Friday, 25 December 2020 18:38

Л.В.Шапошникова об Учении Живой Этики

Л.В.Шапошникова об Учении Живой Этики

Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015) – известный ученый-востоковед, писатель, философ, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, почетный доктор академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, доверенное лицо и исполнитель Завещания Святослава Николаевича Рериха.

Л.В.Шапошникова один из основателей и первый директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Музей был создан под ее руководством Международным Центром Рерихов при широком участии российской и международной общественности.

Л.В.Шапошникова является одним из родоначальников научной школы рериховедения – культурно-исторических исследований, связанных с изучением философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов. Ее исследования в этой области и деятельность, направленная на сохранение наследия Рерихов, получили широкое международное признание.

Важное место в научном творчестве Л.В.Шапошниковой занимают труды, связанные с философской системой Живой Этики. В ее работах впервые дано целостное осмысление этой философской системы, посвященной закономерностям космической эволюции.

По словам Л.В.Шапошниковой, Живая Этика и ее новая система познания дают нам возможность пересмотреть важнейшие эволюционные и творческие процессы на нашей планете и более глубоко и многосторонне определить их причинную суть. Сегодняшняя свобода мысли, которая есть несомненное завоевание Духовной революции, требует своего информационного пространства, своих этических устоев. Основы всего этого уже наработаны новым космическим мышлением ХХ века, сложившимся и теперь вновь развивающимся в России. Как мы сможем воспользоваться достижениями Живой Этики, в какой мере сумеем на ее основе расширить наше сознание, — полностью зависит от нас самих, говорила Людмила Васильевна. Конечно, этот процесс достаточно длителен и сложен, сопряжен с рядом предвиденных и непредвиденных трудностей.

Одной из своих важнейших задач Л.В.Шапошникова считала задачу ввести философскую систему Живая Этика в научный оборот. Она повторяла слова В.И.Вернадского, который говорил: «Научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности Космоса».[1]

Одним из показательных примеров такого подхода к работе с Учением Живой Этики можно привести пример работы конференции, которая состоялась в МЦР в 2003г. Конференция называлась «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века». В работе конференции приняли участие более девятисот человек. В том числе учёные из стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Чехии, Германии, Индии, США, Италии, Ливана и Финляндии. Среди них 13 академиков, 87 докторов наук различных специальностей, 39 кандидатов наук. Всего было прочитано 125 докладов.

По инициативе Л.В.Шапошниковой, решением данной конференции при МЦР был создан Объединённый Научный Центр проблем Космического Мышления, сокращённо ОНЦКМ. А одной из важнейших платформ для реализации этой цели стали научно-общественные конференции, которые проводились в МЦР каждый год и открывались в день рождения Н.К.Рериха – 9 октября. На каждой из этих конференций с докладами выступали многие известные учёные, а с основным докладом выступала Л.В.Шапошникова. Её доклад всегда служил основной базой для последующего осмысления научным сообществом идей Живой Этики.

Так было, например, и в 2007 году, когда в Москве в Центре-Музее имени Н.К.Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука».

С основным докладом, выступила Л.В.Шапошникова. Тема её доклада звучала так - Основные особенности философии Живой Этики.

В своём докладе она отметила, что Философия Живой Этики, или, как мы еще называем ее, философия Космической Реальности, столь же сложна (а может быть, еще сложнее), как философия Гегеля, Канта, Шеллинга, Соловьева, Бердяева и других современных философов. Ее способ изложения отличается от сочинений упомянутых философов и представляет собой как бы энергетическую спираль, от книги к книге поднимающуюся все выше и выше. В структуре самой философской системы энергетика играет большую роль и призвана влиять на читателя, облегчая ему понимание сложных проблем, затронутых в Живой Этике.[2]

Философия Живой Этики в наше время, по словам Людмилы Васильевны, есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину ее смысла. В ее удивительной целостности заключены знания древности и современности, достижения Востока и Запада, различные системы познания. Все это составляет глубоко синтетическую структуру, результатом которой являются и новый вид космического мышления, и новая система познания. В целом Живая Этика посвящена космической эволюции и энергетическому мировоззрению в ее исследовании. Картина Мироздания, которую мы находим в Живой Этике, отличается от той, которую дает эмпирическая наука XX века, говорит Людмила Васильевна. Мироздание, согласно философии Космической Реальности, представляет собой грандиозную энергетическую и одушевленную систему, которая состоит из различных энергетических структур, включающих в себя человека и нашу планету. И планета, и человек являются неотъемлемой частью Космоса и действуют, и живут согласно его закономерностям.

Рассматривая Учение Живой Этики в целом, как систему знаний, Людмила Васильевна отмечает его структуру, каркас, на основе которого строится весь Космос и вся эта система познания. Так она отмечает, что в Живой Этике мы находим одно из важнейших положений ее философии – Космос живет и развивается, а космическая эволюция человечества продвигается в согласии с законами Космоса. Эти законы пронизывают весь Космос и действуют не только на дальних мирах и пространствах иного состояния, но и на планете Земля и влияют на ее человечество. Среди этих законов есть общие и есть частные, но все вместе они составляют каркас, на котором держится Космос и его структуры. Соблюдение или несоблюдение, знание или незнание этих законов приводит к тем или иным последствиям. Законы эти имеют не только практическое значение, но и позволяют глубже и точнее понять само Мироздание и закономерности космической эволюции. В этом докладе Людмила Васильевна отмечает лишь некоторые из них: закон причинно-следственных связей, закон Иерархии, закон двойственности, закон противоположений, закон о приоритете Высшего над низшим и др.[3]

Явление Живой Этики Людмила Васильевна называет тем импульсом, который Высший Мир шлёт нашей ступени космической эволюции. Она обращает наше внимание на то, что Философия Живой Этики давалась на русском языке и предназначалась в первую очередь России. Духовная революция, которая началась в России в конце XIX – начале XX века, в немалой степени способствовала этому обстоятельству. Именно в пространстве этой духовной революции начали появляться ростки космического мышления. Они ясно прослеживались в философии Серебряного века в работах В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, братьев С. и Е.Трубецких, П.Флоренского и др. Мы находим их в русской поэзии в произведениях Тютчева, Блока, Белого, Вяч. Иванова и многих других поэтов. Значительный вклад в формирование космизма внесли и русские ученые В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Во многих их работах мы находим отзвуки космических идей Живой Этики. Русские художники, такие как Чюрлёнис, Рерих, Бенуа, Врубель, а позже творцы «Амаравеллы», в своих прозрениях опережая науку, уже несли в своем творчестве образы будущего нового сознания.

Все это вместе взятое сделало Россию родоначальницей космизма, который впоследствии вышел за ее границы и оказал большое влияние на мысль Запада. Живая Этика как бы подводила итог космического мышления российской Духовной революции, развила ее космические идеи и заложила основы системы познания космического мышления. Именно в ней, в философии Космической Реальности, мы находим плодотворные мысли о новой науке, о синтезе, который предоставит этой науке беспредельные возможности для дальнейшего развития и познания Мироздания во всем его богатстве.[4]

В октябре 2011 года, на очередной Международной научно-общественной конференции, которая называлась – «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции», Л.В.Шапошниковой был представлен поистине космический масштаб значимости основных понятий и составляющих Учения Живой Этики, таких как Великие Законы Космоса, творческий импульс, Учитель, Вестник Космической эволюции, Космический Магнит и его способность трансформировать идею в действие. Она говорила о достоверности изображения высших миров в творчестве Н.К.Рериха, о пророческом характере его работ. Особое внимание Людмила Васильевна уделила роли Е.И.Рерих в великой миссии привнесения в сознание земных людей огненного импульса Одухотворенного Космоса. С главной трибуны конференции — зала Святослава Рериха — прозвучал призыв Генерального директора Музея трудиться во имя новой науки, науки будущего, рождающейся из синтеза метанауки с наукой экспериментальной.

Работая над Учением Живой Этики, Людмила Васильевна старалась более простым языком донести до широкого круга людей, интересующихся идеями Живой Этики суть Учения. На данной конференции Людмила Васильевна определила Живую Этику, как творческий импульс Космической Эволюции. В частности, она указывала, что в Космосе достаточное количество великих и частных законов. Великие законы охватывают большие космические пространства, частные касаются конкретных моментов космического творчества. Один из великих законов гласит: «Высшее в эволюции ведет за собой низшее». Под «высшим» имеются в виду миры высокого состояния материи и высоковибрационной энергетики, под «низшим» — миры плотной материи и малого измерения. Последние несут в себе низковибрационную энергетику.[5]

«Как важно сохранить огонь импульса, – читаем мы в Живой Этике. – Без этого двигателя нельзя насыщать начинание лучшими возможностями. Силы, прилагаемые к начинанию, умножаются огнем импульса. Потому так необходимо устремление к умножению данных сил Первоисточника. Во всех построениях нужно соблюдать сопричастность и соизмеримость. <…> Огонь и импульс поддерживают жизнь в каждом начинании. Без этого начинание теряет свою жизненность».[6]

И еще: «В каждом импульсе живет это огненное качество. Каждое жизненное устремление движется этим качеством. Осознание этого качества дает осознание жизненных импульсов Беспредельности».[7]

В этих двух фрагментах, говорит Людмила Васильевна, дается главная суть эволюционных импульсов и их жизненных качеств, заключенных, в первую очередь, в энергетике огня. Любое начинание, любое строительство или космическое переустройство требует в земных условиях этой высоковибрационной энергетики. Вышеупомянутые качества обеспечивают импульсу мощное творческое начало, без которого он не в состоянии участвовать в космическом творчестве.[8]

Что же творит эволюционный импульс и каково направление его творчества, задаёт вопрос Л.В.Шапошникова? И отвечает - на этот вопрос Живая Этика дает ясный ответ: «Расширение сознания есть принцип творческого импульса».[9]

Именно этот принцип, живущий в импульсе, расширяет и меняет сознание земного человечества. Из Живой Этики мы узнаем, что энергоэволюционные импульсы приходят на Землю из Мира Огненного и являются результатом его космического творчества. Именно для плотного мира планеты Земля Мир Огненный является высшим, определяющим Космическую эволюцию мира низшего. Все изменения в низшем мире, начиная с очередного расширения сознания и кончая духовными сдвигами, идут на Землю из Мира Огненного, которому в Живой Этике посвящено целых три книги. «Эволюция направляет человечество, — сказано в Живой Этике, — утверждением огня. На каждой эволюционной ступени человечество продвигается разными импульсами».[10]

Приведенные из Живой Этики фрагменты, отмечает Людмила Васильевна, помогают нам еще раз убедиться в важности энергоэволюционных импульсов в творчестве Космической эволюции. Именно импульсы, в какой бы они форме ни проявлялись, реализуют великий закон Космоса — Высшее ведет за собой низшее. И в этом процессе участвуют ваятели космической жизни, в самом истинном смысле этого слова. Философия Живой Этики разворачивает перед нами уникальный процесс космического творчества, глубину которого, по словам Л.В.Шапошниковой, современное человечество не в состоянии постигнуть и поэтому пока не сможет сознательно участвовать в подобном процессе. «Истинно, создатели жизни творят непреложно, сотрудничая с Космическим Магнитом. Эти ваятели живут творческим импульсом. Эти ваятели напрягают свои огни для насыщения человечества. Эти ваятели своими искрами расширяют сознание. Истинно, эти ваятели помогают сознанию обнять законы космические».[11]

Слово «ваятель» как нельзя лучше подходит к творчеству Космической эволюции, в котором огненная энергия эволюционных импульсов играет свою незаменимую роль.

Но кто же эти ваятели? Вне всякого сомнения, Высокие Духи, выполняющие свою космическую миссию на всех пространствах Мироздания.

Космическими ваятелями Людмила Васильевна называет Высоких Духов, называя Их космическими Иерархами, которые участвуют в космическом творчестве и тесно связаны с энергоэволюционными импульсами этого творчества. «Кто же принесет человечеству, — читаем мы в Живой Этике, — этот жизненный импульс? Кто же даст понимание тонких энергий? Только дух, обладающий жизненным импульсом. Не в утвержденном физическом импульсе нужно искать, но в устремленном невидимом огне, которым дышит жизнь. Так чуткий огненный дух Агни-йога приносит человечеству явление жизненного импульса, потому Мы чтим чуткость огненных импульсов. Так жизненный импульс Нам приносит завершение — жизненный импульс, которым обладает Космический Разум и которым насыщено космическое сознание. Так Мы живем огненным принципом».[12]

Здесь появляется новый персонаж – Агни-йог, на плечи которого ложится задача передать людям то, что появилось вместе с космическим импульсом. Можно по-разному осмыслять значение Агни-йога в Космической эволюции, но его главная задача заключается в передаче знаний человечеству, утверждает Л.В.Шапошникова. Агни-йог живет на Земле. Именно место его обитания определяет и его задачи. Между знанием, которое несет импульс, и людьми существует большая разница — в уровне сознания, в особенностях и степени измерения миров, в которых обитают представители Высшего мира и сами люди, разница в языке и понимании формулировок и во многом другом.

Для контакта между теми и другими необходим «коэффициент», который и соединил бы в себе два мира, Высший и низший. Агни-йог становится тем «мостом» между Высшим и низшим, без которого было бы невозможно принимать космические импульсы. Агни-йог — это одно из имен, представляющих такой вид посредников между мирами. Людмила Васильевна называет таких творцов – Вестниками Космической эволюции. Будучи жителями Земли, Вестники были тесно связаны с представителями Высших миров, которые время от времени имели отношение к Земле и назывались мудрецами, Махатмами или Учителями с большой буквы.

XX век, по словам Л.В.Шапошниковой, был переломным во многих отношениях. На огромных пространствах Мироздания началось космическое переустройство, и планета Земля оказалась в его орбите. Готовящиеся в течение нескольких предыдущих веков космические перемены дали себя знать с новой силой. Энергоэволюционные импульсы, посылаемые Высшими мирами, требовали реализации в земных условиях. Речь шла о смене сознания.

В XX веке формируется философия Космической реальности. Ее можно рассматривать как энергоэволюционный импульс Высшего. В ней были заключены знания о Вселенной, о сложном строении миров различного состояния материи, о новой науке и многом другом, что доказывало необходимость изменения сознания, которое в философии Космической реальности совершенно справедливо было названо космическим. В Живой Этике были новые подходы к науке и показана необходимость синтеза метанауки с эмпирической экспериментальной наукой.

Любой импульс, посылаемый из Космоса на Землю, по словам Людмилы Васильевны, должен пройти через человека, который в силу своих качеств сможет внедрить знания энергетического импульса на планете и дать разъяснения смысла представленных Высшим знаний. Иначе говоря, это процесс внедрения Высшего в низшее. Конечно, многие не знают того, что Вестниками Космической эволюции в XX веке оказались Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, благодаря усилиям и стремлениям которых космический эволюционный импульс был внедрен в культуру нашей планеты. Первая книга Живой Этики имела эпиграф: «В новую Россию Моя первая весть». И сам текст импульса, принимаемый Еленой Ивановной, шел на русском языке

Анализируя процессы, происходящие на планете Земля в процессе космической эволюции, Л.В.Шапошникова отмечает методологические положения Живой Этики, которые дают нам возможность понять то новое, что она внесла в философскую мысль XX века, и те подходы к Космической эволюции человечества, которые становятся неотъемлемой частью концепции нового мышления.

Это:

1. Мироздание является целостной энергетической системой, состоящей из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. <…>

2. Эти процессы обусловливают существование и развитие самых разных состояний материи с различными измерениями, которые и образуют множественность миров в Космосе.

3. Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы.

4. Человек, как энергетическая структура, не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в этом человеке. <…>

5. Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений. <…>

6. Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели мироздания, которую мы находим в системе познания Живой Этики. Расширение сознания ведет к новым научным парадигмам, к открытиям и снятию противоречий на определенных ступенях познания. <…>

7. Расширение сознания обусловливает и эволюционный процесс, идущий на энергетической дистанции «объект – субъект». Путь от объекта к субъекту эволюции – это путь совершенствования человека, включение его в цепь косми-ческой Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна эволюция ни Космоса, ни человечества. Все вышесказанное дает основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких, как наука, философия, религиозный опыт, искусство. <…>

8. С процессом расширения сознания и проблемой «объект-субъект» тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики – «Учитель – ученик».[13]

Все вышесказанное дает основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления.

В заключение своего выступления я хочу привести слова Л.В.Шапошниковой из её доклада на научно-общественной конференции в МЦР в Москве, которая прошла в октябре 1993 года. Темой конференции была «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики».

В своём докладе она сказала о том, что Живая Этика реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции. Однако стать точкой творящего Синтеза не может та наука, которая сформировалась в период материальной цивилизации, наука, оторванная от Культуры и нравственных проблем. Она должна пройти период серьезной трансформации. На современном этапе, по словам Людмилы Васильевны, наука не может называться наукой, если она не изучает новые энергии и, прежде всего, психическую, а также миры иных состояний материи. Наука, именно с ее знанием и опытом, должна вывести человечество в Беспредельность. Наука грядущего может сыграть важнейшую эволюционную роль в предстоящем фундаментальном Синтезе Культуры и цивилизации.

[1] - В.И.Вернадский. Научная мысль, как планетное явление. М.1997., кн. 2. стр. 32.

[2] - Живая Этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции. 2007. Москва. 2008г. Стр. 50.

[3] - Живая Этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции. 2007. Москва. 2008г. Стр. 54-55.

[4] - Живая Этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции. 2007. Москва. 2008г. Стр. 60-61.

[5] - Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы международной научно-общественной конференции. 2011. Москва. 2012г. Стр. 76.

[6] - Иерархия, 93.

[7] - Беспредельность, 845.

[8] - Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы международной научно-общественной конференции. 2011. Москва. 2012г. Стр. 78-79.

[9] - Беспредельность, 750.

[10] - Беспредельность, 357.

[11] - Беспредельность, 390.

[12] - Беспредельность, 838.

[13] - Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Москва. 2004г. Стр. 76-78.

26.07.2019г. Доклад подготовил Г.В.Шестиреков.