Международная инициатива художника
Идеи охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывались в истории европейской юридической мысли еще с 16-го века. Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры как в военное, так и в мирное время было выдвинуто уже в 20-м столетии известным русским художником Николаем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось воплотить в юридическую реальность в результате подписания странами западного полушария соответствующего договора в 1935 году. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключенной в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Однако главное состоит в том, что идея Рериха вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание любых договоров. Еще на рубеже 19-20-го веков, в России, Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей. Еще во время русскояпонской войны 1904-1905 годов у художника возникла идея необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. Эту идею он высказал в своем докладе в Русском Архитектурном Обществе. С аналогичным предложением он обращается в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии, посылает телеграмму президенту Франции Пуанкаре, вручает письмо американскому послу, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей. Массовое разрушение памятников в годы Первой мировой войны глубоко возмутило художника. В 1914 году он создает лубочный плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение прекрасной библиотеки в бельгийском городе Лувене и известного собора в Реймсе. Плакат был разослан в части действующей русской армии. Во всей дальнейшей общественной деятельности Рериха большое место заняла страстная пропаганда охраны культурных ценностей как во время войны, так и в мирное время. В 1929 году он вновь возвращается к идее международного договора. Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на нескольких языках и вскоре получил всемирную известность. В его преамбуле говорится о двух мотивах заключения этого договора: во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества», во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира». В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует отметить, что весь пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Рерих предложенный им флаг называет «Знаменем Мира». Круг охраняемых объектов в тексте проекта очерчен исключительно широко. Содержание охраны в мирное время не конкретизировано, что же касается военного времени, то говорится, что соответствующие объекты будут пользоваться «привилегиями нейтралитета». Из чего следует, что воюющие стороны обязаны обеспечить их неприкосновенность. Пакт предусматривает возможность регистрации в Постоянной палате международного правосудия, в Международном институте интеллектуального сотрудничества (орган Лиги наций, предшественник ЮНЕСКО), департаменте Панамериканского союза (ныне Организация американских государств) «списка памятников, учреждений, коллекций и миссий, публичных или частных, которым желательно обеспечить специальную защиту, предоставленную настоящим Пактом». Памятники, учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, выставляют отличительный флаг (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине), который дает специальную защиту и уважение со стороны воюющих государств и народов договаривающихся сторон. Рерих выражал уверенность, что его Пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвращать совершение любых варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры. Он придавал Пакту гораздо более широкое значение. Художник неоднократно обращал внимание на то, что его идея Знамени Мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна конвенцией Красного Креста. «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», — отмечал он. В связи с этим Знамя Мира стали ещё называть Красным Крестом Культуры. По мысли Рериха, Пакт должен иметь и огромное воспитательное значение: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен, как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Идея Рериха встретила широчайший отклик среди мировой общественности. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс выступили в поддержку Пакта.
Утверждение Пакта Рериха
Седьмая конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, в присутствии президента Ф.Рузвельта, США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Выступив по радио в связи с подписанием договора, Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое духовное значение, чем текст самого документа»'. В 1947 году, после Второй мировой войны, принесшей неисчислимые бедствия всему человечеству, в эссе «Дозор» Рерих пишет: «Так оно и есть. События, потрясшие весь мир за последние годы, лишь подтвердили правильность слов покойного президента. Он понимал, что Пакт заключается в общественной охране культуры». Договор, заключенный 15 апреля 1935 года, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А.Фердросса, он «исходит из концепции русского ученого Н.Рериха»2. Важно отметить, что действие договора 1935 года не ограничивалось рамками военных конфликтов, а распространялось и на мирное время. И в этом огромное преимущество Пакта Рериха по сравнению с обеими гаагскими конвенциями 1907 и 1954 года. Пакт вводит также принцип регистрации культурных ценностей, принцип национального режима в отношении иностранных культурных ценностей и ряд других положений, получивших дальнейшее развитие в последующем международно-правовом регулировании. Особенно важно общественно-политическое значение пакта, его роль в борьбе за мир, взаимопонимание и культурное сотрудничество народов. Откликаясь на подписание договора в своем очерке «Знамя», Рерих отмечал: «Не устанем твердить, что кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». По поводу «…холодной войны» он пишет: «Каждый пытливый наблюдатель может убеждаться, насколько наш девиз "Пакс пер Культура!" — "Мир через Культуру!" — становится насущным, неотложным. Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной». (Очерк «Дозор», 1947). Возобновили деятельность комитеты Пакта Рериха в США, Аргентине и Бразилии. В 1946 году в поддержку пакта высказалась Всеиндийская конференция культурного единства. В 1948 году правительство Индии, возглавляемое Джавахарлалом Неру, приняло решение об одобрении Пакта Рериха2. Хотя это решение и не было фактически реализовано (не был направлен документ о присоединении), оно показало отношение Индии к идее охраны культурных ценностей. В поддержку пакта высказались многие другие государственные и общественные деятели Индии.
Принципы Пакта Рериха в Международном праве
В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая состоялась в Гааге с 21 апреля по 14 мая 1954 года. В конференции участвовало 56 государств. 14 мая 1954 года был подписан Заключительный акт, «Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а также приняты одноименный протокол и резолюции. Заключительный акт конференции подписали 45 государств, конвенцию — 37, а протокол — 21 государство. Слова Рериха, высказанные им в эссе «Знамя Мира» во время войны (в 1944 году), оказались пророческими: «Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Развернется Знамя Мира!» Гаагская конвенция 1954 года стала первым международным соглашением универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Скульптор С.Коненков справедливо сказал, что «нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права». Какое место занимает конвенция 1954 года в общей системе международных соглашений об охране культурного наследия во время войны? В самой конвенции (преамбула) прямо указывается, что страны-участницы руководствуются принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 года (Пакт Рериха). Это признание говорит не только о преемственности, но и о полном сохранении действия указанных актов. Только исключение войны из жизни общества, решение возникающих международных и иных конфликтов мирными способами может сохранить памятники культуры от военных разрушений. Потому и Рерих, как подлинный гуманист, неразрывно связывал идею борьбы за сохранение культурных ценностей с идеей борьбы за мир во всем мире. А кроме того, человечеству необходимо осознание безусловной ценности достижений культуры во всех частях света и уголках планеты, за которым должна следовать повседневная — и государственная, и всенародная — охрана сокровищ творчества.
М.М.Богуславский
Н.К.Рерих дал миру новый взгляд на понятие Культуры, подняв её до космических высот. Знамя Мира, Знамя Культуры, поднятое Н.К.Рерихомнад миром, объединяет всех стремящихся к новому культурному строительству, а потому о Знамени Мира говорится, как о "символе ведущем". Нужно, чтобы человечество вышло из замкнутого круга личных интересов и обрело устремления общечеловеческого характера, чтобы отдельные личности и нации образовались в великую семью всех народов на основе общего блага. Государства не смогут развиваться, утратив понимание истинной Культуры.
О.Н. Калинкина (Пермь)
Знамя Мира несёт в себе целостную концепцию защиты культурного наследия: сохраняя своё культурное достояние. Оберегая основы культуры, человек спасает себя от духовной деградации и продолжает развиваться, всемерно способствуя эволюции мира. В этой связи необходимо всесторонне отметить выдающуюся роль Н.К.Рериха и Е.И.Рерих в выдвижении Знамени Мира, оценить как важнейшее эволюционное действие их усилия и практические шагипо утверждению идей, связанных со Знаменем, что крайне актуально в современную эпоху.
И.Ю.Дьяченко. (Москва)
2010 год – Международная общественно-научная конференция
«75 лет Пакту Рериха» (8-11 октября)
Л.В.Шапошникова. Метаисторический смысл Пакта Рериха
Пакт Рериха был важнейшим эволюционным действием, которое соединяло в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты.
Надо отметить, что идея подобного пакта была предложена Н.К.Рерихом еще до Первой мировой войны. Необходимость такого пакта Николай Константинович интуитивно ощущал еще до того, как он стал его планетарной миссией.
В начале 30-х годов прошлого века за несколько лет до Второй мировой войны возникло движение, которое увенчалось Пактом, получившим название Пакт Рериха. Это был юридический документ, целью которого было защитить культурное наследие планеты и в мирное время, и во время войны. Пакт был поддержан рядом государств Америки и президентом США Франклином Рузвельтом. К сожалению, Пакт не был подписан Советским Союзом. Собственно, на этом можно было бы остановиться, проведя юридический анализ этого Пакта, его антивоенную направленность и его историю. Однако сам Пакт Рериха был глубже и интересней по своему смыслу, нежели просто документ в защиту культурного наследия. Пакт Рериха был связан с тремя моментами, проникновение в суть которых открывает еще один смысл Пакта, не менее важный, а может быть, и самый важный. Эти три момента были следующими: письма Елены Ивановны Рерих Франклину Рузвельту, пророческая серия картин Николая Константиновича и Знамя Мира, символ этого Пакта, имевший глубокий эволюционный смысл.
Нам известно, что в эти же годы (1935-1936) Елена Ивановна написала президенту США ряд уникальных писем. В них был дан блестящий анализ международной обстановки. Елена Ивановна обращала особое внимание на Россию и доказывала необходимость союза США и России в сложившейся ситуации.
Трудно сказать, как Рузвельт отнесся к этим письмам, ответа на них в нашем архиве нет. Возможно, они находятся где-то в другом месте и когда-нибудь мы об этом узнаем. Можно предположить, что эти письма в какой-то степени повлияли на заключение США союза с Россией уже во время войны.
Почти в то же время Н.К.Рерих начинает писать свою пророческую довоенную серию. В 1931 году он пишет «Цветы Тимура». Мы видим горный пейзаж, башню, на которой горит сигнальный огонь, предупреждающий о военной опасности, и всадника в военных доспехах, седлающего коня. Все ясно на этой картине. И хотя она относится к совсем другому времени, тем не менее, она символически напоминает нашим современникам о грозящей опасности.
Картина, следующая за ней, «Армагеддон», была написана Рерихом в 1936 г. и изображенное на ней прямо свидетельствует о грядущих событиях. Горящий старинный город и уходящие из него люди. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть так же: разбомбленные горящие города и вереницы беженцев, уходящих в никуда.
Это были картины-предупреждения. Но на них никто не обратил внимания. Надвигалась мировая война, но в это не верили, и все спокойно занимались своими делами. И неожиданно в серии появляется русский былинный богатырь «Святогор» (1938). Какой подвиг предстоит ему совершить, было еще не ясно.
Но со «Святогором» в пророческую серию вошла Россия рядом символических картин. «Армагеддон» (1940). Пламя и дым застилали жилища, в небе отражались сполохи багряного огня. России также грозил Армагеддон, но еще более худший, чем первый. Если «Святогор» был как бы настроен на подвиг, то «Армагеддон» являлся прямым указанием на войну, в которую неизбежно будет втянута Россия. Не надеясь особо на понимание своих предупреждений, Рерих создает ряд картин о грозящей России войне. «Вестник от Гималаев» (1940) указывал на место, откуда шли предупреждения. По горному озеру, покрытому утренним туманом, на утлом челне плывет человек. Его лицо неразличимо, его одежда проста, и не надежен челн.
Вслед за этой картиной следует «Богатыри проснулись» (1940). Картина, как и ряд других в этой серии, носила символический характер. В огромной тайной пещере просыпаются русские богатыри в боевых шлемах и кольчугах. Именно они, по замыслу художника, примут первый удар. Но с Родины шли неутешительные известия. Там не верили в роковое нападение. И Рерих пишет «Весть Тирону» (1940), положив в ее основу легенду о Тироне, который не поверил вести о грозящем ему убийстве и поэтому погибает.
Картину «Слепой» Рерих написал в начале 1941 года. По улице старинного города мечется человек, который не понимает, что происходит и куда ему бежать. И в этом своем метании он все ближе и ближе оказывается у горящих домов, из которых вырывается пламя и несутся горящие искры.
И, наконец, уникальная картина «Гесэр-хан» (1941), подавляющая своей трагической красотой. Во все небо красные полыхающие краски. И неизвестно, отражение ли это многочисленных пожаров или кровавый закат. На этом страшном фоне маленькая стремительная фигурка всадника, натянувшего лук, из которого вот-вот вылетит стрела, чтобы сообщить людям о неизбежности надвигающейся страшной беды.
И беда пришла на Родину 22 июня 1941 года. Те, которые были ответственны за свою страну, не вняли никаким предупреждениям.
Предупреждения, которые шли от Гималаев, были не единственные. Там не верили ни официальным сообщениям, ни донесениям внешней разведки. На полях России началась тяжелая изнурительная война. 1942 год был самым трагическим и в какой-то мере казался безнадежным. И в этот роковой год, когда вражеская армия захватила огромную территорию СССР, Николай Константинович пишет две картины, которые завершают пророческую серию об Отечественной войне 1941-1945 гг. Но тогда до 1945 года было еще далеко. Одна картина была посвящена Александру Невскому. Русский полководец едет на коне по окровавленному льду после победного Ледового побоища, печально опустив голову. Вокруг лежат убитые русские воины, и он ощущает великое горе за ту страшную цену, которую пришлось заплатить за победу. И эта пророческая картина о цене победы России в Отечественной войне была вполне реальной. Но тогда, в тяжелом 1942 году, трудно было поверить в победу.
И в том же 1942 году он создал полотно, которое назвал одним всевмещающим словом «Победа». На фоне горного пейзажа русский богатырь мечом уничтожает дракона зла и войны. Эти точные пророческие картины свидетельствуют не только о способностях художника Рериха, но и еще о многом, что окружало его и связывало с процессом космической эволюции.
Эта эволюция была отражена и на символе Знамени Мира, которое было отличительным знаком Пакта Рериха. Символ этот является многосложным. Сам Рерих трактовал его следующим образом: прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности. Три круга времени, охваченные большим кругом вечности. Можно сказать, что это символ Времени. Известно, что время нашего плотного мира значительно отличается от времени мира высшего состояния материи. Если в нашем мире время дифференцировано на прошлое, настоящее и будущее, то в мире высокого состояния материи эта дифференциация отсутствует, а прошлое, настоящее и будущее составляет единое целое явление, выраженное на символе Знамени Мира неразрывным кругом вечности. Таким образом, сочетание дифференцированного времени плотной материи и цельного времени высокого состояния материи представляет собой путь космической эволюции - от дифференцированного времени материи низшего состояния к цельному времени вечности материи высшего состояния. И в связи с этим мы читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон - Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без водительства высшей материи низшая не способна к космической эволюции. Тут же мы можем прочесть и второй не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны - земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении.
Все три момента, связанные с Великой войной середины XX века и с космической эволюцией, имеют один и тот же источник, без осмысления которого мы можем превратить Пакт Рериха в один из многих обычных международных документов. Этот источник делает все творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, и особенно их деятельность по Пакту, метаисторическим. Николай Константинович определил метаисторический процесс на планете Земля как «история помимо историков».
Метаисторический процесс есть слабо изученная или совсем не изученная часть земного исторического процесса, представляющая собой его важнейшую духовную сторону, которая связывает данный процесс с высшей космической материей. Именно через метаисторический процесс реализуется космический закон: Высшее в эволюции ведет за собой низшее. Для такого водительства должны быть четкие духовные и материальные условия. Нам известно, что на Земле, начиная с глубокой древности, находится группа Учителей, стоящих на лестнице космической эволюции много выше нас. Их метаисторическое творчество формирует земной метаисторический процесс. Пакт Рериха является одним из важнейших моментов этого метаисторического процесса. Именно через этот Пакт шла реальная связь земного исторического процесса с космической эволюцией.
Учителя проводят свои идеи через Вестников, воплощенных на Земле со своей особой миссией. В данном случае мы имеем дело с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Многим теперь известно, что именно через Рерихов одним из Учителей была передана философия Космической Реальности, или Живая Этика. В этой философии представлены знания о мироздании, о космической эволюции, о новом космическом мышлении и новой системе познания. Живая Этика представляет собой не только метаисторический источник, но и фундамент космического мышления, который работает в пространстве культуры. Согласно Живой Этике энергетическое пространство культуры является основой космической эволюции человечества.
Известно, что философия Космической Реальности давалась Елене Ивановне Рерих параллельно с работой Николая Константиновича над Пактом. Пакт охраны памятников культуры и истории и их учреждений был результатом сотрудничества его авторов с Учителем и полностью основывался на метаисторических идеях философии Космической Реальности. Именно в Пакте Рериха содержалась творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции.
Но почему именно памятники и их охрана, в самом широком смысле этого слова, были выдвинуты в Пакте как главная задача? Какое отношение имеют они к метаистории и космической эволюции? Отвечу - самое прямое. Памятники культуры есть энергетика самой культуры. Известно, что энергетика без материи не существует. Ее нет в свободном состоянии. И без энергетики не существует движения, нет определенных явлений и процессов и в Космосе, и на Земле. Чем выше состояние материи, тем выше ее энергетика. Огромные ее запасы находятся в памятниках истинного искусства.
«Силы тьмы отлично понимают, - читаем мы в последней книге Живой Этики, - сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.
Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут возвращены народам, которые не сумели охранить их.
Немало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших сфер, когда нужно помочь человечеству. В тонком мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им. Так замечайте, куда направляется наша забота»[1].
Этот уникальный фрагмент дает нам достаточно ясное представление об энергетике самых разных произведений искусства, которая является основой космической эволюции. Поэтому задача сохранения этой энергетики от разрушения и уничтожения является важнейшим моментом в формировании метаисторического процесса, в пространстве которого и реализуется космический закон «Высшее ведет за собой низшее в эволюции». Именно энергетика искусства и архитектуры является необходимым звеном, через которое осуществляется влияние Высшего на нашу эволюцию. Она же является проводником образов архитектуры из мира высокого состояния материи в плотный мир. Архитектурные памятники, дошедшие до нашего времени, обладающие энергетикой и красотой, являются в свою очередь связью с космической материей высшего состояния. Если такое архитектурное произведение разрушить, то энергетике нашей эволюции будет нанесен значительный урон, который сразу отзовется и на энергетике культурного поля. И чем больше уничтожается произведений истинного искусства и архитектуры, тем слабее становится пространство культуры, куда темные немедленно запускают свои подделки и различного рода китчи. Космической задачей Пакта Рериха, созданного в сотрудничестве с Высшим, является защита эволюционной энергетики планеты Земля. В истории человечества такого Пакта еще не существовало. Его возникновение в XX веке нашей эры было обусловлено кризисным состоянием многих творческих направлений и, в первую очередь, творчества космической эволюции. Выход из этого тяжелейшего положения только один - укрепление энергетики культурного поля страны и планеты. Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и космической эволюцией.
В XX веке СССР не подписал Пакт Рериха, в XXI веке в России продолжается разрушение культуры, ее памятников и идет уничтожение нашей эволюционной энергетики. Те, кто этим активно занимаются, понимают ли они, что творят? Их невежество безгранично. В свое время Н.К.Рерих сказал, что — невежество самое страшное преступление. Мы все сейчас являемся свидетелями этого страшного преступления. Я не буду останавливаться на положении с культурой в России. Оно хуже, чем где-либо. Весь вопрос - что с этим делать? И самое значительное и страшное - это попытка различных слоев государства и общества разрушить наследие именно Рерихов, вывести его из творческого и научного пространства. И, наконец, забыть окончательно о великом явлении Пакта Рериха.
Только противостояние людей, понимающих, что такое культура, красота и их памятники, дадут возможность сохранить бесценное сокровище планеты в целом и нашей страны в частности.
Без прошлого нет будущего, утверждал Н.К.Рерих. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее. Пакт Рериха работает на наше будущее. И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия этого прошлого. Прошлое с будущим связывает наше настоящее, в котором мы живем, работаем, творим и боремся во имя нашего будущего. Если мы перестанем все это делать, мы убьем наше будущее. Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир. И не будем забывать, что Пакт Рериха, во всей его полноте, есть космическое явление, связывающее нас через наше культурное наследие с миром высокого состояния материи, которая ведет нас по пути космической эволюции, которая дает нам возможность избегать провалов хаоса и тьмы.