Thursday, 09 May 2024 18:26

День Белого Лотоса отметили в Бресте

8 мая день ухода с земного плана Елены Петровны Блаватской – основательницы теософского движения, философа, одной из основоположниц нового космического мышления, писательницы и путешественницы, уникальной по силе духа женщины. Этот день отмечается как День Белого Лотоса.

В журнале Люцифер X выпуска, вышедшем в мае 1892 года, был опубликован текст Исполнительного Приказа. Этот приказ был выпущен 17-го апреля 1892-го года полковником Генри С. Олькоттом, одним из основателей и первым президентом Теософского общества.

На основании последнего Завещания Е.П. Блаватской, в котором она высказала желание, чтобы в годовщину её смерти, некоторые из её друзей «собирались бы в Штаб-Квартире Теософского Общества и читали главу из книги Эдвина Арнольда «Свет Азии» и (отрывки из) Бхагават Гиты», и поскольку правильно было бы, чтобы пережившие её коллеги не давали заглохнуть памяти о её службе человечеству и её самозабвенной любви к теософскому Обществу, полковник Генри С. Олькотт предложил, чтобы эта годовщина именовалась «День Белого Лотоса», и издал следующий Приказ и рекомендацию:

1. В полдень, 8-го Мая, 1892-го года, и в тот же день каждый последующий год, в Штаб-Квартире будет проводиться памятное собрание, на котором будут зачитаны отрывки из вышеупомянутых книг, и будут произнесены короткие речи Председателем собрания, и другими желающими из участников.

2. Некое количество пищи, от имени Е.П. Блаватской, будет роздано беднякам рыбакам Адьяра и их семьям.

3. Флаг Теософского Общества будет приспущен от рассвета до заката, и Зал Заседаний украшен белыми цветами лотосов или лилий.

4. Члены, живущие за пределами Мадраса, и желающие участвовать, могут подать заявку на обеспечение пищей Ответственному Секретарю по крайней мере за неделю.

5. Нижеподписавшийся рекомендует всем Секциям и Отделениям по всему миру отныне ежегодно собираться в день годовщины, и, в простой, несектантской, но при этом достойной манере, избегая рабских восхвалений и пустых комплиментов, выразить общее чувство любви и уважения к той, кто принесла нам карту восходящего Пути, ведущего к вершинам ЗНАНИЯ.

В этом году День Белого Лотоса в городе Бресте был организован сотрудниками Отделения Международной общественной организации Международный Центр Рерихов в Республике Беларусь и членами Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» по принципу круглого стола. Вёл программу Анатолий Волков. Присутствующие по очереди зачитывали некоторые важные выдержки, касающиеся жизни и творчества Елены Петровны, а также её философского наследия. Затрагивались темы космогенеза, антропогенеза, законов природы, закона кармы, практического оккультизма.

Первым выступающим была Наталья Неровнова, которая ознакомила присутствующих с кратким очерком жизни и творчества Елены Петровны Блаватской, написанным Борисом Цырковым.

Елена Петровна Блаватская, основательница современного теософического движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепр), 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери.

Елена была необыкновенным ребёнком. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, необыкновенно тонко чувствовала природу. Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям – посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству – и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, – мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается провалом. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают те, кто занимался её обучением, она была лучшим доступным инструментом для совершения задуманной ими работы – представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов…». В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, – оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени.

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника в лице полковника Хенри Стила Олькотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уилльям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософическом движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олькотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 г. президент-основатель полк. Олькотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания.

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton’a вышел в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, «Разоблаченная Исида» раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов.

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.

Проработав ещё три года в США, Е. П. Блаватская и полк. Олькотт отбывают в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт – в то время редактор правительственной аллахабадской газеты «The Pioneer». Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. Синнетт всерьёз заинтересовался учением теософического движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению – Учителем Морией и Учителем Кут Хуми, из кашмирских браминов. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием «Письма Махатм к А. П. Синнетту», Лондон, 1923.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософического журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е.П. Блаватская.

В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком.

В 1884 г. полк. Олькотт отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над «Тайной Доктриной». Этот труд был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. «Тайная Доктрина» венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.

С основными направлениями Учения Е.П. Блаватской и понятием Бог, описанными в статьях Хорхе А. Ливрага, ознакомила присутствующих Валентина Пейганович.

Е.П.Б. неоднократно подчеркивает, что великое мистическое восприятие Того, что мы называем Богом, глубоко свойственно человеку. Потеря способности к восприятию Божественного принципа приводит человека в состояние духовного оцепенения, и его человеческая сущность остается лишь в потенциале.

Для Е.П.Б. не существует личного Бога и что никто не может присвоить себе право представлять Бога на земле. Она полагает, что всякое человеческое существо по мере пробуждения духовности становится все более и более причастным этой Божественной Сущности и поэтому ощущает ее Присутствие.

Бог, называемый нами «То», есть <…> Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум, и вследствие этого приписывает Богу атрибуты, отражающие то, что в каждую эпоху в каждом конкретном месте считалось самым лучшим.

То, что человек может мистически воспринять, является лишь только рациональным, конкретным видением того, что мы предположительно называем «То». Именно поэтому в сознании древних постоянно возникают сходные представления о существовании «богов-посредников», бесчисленных, обычно невидимых существ, управляющих природой человека и всего сущего. В этой иерархии ни один материальный объект, начиная с атомов и кончая галактиками, не остается без «управления» какой-либо более тонкой сущностью природы. Кроме того, существуют Учителя Мудрости, благодаря которым возможно Ученичество.

Понятия космогенез и антропогенез по творчеству Е. П. Блаватской раскрыл Николай Зубко.

В учении Е.П.Б. о космогенезе перед нами возникает то, что на платоническом Западе известно как схема ХАОС + ТЕОС = КОСМОС.

Космос, как сказал неоплатоник Маркион, есть Макробиос, огромная живая Форма, постоянно обновляющаяся, подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Человек как таковой в этом Космосе не имеет особого значения, а является лишь одним из многих преходящих проявлений на физическом плане. Космос не имеет размеров, которые может постичь своим умом человек. Е.П.Б. использует преимущественно тибетскую книгу Дзиан. О Космосе говорится как о чрезвычайно сложном организме с беспредельным количеством форм материи и энергии. И более того, говорится, что кроме «нашего» Космоса существуют и другие, более или менее подобные ему, но не доступные нашему пониманию из-за ограниченности человеческого ума.

Космос в целом и все его части рождаются, живут, воспроизводят себя и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сжимается (Пралайя и Манвантара) в процессе космического дыхания (Крийя), основанного на гармонии противоположностей.

В антропогенезе Е.П. Блаватская не принимает идей Дарвина. Она придерживается древних учений о Человечестве, «высадившемся» духовным образом с другой, тогда еще живой планеты, которая в настоящее время является Луной. Постепенно, по мере уплотнения еще юной Земли эти существа стали приобретать телесную оболочку. На физической Землей в физическом теле человек развивается уже более 18 миллионов лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом, принадлежащий подрасам. 9 миллионов лет назад человек уже стал похож на современного, хотя представители некоторых групп обладали гигантскими телами. Миллион лет назад в полном расцвете была так называемая «цивилизация Атлантов», центр которой находился на континенте, располагавшемся между Евроазийским и Американским континентами. У Атлантов технический прогресс достиг очень высокого уровня.

Об основных Законах Природы в понимании Е.П. Блаватской сообщили Лидия Ржевская, Галина Борушко, Ольга Чезлова и Сергей Вакулич.

Используя санскритскую терминологию, Елена Петровна упоминает о двух основных законах – Дхарме и Карме.
Дхарма – универсальный закон, который все направляет к цели, к предназначению. Это как бы путь (Садхана), установленный Богом для всех. Любая попытка отклонения от Дхармы сопровождается страданием и отторгается, то же, что с Дхармой согласуется, не подвержено страданию и отторжению. Существа имеют много возможностей отклониться. У человека это происходит вследствие его относительной свободы воли. Колесо перевоплощений (Сансара) дает ему возможность действовать правильно или неправильно, любой избыток в обоих направлениях порождает Карму, «Действие», в котором причина неизбежно соединяется со следствием. Е.П. Блаватская не верит и в прощение грехов, она убеждена в том, что они могут быть компенсированы милосердными поступками. Поскольку никто не может ни «изжить», ни «уплатить» все положенное ему по Карме за одно воплощение, Семена Кармы (Скандхи) приводят к новым воплощениям, которые не заканчиваются (на протяжении определенного периода времени) до тех пор, пока не иссякнет движущая сила Кармы. Тогда достигается Нирвана, выход за пределы множественности, которая не является истинной целью, но лишь паузой на Пути Душ.

По учениям древних Мудрецов, человек одарен бессмертным Духом, исходящим от Бога и заключающим в себе все божественные свойства в зачатке.

Для того, чтобы эти божественные свойства пробудились человеку нужен опыт, который извлекается из разнообразных земных переживаний, и скорбных и радостных. Человек достигает самопознания, а вместе с тем и сознания своего божественного происхождения. Для этого ему нужно много жизней. По учениям древних Мудрецов, человек живет много раз, воплощаясь в различные эпохи, при самых разнообразных условиях, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым и совершенным.

Наряду с законом перевоплощения религиозные учения Древнего Востока дали миру разумное обоснование закона незыблемой справедливости, управляющей миром, который носит название Кармы. Он устанавливает, что в мире Духа каждая причина влечет за собой соответствующие последствия с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в физической природе одно и то же явление вызывает каждый раз одно и то же последствие.

Понятие «Махатма» – с санскрита переводится буквально, как «великая душа» – является ключевым в религиозно-философских Учениях Востока. О том как Е.П. Блаватская трактует это понятие, сообщил Виктор Молош на основании статьи Елены Петровны «Махатмы и чела».

Махатма – это тот, кто путем специальной подготовки и образования развил в себе такие высшие способности и достиг такого уровня духовного знания, которые станут доступны обычным людям лишь после бессчетного множества перевоплощений на пути космической эволюции, при условии, естественно, что они не пойдут наперекор целям природы и не уничтожат самих себя. Всякая сущность, проходящая оккультное обучение в последовательной цепи своих рождений, при каждом воплощении теряет некоторую часть этого низшего Манаса (животной души), пока, наконец, весь Манас не станет полностью высшего порядка, сконцентрировавшись в высшей индивидуальности данного существа. Тогда можно сказать, что такой человек стал Махатмой. Значит, подлинный Махатма это не физическое тело, а высший Манас (Духовный Разум), неразрывно связанный с Атмой (Высшим «Я», Божественной Волей).

Продолжили встречу Леонид Нестерчук и Елена Макаревич. Они сообщили о предсказаниях Елены Петровны, которые были позже подтверждены наукой. Она говорила о существовании ДНК, вакуума, ультразвука, фотонов, квантов, о делении атома и законе сохранения энергии.

Е.П. Блаватская описала устройство Вселенной, утверждая, что это – непознаваемая пульсирующая Сущность, которая периодически бодрствует и спит. А через много лет эту теорию озвучил знаменитый физик Стивен Хокинг.

В завершении встречи Галина Миронова зачитала фрагмент книги Франца Гартмана «Приключение среди Розенкрейцеров».

Каждая тема, освещённая в течении вечера, обсуждалась присутствующими после её освещения докладчиком, задавались уточняющие вопросы.