Tuesday, 06 August 2024 08:45

Торжественный вечер, посвящённый дню рождения Л.В.Шапошниковой, прошёл в Отделении МЦР в Беларуси.

«… Нужно передать и основы Огненного опыта. Многие в конце нашего столетия будут подходить к нему, и одна из Сестёр Братства явится моей заместительницей и будет проводить Агни-Йогу в новых условиях и, может быть, более облегчённых. …»

(Отрывок из письма Е.И.Рерих Е.П.Инге
от 10.10.1954г.)

27 июля члены и друзья Белорусского Отделения Международного Центра собрались в ZOOM для того, чтобы отметить 82 годовщину со дня рождения и отдать дань уважения выдающемуся деятелю культуры, учёному, путешественнице и общественному деятелю – Людмиле Васильевне Шапошниковой.

Со вступительным словом к собравшимся обратился Председатель Отделения Георгий Васильевич Шестиреков.

Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015) является создателем музея и первым Генеральным директором общественного Музея им. Н.К. Рериха в Москве. Она была доверенным лицом Святослава Николаевича Рериха, первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, президентом Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, заслуженным деятелем искусств РФ, академиком Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ), почетным доктором Софийского университета, почетным доктором академии наук Монголии, почетным доктором Кыргызско-Российского Славянского университета, главным редактором журнала «Культура и время», индологом, философом, исследователем и популяризатором творчества семьи Рерихов, членом ряда известных международных организаций.

Людмила Васильевна Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Детство прошло в Таганроге. В 1941 году семья переехала в Москву. После окончания школы в 1945 году она поступила на Восточное отделение исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Это был осознанный выбор, а возможно и предчувствие своей судьбы. Колониальная страна Индия, считалась для молодых специалистов не перспективной. И индологов на всём курсе набралось всего четыре человека. О том, чтобы побывать за Гималаями, многие не могли даже мечтать.

В 1954-м, она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и осталась в университете на кафедре истории Индии, где по 1985 год работала старшим преподавателем, впоследствии доцентом кафедры истории Индии.

Многие годы своей обширной творческой деятельности Людмила Васильевна посвятила исследованию культуры и истории Индии, укреплению и развитию российско-индийских культурных связей. Результатом этих исследований стали не только многочисленные научные труды, но и удивительные документальные повести об этой стране и ее людях, написанные ярким, живым, увлекательным языком. В 1967 году правительство Индии высоко оценило труды в этой области Людмилы Васильевны Шапошниковой, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру.

Во время встречи собравшиеся почитали и поговорили о некоторых очерках и рассказах Людмилы Васильевны Шапошниковой, навеянных её путешествиями, связанными с изучением жизни и деятельности некоторых племён Индии.

Волков Анатолий Валентинович рассказал о беседе Людмилы Васильевны с журналистом Леонидом Репиным, опубликованной в газете «Комсомольская правда» за 13 марта 2000 года под названием «Учёная из Москвы пожила при первобытно-общинном строе».

«Самая удивительная на свете женщина из кого я встречал, – писал Леонид Репин, – это Людмила Васильевна Шапошникова – директор музея имени Н.К. Рериха, специалист по культуре и истории Индии. Она много лет провела в первобытных племенах, обитающих в джунглях Индии.

Другая жизнь началась, когда ее учитель, профессор А.М. Дьяков, обронил как бы невзначай: «А, между прочим, в Индии живет племя Тода. И никто не знает, откуда они взялись...» Этого оказалась достаточно, чтобы Шапошникова потеряла покой и устремилась в джунгли первобытных лесов на поиски. В племени, понятное дело, ее не ждали.

В беседе Леонид Репин затронул очень много вопросов о племени Тода: где обитают тода, как Людмила Васильевна добиралась к ним, как живёт племя, есть ли у них вождь и многие другие. Из рассказов Людмилы Васильевны следует, что тода живут в горных лесах и занимаются скотоводством, пасут горных буйволов. Это люди, живущие так же как их предки сотни лет назад. Это необыкновенные, замечательные люди – наивные, добрые, как дети, и такие же доверчивые. Вождя у тода нет, но есть совет племени, куда входят представители разных родов – флатрий. Эти роды живут как бы сами по себе и, сохраняя свою независимость в племени, браков между собой не заключают. У тода матриархат и сохранилась полиандрия – это такие отношения в племени, когда у женщины много мужей.

Далее Анатолий Валентинович зачитал статью Л.В.Шапошниковой «Сестра Ивам», опубликованную в журнале «Советская женщина» № 6, 1968г.

В статье рассказывается о медицинской сестре Утакамандского гопиталя Ивам Пильджин, которая спасла племя Тода от вымирания.

О племени Тода рассказали также Виктор Молош и Наталья Неровнова, опираясь на статьи Людмилы Васильевны «Амма племени Тода», опубликованной в журнале «Советская женщина», 1966, № 10, и «Иду к тода», опубликованной в журнале «Вокруг света», 1966, № 10.

Статью из книги Л.В.Шапошниковой «Австралоиды живут в Индии» «Огонь, который не обжигает», зачитала Шестирекова Людмила Михайловна.

В книге рассказывается о малоизвестных племенах Индии ― потомках древнейшего населения страны, сохранивших черты австралоидной расы. Л.В.Шапошниковой первой из советских ученых удалось посетить эти племена. В увлекательной художественной форме автор описывает их жизнь, культуру, обычаи, верования, а также своеобразную психологию и мироощущение.

В статье Людмила Васильевна говорит: «Говорят такого огня нет. А я видела и утверждаю, что есть. Я ничего не могу объяснить. Мне, пожалуй, не хватает для этого знаний. Я слышала, что на Малабаре, особенно в Вайнаде, во время храмовых праздников, важных церемоний, есть ритуал «хождения по огню». Мне говорили, что люди босиком идут по расскалённым углям и не обжигаются. Я не верила этим рассказам…».

И Людмила Васильевна посетила это племя и присутствовала при этом ритуале «хождения по огню».

Ирина Ростиславовна Альсевич зачитала отрывок из рассказа Л.В.Шапошниковой «Тайна священной трикуты».

«Город двуликого», так называется очерк Людмилы Васильевны Шапошниковой, который зачитал Георгий Васильевич Шестиреков.

«Вот уже вторую неделю, пишет Людмила Васильевна, я жила в гостинице Богини Полной Луны в не совсем обычном городе Чамба. Когда-то так называлось и всё горное королевство. Теперь королевство превратилось в округ, а его бывший раджа – в управляющего гостиницей. … В этом древнем городе в путанице узких улиц обильно цвела слива и, казалось, что розовые облачка спустились на стволы обнажённых деревьев, чтобы украсить город, где царили древние святилища и суровый Двуликий. … Мудрец, длинноволосый и задумчивый, сидел у старинного менгира. Проходившие люди почтительно здоровались с ним. Одним он отвечал, а другим почему-то нет. Однажды я прошла совсем близко от него, но не поздоровалась, потому, что не любила, когда мне не отвечают.

– Стой! – раздался повелительный голос. – Почему не здороваешься?

– Я не люблю, когда мне не отвечают, - сказала я.

– Хочешь, я тебе объясню, почему я с одними здороваюсь, а с другими нет? Садись и слушай.

Я опустилась на подвинутую мне циновку. Под цветущей сливой, стоявшей за древним святилищем, мальчик в шапочке с пером играл на флейте. Казалось, что мелодия серебряной струйкой щемящей грусти стекает с розовых цветов дерева и уходит, замирая, туда, где у дальней скалы королева в длинном плаще печально взирает на опустевшее седло каменного коня.

– Ты отвлекаешься даже тогда, когда я говорю тебе «слушай», - печально сказал мудрец. _ Тебя заворожил звук флейты Кришны, и ты уже забыла обо мне.

– Нет, что вы! – попыталась оправдаться я. – Я вас слушаю.

– Вот это и называется пустой вежливостью, в которой всегда есть ложь. Ты слушаешь флейту, а утверждаешь, что слушаешь меня. Так бывает и с теми, кто со мной здоровается. Что значит слово «здравствуй на твоём языке?

– «Будь здоров» или «желаю здоровья».

– Вот вот! – оживился мудрец. – Это очень хороший смысл. Такие слова нельзя произносить, думая о чём-то другом. Если ты мне желаешь здоровья, то должна в это время думать обо мне. Тогда твоё пожелание сбудется. А иначе важное слово превратится в пустой звук. Когда люди со мной здороваются и я слышу пустой звук, я не отвечаю. Если я слышу искреннее пожелание, я отвечаю таким же искренним пожеланием. Я думаю об этом человеке и хочу, чтобы он был здоров. Вот почему одним я отвечаю на приветствие, а другим нет. …».

В заключение вечера Афанасьева София Ивановна зачитала отдельные эпизоды из рассказов Л.В.Шапошниковой из книги «Австралоиды живут в Индии» «Барабаны, которые не звучат», «Племена на кварцевых холмах» и «Семья пророков».