Thursday, 11 August 2022 10:17

Выставочный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» и его актуальность в современном мире

В Живой Этике, философии Космической реальности, созданной Н.К. и Е.И. Рерихами в сотрудничестве с анонимной группой Учителей, вполне убедительно доказано, что именно Культура является одним из важнейших устоев эволюции человечества. Эта идея пронизывала все творчество, художественное и философское, Николая Константиновича Рериха. Значимым в системе познания Живой Этики является понимание культуры как основы человеческой жизни, ее философия, отраженная в емкой формуле «культура есть почитание Света». Культура и цивилизация, их взаимодействие и соотношение – отправные точки в осмыслении эволюционного пути человечества.

«Если Культура есть дух творческой деятельности человека, – писала Л.В.Шапошникова, – то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех её материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существа и назначения».


Призыв Николая Рериха «Мир через Культуру» отразился в Пакте в виде конкретной программы действий по предотвращению войн. Этот международный договор брал под защиту культурные ценности не только в военное, но и мирное время.

Эволюционная суть Пакта впервые в научной литературе раскрыта в работах крупного ученого-космиста и мыслителя Л.В. Шапошниковой.

Пакт Рериха был важнейшим эволюционным действием, которое соединяло в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты.


Пакт Рериха несет в себе те глубинные смыслы, которые непреложно делают его путеводной, указующей вехой космической эволюции человечества. Космической задачей Пакта Рериха, по мысли Л.В. Шапошниковой, является защита эволюционной энергетики планеты Земля. Знамя Мира, знамя охранения Культуры ведет к великому понятию Прогресса и Мира.

«История Пакта, – отмечала Е.И. Рерих, – явится очень поучительной книгой, в которой ярко будут обозначены стороны света и тьмы, и народы убедятся, что все строительное, все имевшее перед собою будущее, было за ратификацию Пакта и принятие Знамени. Истинно, Знамя Мира есть великий пробный камень для сознания человечества».

Пакт Рериха стал основой современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей. Он несет в себе огромный потенциал для будущего прогрессивного развития и кодификации международного права в этой области. Н.К. Рерих открыл для своей Родины – России и других стран мира реальный путь для значительного поднятия существующего уровня международной защиты культурных ценностей – это присоединение к Пакту Рериха.

Несмотря на то, что с момента подписания Пакта Рериха прошло 87 лет, идеи, заложенные в этом документе, не утратили своей актуальности. Напротив, XXI век стал веком невиданных потерь мирового культурного наследия. В пожарах войн и конфликтов, в результате террористических актов и вандализма гибнут созданные предшествующими поколениями бесценные памятники культуры, составляющие духовно-историческую память человеческой цивилизации. Драматические события в Афганистане, Ираке, Югославии, Ливии, Египте, Сирии, Белизе, а также на востоке Украины говорят о том, насколько и в наше время востребованы миротворческие идеи Н.К. Рериха.

По-прежнему значение Культуры мало понимается, по-прежнему предпринимаются действия, наносящие Культуре урон, по-прежнему актуальна проблема её защиты. Пакт Рериха остается не только злободневным, но и обретает сегодня более острый характер, требующий решения и на уровне «власть имущих», и на уровне самой общественности.

«Кроме правительственных распоряжений, – писал Н.К. Рерих в связи с Пактом, – именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».

Но почему именно памятники и их охрана, в самом широком смысле этого слова, были выдвинуты в Пакте как главная задача? Какое отношение имеют они к метаистории и космической эволюции, задаёт вопрос Людмила Васильевна Шапошникова? И отвечает – самое прямое. Памятники культуры есть энергетика самой культуры. Известно, что энергетика без материи не существует. Её нет в свободном состоянии. И без энергетики не существует движения, нет определенных явлений и процессов и в Космосе, и на Земле. Чем выше состояние материи, тем выше ее энергетика. Огромные ее запасы находятся в памятниках истинного искусства.

В авангарде общественного движения по продвижению Пакта Рериха стоит Международный Центр Рерихов.


И одним из таких значимых проектов, реализуемых Международным Центром Рерихов, является Международный выставочный проект «Пакт Рериха – Мир через Культуру», разработанный по идее и под непосредственным руководством Л.В.Шапошниковой. Первоначально он назывался «Пакт Рериха. История и современность», но уже после 2014г. Людмила Васильевна решила его несколько подкорректировать, сделав в нём более выпуклой главную идею Пакта – «Мир через Культуру». Окончательно данный проект увидел свет уже после её ухода. И сегодня именно этот вариант Проекта наиболее востребован. Об этом говорит и Правление МЦР и то, как этот проект воспринимается общественностью там, где мы его представляем.

Так при размещении выставки в музее в Островце нам активную помощь оказали работники музея. Они работали с большим интересом, было видно, что выставка им нравится и работали они больше, чем мы. Обычно я работаю больше других, а здесь я практически только руководил процессом. Моё физическое участие вообще не потребовалось.

Директор музея по окончании выставки сообщила, что, работники музея особо готовились к проведению экскурсий и использовали для этого и те материалы, которые мы им предоставили, и то, что есть на баннерах и другой материал из интернета, главным образом из сайта МЦР, о чём мы им сообщили во время совместной работы с выставкой.
Впервые за всё время работы с данной выставкой, включая и её прошлый вариант «Пакт Рериха. История и современность», нам удалось в этот раз провести два мероприятия, один при открытии, а другой во время завершения работы выставки, где слово взяла зав. сектором культуры Островецкого Районного исполнительного Комитета, которая назвала данную выставку наиболее актуальной. Обратила внимание на особую значимость Знамени Мира, а знак триединства, расположенный в центре Знамени Мира, по её словам, вызвал у неё ассоциацию с тремя нашими братскими народами – русским, украинским и белорусским. При этом отметила, что за время работы выставки её посетили более 60% всех школьников города. И, кроме того, при помощи этой выставки им удалось приблизить свою молодёжь на шаг ближе к мировому искусству, к культуре. Высказала большую благодарность Отделению за возможность посетить эту выставку, которую мы предоставили жителям города и его школьникам и заметила, что эта выставка оставила определённый след в душе каждого из них.

В Любани выставку принимал музей народной славы, но, поскольку своего зала, где можно было бы разместить данную выставку, в музее нет, директор музея, по собственной инициативе, при поддержке начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи, договорилась с директором школы искусств и выставка была размещена в Школе искусств. Нам опять активно помогали работники школы и музея. При этом, перед началом открытия выставки, некоторые работники школы и отдела культуры райисполкома, присутствовавшие при открытии, поначалу выражали недопонимание и высказывались как-то скептически о философии Рерихов, но после экскурсии свои взгляды в корне изменили, о чём нам сами и сказали. На презентации присутствовала и начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Любанского РИК. В заключение она взяла слово и горячо поблагодарила Отделение за предоставленную возможность прикоснуться к творчеству Николая Константиновича Рериха – великого русского Водителя Культуры, создавшего этот Договор, который не только не потерял со временем своей актуальности, но наоборот, актуальность которого со временем только растёт и этому свидетельством являются сегодняшние события мире вообще и в Украине в частности. Культура и ещё раз культура, не уставала повторять Татьяна Николаевна, сегодня особо востребована.

Работники музея, принимавшие выставку, совместно с работниками школы искусств, с большим интересом отнеслись к выставке, тем более видя положительную реакцию начальника отдела культуры, и провели большую работу с выставкой. Это помогло им организовать регулярное посещение выставки школьниками старших классов всех городских школ.

В Солигорске выставка работала в краеведческом музее. На презентации присутствовали представители Белорусского Республиканского Союза Молодёжи, Белорусского Союза Женщин, Центральной районной библиотеки, Дворца культуры г. Солигорска и др., а также ученики 8 класса Гимназии №2 г. Солигорска и студенты Солигорского государственного колледжа. Средства массовой информации города были представлены представителями Солигорского телевизионного канала, который потом на своём сайте разместил информацию о выставке. Во время работы выставки, на её фоне, музей организовал проведение ряда своих мероприятий, не смотря на то, что места там было мало и им каждый раз приходилось перемещать мольберты с репродукциями, освобождая место в центре зала для размещения кресел. Старались по максимуму использовать возможности выставки и её главный девиз – Мир через Культуру.

Из Солигорска выставка переместилась в г.Копыль Минской области. На открытии выставки присутствовали учащиеся старших классов Копыльской гимназии, заведующая отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Копыльского РИК, а также Председатель правления Копыльского районного отделения Белорусского Фонда Мира.

Открывая выставку директор музея особо подчеркнула, что в наше неспокойное время идеи патриотизма, уважения к своему историческому и культурному прошлому особенно необходимы для воспитания подрастающего поколения. Когда мы приехали забирать выставку, мы побеседовали с Валентиной Леонидовной. Она с таким воодушевлением говорила о работе выставки, что было особо приятно с ней общаться на эту тему. Рассказала о том, какую большую работу они в музее провели во время работы выставки на её фоне. И это были не просто мероприятия на фоне красивой выставки, это были мероприятия, имеющие непосредственное отношение к теме выставки. Они были специально запланированы под эту выставку. Она также подготовила отчёт для нас обо всех этих мероприятиях. Она с гордостью говорила о том, что смогла так плодотворно поработать с выставкой. Из её рассказа было видно, что данная выставка явилась большим культурным событием в жизни города.

Из Копыля мы перевезли и открыли выставку в Лидском Замке. Здесь выставка также вызвала большой интерес, как у работников замка, так и у посетителей. Здесь с выставкой работала Ирина Кострова. Руководство Музея освободили Ирину от исполнения своих прямых обязанностей по работе и предоставили ей возможность работать с выставкой. На открытии выставки присутствовали СМИ, представленные местной телерадиокомпанией, которые выпустили видео фрагмент с рассказом об открытии выставки в очередном выпуске новостей. Интерес к выставке был достаточно высоким. За время работы выставки её посетило более 1000 человек.

В настоящее время выставка работает в Мирском замке. При подготовке к открытию и во время открытия выставки нам был оказан самый тёплый приём. Работники музея «Замковый комплекс «Мир», под руководством заместителя директора музея проявили большой интерес к выставке, восхищались её содержанием, старались создать возможность для того, чтобы все посетители замка могли посетить и данную выставку. Для этого посещение данной выставки внесли в стоимость билетов, объясняя это тем, что практически все посетители замка, а их огромное множество, просто постоянный поток людей, который мы и сами там в это время наблюдали, стараются обязательно посетить все места, за который уплатили деньги. И, таким образом, на нашей выставке постоянный поток посетителей, а курирующий работу выставку и экскурсовод получили наш материал и подготовились к проведению и постоянно проводят по ней экскурсии.

Надо прямо сказать, что ранее такого интереса к данной выставке, под названием «Пакт Рериха. История и современность», мы нигде не наблюдали, хотя провели их более 30-ти в 29-ти различных городах Республики. И, на наш взгляд, причина здесь кроется в актуальности, на данный момент темы, где особо, в наше такое неспокойное время, звучит призыв к Миру через Культуру. Где особо идёт разговор о том, что Культура – это та основа, на которой нужно строить любое государство, ибо всё другое ведёт, в конечном результате, только к войне, со всеми, вытекающими отсюда последствиями, которые мы постоянно наблюдаем.

Считаю, мы должны приложить все наши силы для того, чтобы, в полной мере использовать такой повышенный интерес к данной теме и, таким образом, знакомить людей с философией Рерихов, что является одной из наших главных задач, записанных в нашем Уставе.

И здесь хочу ещё раз обратить внимание на слова Л.В.Шапошниковой о том, что, «Если мы поднимем Культуру, и в первую очередь нашу духовную Культуру, это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. Вот в этом и заключается главное значение Пакта Рериха».

Хочу здесь ещё раз обратить внимание на то, что Пакт Рериха Людмила Васильевна назвала эволюционным действием семьи Рерихов. Создание Пакта Рериха является результатом эволюционного действия Н.К. и Е.И. Рерихов – вестников космической эволюции.

Таким образом, работая с данной выставкой, особенно учитывая такой повышенный, в настоящее время, интерес к данной теме, мы с вами принимаем самое непосредственное участие в реализации данного эволюционного действия. Таким образом наша работа с данной выставкой является одним из элементов эволюционного действия. Это накладывает на нас огромную ответственность за то, как мы все относимся к этой работе, осознаём ли мы смысл этой работы, насколько активно мы принимаем участие в ней и, конечно же, за качество нашей работы.

Мы должны приложить все свои силы для того, чтобы это эволюционное действие реально и, как можно, более конкретно и продуктивно воплощалось в жизнь.

Спасибо за внимание.