В 2022 году международная общественность отмечает 120 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха (1902–1960) – всемирно известного учёного, востоковеда, исследователя Центральной Азии и Тибета, выдающегося общественного деятеля.
Ю.Н.Рерих известен как выдающийся тибетолог, составитель 11-томного «Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями», переводчик самого известного по истории буддизма сочинения – «Голубых анналов», автор труда по тибетскому изобразительному искусству «Тибетская живопись», учебника «Тибетский язык», ряда концептуальных статей по языкам, истории, этнографии и культуре племен Тибета. Труды Ю.Н.Рериха по тибетологии, монголоведению, санскритологии входят в золотой фонд востоковедения, ими широко пользуются специалисты разных стран.
Вместе с родителями Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами Юрий Николаевич участвовал в уникальной Центрально-Азиатской
экспедиции, продолжавшейся с 1924 г. по 1928 г., активно занимаясь научными изысканиями, проводя археологические исследования, наблюдая традиции и обычаи азиатских народов, изучая древние и современные памятники культуры. Маршрут экспедиции охватил огромное географическое пространство северной Индии, Китая, России, Алтая, Монголии, Тибета.
Материалы собранные Центрально-Азиатской экспедицией, составили основу коллекций Института гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в живописной индийской долине Кулу. На протяжении десяти довоенных лет Ю.Н. Рерих руководил научными исследованиями, проводимыми Институтом, и вел обширную переписку с известными учеными со всего мира.
Яркой страницей творческой биографии Ю.Н.Рериха явилась его работа по продвижению Пакта Рериха – первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами Юрий Николаевич трудился над тем, чтобы высокие гуманистические идеи защиты мировой культуры получили самое широкое распространение и признание на разных континентах.
Особое место в научном наследии учёного занимает трехтомный труд «История Средней Азии», над которым ученый работал с 1930-х гг. и до последних дней жизни, на страницах которого освещается многотысячелетняя история всего центральноазиатского региона,
Юрий Николаевич Рерих вернулся на Родину в августе 1957 года. Активно занимаясь научной деятельностью в Институте востоковедения АН СССР (основан в 1818 г.), руководя сектором «История религии и культуры Индии», создал школу тибетологии, начал преподавать то, что в СССР ранее не преподавалось: ведийский и буддийский язык, санскрит. Заложил фундамент новой науки – номадистики, воспитал немало молодых ученых. Он прожил в СССР всего лишь три года, но успел оставить ярчайший след в советском востоковедении, и не только в Москве, но и в других научных центрах.
Ю.Н.Рерих привез на родину наследие своих родителей – картины и рукописи очерков Н.К.Рериха, книги Живой Этики, фотографии и книги семьи Рерихов,
проводил огромную работу по организации выставок картин Николая Константиновича и младшего брата Святослава Николаевича как в Москве, так и в городах Советского Союза. На родине Ю.Н.Рерих инициировал создание музея имени Н.К.Рериха и передал в фонды Русского музея (г. Санкт-Петербург) и Новосибирской картинной галереи большие коллекции картин отца.
Международный Центр Рерихов успешно реализует полномасштабную публикацию и изучение научных трудов Ю.Н.Рериха и его эпистолярного наследия. С 1992 года проводятся юбилейные конференции, выставки, культурные проекты, посвященные памяти выдающегося ученого.
При непосредственном участии Ю.Н.Рериха школа востоковедения, очень сильно пострадавшая за годы сталинских репрессий, начала своё новое летоисчисление и получила свежий импульс возрождения. Железный занавес начал сниматься со всего, что было связано с именами Рерихов, рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики. Именно он заложил основу для принятия Учения.
Благодаря Юрию Николаевичу, развернувшему издательскую деятельность, прилагавшему все усилия возобновить выход серии книг «Библиотека Буддика», его непосредственному участию мир увидел сокровищницу восточной мудрости «Дхаммапада». Как знать, вышла ли бы вообще эта книга в печати, тираж которой был арестован, если бы не своевременное вмешательство Ю.Н. Рериха.
Пребывание Ю.Н.Рериха в России, по словам академика Л.В.Шапошниковой, пробудило огромный интерес в стране к рериховскому наследию и оказало огромное влияние на формирование будущего общественного Рериховского движения.
СЛОВО О ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧЕ РЕРИХЕ
Л.В.Шапошникова
Юрий Николаевич Рерих — один из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время могла гордиться Россия, но которое, к великому прискорбию, было утрачено в нашей стране за последние десятилетия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Он владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Его личность несомненно представляла планетарную культурную ценность.
Пятидесятые годы были расцветом догматической идеологии, запрещались все иные направления мысли и философии. За это платили свободой, а иногда и жизнью. Тех, кто читал Живую Этику, исключали из партии, арестовывали и судили. Мы должны помнить об этом. Интерес к Рерихам зародился именно в том канале диссидентства, где мужественно и бескомпромиссно боролись против тоталитаризма и правящей идеологии. Юрий Николаевич действовал осторожно, но в то же время и смело. Его подвиг и его жертва на этом пути еще не осознаны нами до конца. А если мы еще вспомним, в каких условиях работал Юрий Николаевич в самом Институте Востоковедения, какой стеной враждебности, зависти и тупости он был окружен, многое в его характере нам станет ясно. Чиновники от науки и чиновники от государственных служб мешали ему практически все время. Его называли буржуазным ученым, пытались исправить его идеологически. И несмотря на все это, он сумел создать новую школу в советском востоковедении — школу тибетологии. Он воспитал немало учеников. Сейчас это блестяще образованные востоковеды, достойно несущие факел своей науки и своего Учителя.
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
"Покорение Новгорода" (1912) и "Борьба королей с феодалами во Франции" (1916). Работы, написанные Юрием Николаевичем в столь раннем возрасте (в первом случае ему 10 лет, а во втором 14), свидетельствуют, что уже тогда его отличали глубокий подход к описываемым историческим событиям и всестороннее освещение темы.
В качестве примера можно привести фрагмент из сочинения на тему "Покорение Новгорода":
"Очередной порядок Руси прошел, кончился и удельный. Осталось только два представителя управления: вечевой порядок Новгорода и Московский порядок с его стремлением к абсолютной власти... Московское княжество быстро пошло по пути объединения. Положение Новгорода становилось все более и более затруднительным: на западе росла Литва, на востоке — Москва, он очутился между двумя сильными княжествами, к одному из которых он должен будет присоединиться... Ссорясь с Москвой, Новгород переходил на сторону Литвы, а ссорясь с Литвой, переходил к Москве. Верховная партия в Великом Новгороде тянула к Литве, ей был дорог Новгородский вечевой порядок, в котором она занимала первенствующее положение, а низшая — тяготела к Москве и не дорожила Новгородской свободой и боялась подпасть в религиозном отношении под власть Киевского митрополита латинянца...".
Всю семью Рерихов высоко почитали в Индии. Страна, которая стала для них второй Родиной проявила сердечную благодарность к этим великим подвижникам духа, истинным труженикам культуры. Цитата из речи Нирмала Сингха, бывшего директора Института тибетологии в Сиккиме, который дал точную оценку деятельности Юрия Николаевича:
"Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н.Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен".