Доклад Г.В.Шестирекова к чтениям, посвящённым 120-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. 24.08.2022г. Минск. (Минская областная библиотека им. А.С.Пушкина).
Юрий Николаевич Рерих – крупнейший ученый-востоковед XX века, основатель отечественной школы тибетологии и монголоведения, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, автор многочисленных работ по диалектологии тибетского языка.
Н.К.Рерих в 1947 г. писал о сыне: «Как нужен Юрий – индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, – небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии». Ю.Н.Рерих, будучи членом великой семьи, все свои научные исследования проводил в пространстве космического мировоззрения Живой Этики. Именно в свете такого подхода созданы его труды «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Тибетская живопись», «История Средней Азии» и многие другие.
Жизненный и творческий путь Юрия Николаевича Рериха является ярким образцом ученого, создававшего новую одухотворенную науку, объединившую в единое целое мудрость Востока и эмпирические нахождения Запада. Так же как и его выдающиеся родители, он обладал даром синтетического мышления, которое позволило применить новую методологию в научных исследованиях. В науке Ю.Н.Рерих был первопроходцем. Изучая звериный стиль в древнем искусстве Азии, Юрий Рерих обнаружил, что эта форма художественного творчества носит универсальный характер, ибо звериный стиль оказался присущ культурам многих регионов мира – от Центральной Азии до Скандинавии. Такой подход позволил ему не только постигнуть особенности различных культур, выявить их общие черты, но и увидеть место каждой культуры в общем процессе эволюции человечества. Именно широкий взгляд Юрия Николаевича на изучение культуры способствовал разработке им вместе с другими членами семьи Рерихов представления о культуре как космическом явлении и ее ведущей роли в эволюции.
Вместе с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами Юрий Николаевич активно занимался научными изысканиями в Центрально-Азиатской экспедиции 1923–1928 гг., под руководством Н.К.Рериха принимал участие в Маньчжурской экспедиции 1934–1935 гг., свыше десяти лет работал директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати» в индийской долине Кулу (1928–1940). В комплексную деятельность Института большой вклад внесли все члены семьи Рерихов. Принимая активное участие во всех совместных научных проектах, Ю.Н.Рерих закладывал основы новой одухотворенной науки. Творчество Юрия Николаевича, его идеи и открытия стимулируют развитие востоковедения и научного познания в целом в пространстве современной науки.
По словам Людмилы Васильевны Шапошниковой Николай Константинович — великий художник, ученый, литератор, общественный деятель, увековечивший свое имя в Пакте Рериха. Елена Ивановна — крупнейший философ, давшая миру серию книг Живой Этики. Святослав Николаевич — известный художник и просветитель, лауреат международных премий, академик, продолжатель дела отца. Юрий Николаевич на этом фоне выглядит формально скромно. Он — доктор наук, последние годы работавший в Институте Востоковедения в Москве. Многим, кто занимался Рерихами, о Юрии Николаевиче было известно мало. О нем мало писали и мало говорили. Даже официальный ученый мир нашей страны, когда Юрий Николаевич вернулся на Родину, пытался как-то принизить его значение, не признавал в полной мере его заслуг и пытался держать его имя в тени. И дальше Людмила Васильевна ставит все точки над "и". Так кто же такой Юрий Николаевич Рерих, спрашивает она, — рядовой ученый или величина мирового значения? Конечно, последнее. Он был одним из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время могла гордиться Россия, но которое, к великому прискорбию, было утрачено за последние десятилетия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Он владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Его личность, несомненно, представляла планетарную культурную ценность.
Одевался Юрий Николаевич чисто, аккуратно, обыкновенно: европейский костюм, светлые рубашки, галстук. Путешествуя, одевал привезенный из Индии походный костюм – китель и брюки-галифе песочного цвета с коричневыми кожаными пуговицами.
Ни одна фотография, даже фильм, который снял его ученик Андрей Николаевич Зелинский, не могли отразить подлинную огненность его глаз, движений, мимики и рук. Все его существо излучало особую энергию, неисчерпаемую внутреннюю силу, обаяние и чуткость, необыкновенную сердечность.
Почти 10 лет Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. И Институт был уникальным, как и его руководитель. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой.
Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны).
Без Юрия Николаевича многое бы не состоялось. Не состоялась бы, например, Центрально-Азиатская экспедиция, а если бы и состоялась, то не имела бы того важного результата, о котором мы теперь все знаем. Три Рериха вышли на ее маршрут: Николай Константинович, Елена Ивановна и двадцатидвухлетний Юрий Николаевич, тогда еще начинающий востоковед. Несмотря на молодость, Юрий Николаевич взял на себя самое трудное. Блестящее знание языков хинди, монгольского, тибетского позволили ему общаться с местным населением на том уровне, который был необходим экспедиции. Кроме этого, он отвечал за охрану экспедиции и ее безопасность. Теперь мы знаем, через какие опасные районы проходил ее маршрут. В неспокойном Тибете ее участников окружали агрессивные племена, готовые в любой момент к нападению на экспедиционный караван. Юрий Николаевич был храбр и отважен. Когда караван остановился в пустыне Монголии перед городом разбойника Джа-Ламы, то Юрий Николаевич вошел в него первым, чтобы проверить, грозит ли оттуда какая-либо опасность каравану или нет. Надо сказать, что Юрий Николаевич был по своему призванию военным. И интересовался военным делом профессионально. Когда в 1990 г. Людмила Васильевна разбирала в Бангалоре Рериховское наследие, переданное Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов, то обнаружила немалое количество серьезных книг по военному делу, принадлежавших Юрию Николаевичу. Теперь эти книги являются частью мемориальной библиотеки Рерихов, которая находится Международном Центре Рерихов.
Юрий Николаевич имел мужество в 1957 году приехать в СССР и принять гражданство. Он умер в 1960 г., пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится. Однако ничто не могло поколебать его решения. Ибо это решение было неотъемлемой частью той миссии, которую несли все Рерихи. То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей России ее ценнейшее национальное достояние — самих Рерихов. Долгое время о них создавались различные мифы, которые, к сожалению, определяли и отношение к Рерихам правящих кругов. Их называли белоэмигрантами, антисоветчиками, религиозными фанатиками и прочими подобными словами.
Переехав в СССР и возглавив в Институте востоковедения АН СССР сектор философии и истории религии Индии, Ю.Н.Рерих создал отечественную школу тибетологии, развивал область номадистики, готовил к печати многотомный Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, добился возобновления знаменитой серии «Biblioteca Buddhica», основанной выдающимся русским востоковедом С.Ф.Ольденбургом в 1897 г. Важным фактором развития отечественной тибетологии и монголоведения являлась научная деятельность Юрия Николаевича в Институте востоковедения АН СССР, где он руководил подготовкой молодых кадров. Его ученики и их последователи создали мощный научный потенциал в области ориенталистики. Фундаментальные труды, открытия и философские идеи Ю.Н.Рериха приобретают со временем все большее значение, устремляя новые поколения ученых на изучение культуры народов Азии.
Благодаря Ю.Н.Рериху, в СССР в 1958–1959 гг. были организованы многочисленные выставки картин Николая Константиновича Рериха в Москве, Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси, а в 1960 г. – первая выставка картин Святослава Рериха в Москве.
По словам Гунты Рудзите – дочери одного из учеников и ближайшего сотрудника Николая Рериха, Рихарда Яковлевича Рудзитиса, людей он оценивал по внутреннему огню, который просто называл энтузиазмом. Другими словами, по способности бескорыстно отдавать себя работе на Общее Благо. Когда многие обращались к нему с вопросом "Что делать?", он отвечал просто: "Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее, поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо".
Он видел значительную разницу между молодежью Запада и России. Ученый оценивал страны и людей, живущих в них, не по экономическому благополучию, не по проявлениям внешней цивилизации, а по признакам духовной культуры. Он с досадой говорил, что в Англии молодежь не хочет учиться ("зачем учиться, когда две атомные бомбы могут потопить Британские острова"). Также говорил о стремлении большинства молодежи Америки к легкой жизни, наслаждениям, об отсутствии духовных интересов. Молодежь Индии, отмечал он, пережевывает старое, без устремления к новому, Живую Этику не принимает, ссылаясь на достаточность своих учений.
У русской молодежи широкий круг интересов, чувствуется стремление к подвигу. Она думает самостоятельно.
"Укрепляйтесь, накопите опыт и все придет, – говорил он. – Хотелось бы именно молодых пробудить, среди них имеются люди прозревшие. Молодежь восприимчива. Искусство Николая Константиновича воспринимается особенно молодежью". И еще: "Надо забыть все прошлое, не надо думать о причиненных тебе обидах. Лишь бы можно было сотрудничать. Также народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо все ему принести".
Буквально в каждой встрече, в каждой беседе Юрий Николаевич касался Алтая. «Будущий Центр на Алтае. Все, кто имеет возможность, пусть едут на Алтай. Надо смотреть на Восток, а не на Запад».
Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в Советском Союзе, в корне изменил ситуацию и изменил общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им, говорит Людмила Васильевна. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, который заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности, Русский музей и Новосибирскую картинную галерею бессмертными полотнами своего отца из собственной коллекции. Эти произведения мы раньше никогда не видели. Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них мы узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины. Многие из нас впервые узнали о Рериховской Центрально-Азиатской экспедиции из уст Юрия Николаевича. Это была крупнейшая экспедиция века, маршрут которой прошел по Индии, Китаю, Монголии, Сибири, Алтаю, Трансгималаям. Экспедиция была необычной, как и все, что делали Рерихи, и несла значительную эволюционную нагрузку. Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и эти беседы о Живой Этике принесли его слушателям значительные накопления. Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. По утверждению Людмилы Васильевны, пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни. Пятидесятые годы были расцветом догматической идеологии, запрещались все иные направления мысли и философии. За это платили свободой, а иногда и жизнью. Тех, кто читал Живую Этику, исключали из партии, арестовывали и судили. Мы должны помнить об этом. Интерес к Рерихам зародился именно в том канале диссидентства, где мужественно и бескомпромиссно боролись против тоталитаризма и правящей идеологии. Юрий Николаевич действовал осторожно, но в то же время и смело. Его подвиг и его жертва на этом пути еще не осознаны нами до конца. А если мы еще вспомним, в каких условиях работал Юрий Николаевич в самом Институте Востоковедения, какой стеной враждебности, зависти и тупости он был окружен, многое в его характере нам станет ясно. Чиновники от науки и чиновники от государственных служб мешали ему практически все время. Его называли буржуазным ученым, пытались исправить его идеологически. И, несмотря на все это, он сумел создать новую школу в советском востоковедении — школу тибетологии. Он воспитал немало учеников. Сейчас это блестяще образованные востоковеды, достойно несущие факел своей науки и своего Учителя.
В 1974 году торжественно в Большом театре мы отмечали столетний юбилей Николая Константиновича Рериха, говорит Людмила Васильевна Шапошникова. С этого юбилея началось официальное признание Рерихов. И задаёт вопрос: могло ли состояться это торжество, если бы не Юрий Николаевич и его жертва? И отвечает — нет. И утверждает, что на решение правительства и высоких чиновников ЦК в первую очередь, повлиял факт возвращения Юрия Николаевича на Родину и принятие им советского гражданства.
Когда Юрий Николаевич умер, ему было всего 58 лет. Для ученого, и особенно такого, каким являлся он, это был период расцвета и свершений. Он мог бы еще многое сделать...
Нирмал Сингх, бывший директор Института тибетологии в Сиккиме, в Индии, дал точную оценку деятельности Юрия Николаевича:
Он говорил – «Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н.Рерих, как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих, как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».
Сегодня мы можем присоединиться к тому, что сказал Нирмал Сингх, и выразить ему за это свою признательность.