется куда-нибудь пешком, мужчины никогда не позволяют женщинам нести тяжелые вещи. Детей на большие расстояния тоже несут мужчины. Основная работа по дому – уход за буйволами, их дойка и нередко даже приготовление пищи – это все мужские дела. Женщины смотрят за детьми и в свободное время вышивают. А вот прочных брачных уз в племени еще не существует. Официальная брачная церемония соблюдается в период, когда женщина собирается стать матерью.

Опираясь на статью Людмилы Васильевны Шапошниковой «Совет в уру розового дерева» из её книги «Дороги джунглей» Елена Макаревич рассказала о племени мудугаров.

Женщины мудугаров всегда правы. Традиции и обычаи, связанные с материнским родом, можно встретить у мудугаров на каждом шагу. К этой категории, вероятно, можно отнести и винебандарикуре, или мужские дома. В этих домах обычно живет неженатая мужская молодежь. Членами винебандарикуре мальчики становятся с двенадцати лет. Они обязаны ночевать в мужском доме и никуда в это время не отлучаться. Это своеобразный мужской мир, куда женщин не допускают. Даже совет уру редко вмешивается в дела мужского дома. Только серьезное нарушение требует обсуждения на совете. Остальное решается на совете самого винебандарикуре. Администрация этих домов автономна.

Обычно вождем винебандарикуре избирается старший юноша. Он следит за дисциплиной в доме и обычно отвечает за соблюдение норм нравственного поведения. Здесь юношам передаются традиционные знания племени, их знакомят с легендами и преданиями мудугаров, с историей предков, обучают песням и танцам. Они постигают все то, что нужно знать мужчине. Утром юноши сами готовят себе завтрак. Днем они могут есть дома и помогать семье в ее повседневных заботах. Во время сельскохозяйственного сезона им разрешается ночевать на дальних полях, особенно тогда, когда поля нуждаются в охране. Молодые мудугары очень привязаны к своим мужским клубам, поэтому их можно найти там не только ночью, но иногда даже днем.

К некоторым молодым мудугарам в периоды из наиболее бурных проявлений неуживчивости и задиристости вождь винебандарикуре применяет крайнюю меру. Провинившегося колотят. Мужчина должен быть мягким и покладистым. Иначе женщины его не будут уважать и любить.

Часто юноши ведут долгие разговоры о своих возлюбленных. Они встречаются с ними днем и по вечерам. Но ночь – табу для таких встреч. Каждый из них ждет, когда возлюбленная скажет о ночи полнолуния. Брачная церемония этой ночи навсегда станет между мужчиной и винебандарикуре, в котором прошла его юность.

О племени Кота, соседствующем с племенем Тода, рассказала Ольга Чезлова по статье Людмилы Васильевны «Кота», опубликованной в журнале «Вокруг света», 1968, № 12.

На окраине Тричигади, деревни, где проживают кота, стоят два храма. Кота считают себя индуистами. В одном храме джентльмены поклоняются богу-мужчине. Другой – святилище богини для леди. Горшки обжигают не боги, утверждают женщины кота, а богини. Как и индуисты, кота признают в качестве верховных богов Шиву и Вишну.

Кота считают, что сначала появился на свет не бог-отец, а богиня-мать. Звали ее Аманур. Она родила трех сыновей-богов: Комбатрайяна, Конашрайяна и Кадгалрайяна. Первый и второй сыновья стали жрецами, а третий просто примерным семьянином. У Комбатрайяна, который выделялся среди братьев способностями и веселым нравом, была жена Мади, дочь богини Котарвикен (все боги кота связаны между собой родством). Вот и все, что более-менее связно могут рассказать девади – жрецы кота.

По внешнему облику кота ближе к современным дравидам темнокожим и курчавым, тем не менее среди них встречаются люди, своими чертами напоминающие тода. Говорят, у кота есть примесь крови тода. Есть среди кота даже голубоглазые.

Кота говорят на смеси двух языков: тамильского и каннара. Однако они умеют говорить и на чистом тамильском. А язык тода отличается от тамильского, и по-тамильски тода говорят с акцентом.

Тода – пастухи. Кота – земледельцы, скотоводы и ремесленники. Но в далеком прошлом кота были такими же пастухами, как и тода. Исторически сложилось так, что кота опередили другие племена района Нилгири в своем развитии. Уровень их социально-экономических отношений более высок, нежели у тода. На смену родовому строю приходит деревенская община.

В продолжении вечера Сергей Вакулич ознакомил присутствующих со статьёй Л.В. Шапошниковой «Курумба – племя колдунов», опубликованной в 1968 году в журнале «Вокруг света», № 3.

Перед людьми этого племени испытывают ужас все соседние племена, считая их колдунами, наделенными силой истреблять людей и животных.

Курумба все небольшого роста, с очень темной кожей, широкими носами. Волосы некоторых буйно вьются. Из-под нависших бровей устремляется мутный завораживающий взгляд.

Считается, что курумба колдуны. Людмила Васильевна считает, что предки курумба завоевывали место под солнцем, как соседние племена оружием, способностью к гипнотическому внушению. И развили в течение столетий эти навыки до действительно поразительных способностей, которые в сочетании с удивительным знанием окружающего их мира джунглей и придают курумба такую зловещую славу.

Ведь если даже мы с вами не можем до конца объяснить загадки курумба, то что же говорить об их соседях, в представлении которых мир заселен богами, дьяволами, душами умерших и прочей чертовщиной?

Ответа на многие загадки курумба пока нет. Но как бы там ни было, ученые когда-нибудь сумеют объяснить «колдовство» курумба и даже, может быть, понимание его секретов поможет в чем-то и науке...

В завершении встречи Г.Э. Гедзик (фортепиано) исполнила два музыкальных произведения собственной композиции: «Вальс-фантазия» и «Однажды пасмурным днём».

1. Материалы сайта Международного Центра Рерихов https://icr.su/rus/about/direction/director/.