Согласно легенде «Голубиная книга», это — величественная книга жизни, где запечатлены законы Вселенной, происхождение человечества и его грядущее. Вокруг книги, упавшей с раскрытых небес, толпятся цари и князья и честной православный люд, но никто не в состоянии ее прочесть.
Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) – один из самых почитаемых русских святых, игумен и родоначальник Троицкого монастыря, всенародный Учитель, Заступник, Отец северного русского монашества. Он всеми мерами способствовал нравственному возрождению Руси.
...Особенно любимая тема для Рериха — житие Сергия Радонежского, великого подвижника русского народа, не только величественного строителя духовной культуры и основателя общины, но и бесстрашного вдохновителя русских войск в героической битве против татарских орд.
Неустанный пламенный подвиг жизни этого истинно благородного воителя, его самоотверженное стремление возвысить жизнь народа, его великое одухотворенное человеколюбие Рерих также описал в своих очерках.
В искусстве Рериха подвижники духа, Учителя человечества и святые, даже в состоянии медитации — не отрешенные созерцатели или спокойные мыслители, в них ощущается внутренняя энергия, горение, устремление света, которые их мысли и чувства излучают на человечество.
Для всей русской живописи характерна трактовка образов в контексте доминации личностного над индивидуальным. Рерих намеренно устраняет индивидуальное, делая главным героем картины группу людей, объединённых одним духовным порывом, одним религиозным действием. Рерих изображает народ в его единстве, в его соборности и общем духовном рвении к Возвышенному.
На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.
На картине "И мы открываем врата" мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми - дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река - пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня.
Картина написана вскоре после революции по сюжету известного, замечательного русского сказания. Это — величественная книга жизни, где запечатлены законы Вселенной, происхождение человечества и его грядущее. Вокруг книги, упавшей с раскрытых небес, толпятся цари и князья и честной православный люд, но никто не в состоянии ее прочесть.
Н.К.Рерих видит в Ярославе Мудром умного, дальновидного политика, способного тонко чувствовать прекрасное и вносить его в окружающую жизнь. «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии... – восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века», – замечает художник.
Написанная в 1941 году, в первый год войны, картина не оставляет сомнений в изначальной уверенности Н.К.Рериха в победе России, словно ориентируя современных и будущих правителей западного и восточного мира на пример политики великого русского князя, основанной на поклонении Знанию и Красоте – Науке и Искусству, во все времена способствовавших процветанию государства.
"Человек знания радуется морем, человек добродетели радуется горами. Ибо беспокоен человек знания и спокоен человек добродетели". (Конфуций).