Sunday, 25 August 2024 17:17

День памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой отметили в Бресте

24 августа 2022 года исполняется девять лет со дня ухода Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) – доверенного лица Святослава Николаевича Рериха, создателя и первого Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, индолога, философа, основоположника школы рериховедения, нового научного подхода, связанного с космическим мировоззрением.

В этот день в городе Бресте в зале Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк» сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк»  торжественное мероприятие, посвящённое памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Прозвучавший романс М. И. Гли́нки «Северная звезда», в исполнении Софии Ивановой (гимназия № 3 г. Бреста, вокал) и Г. Э. Гедзик (фортепиано), стал замечательным прологом этой встречи.

Во вступительном слове Анатолий Волков осветил основные вехи творческого пути Людмилы Васильевны Шапошниковой, отметил её вклад в дело изучения, популяризации и сохранения творческого и научного наследия семьи Рерихов.

Литературное творчество Людмилы Васильевны достаточно обширно, она автор 45 книг и более 500 статей, которые посвящены культуре Индии и научно-философскому и художественному наследию семьи Рерихов, а также других выдающихся представителей философии, науки и культуры. Она является основоположником новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов.

Подвиг Людмилы Васильевны всегда будет жить в сердцах людей и станет зовущим примером для многих поколений ученых, деятелей культуры и представителей общественности.

В продолжение присутствующим было показано видеовыступление Л.В. Шапошниковой с докладом «Космическая эволюция всегда идёт через человека» (видеозапись от 24.03.2008 г. из архива Международного Центра Рерихов) (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NMnr87sc5ug&t=8s ).

Продолжила встречу Наталья Неровнова, которая прочитала статью Людмилы Васильевны  Шапошниковой«Весть высших миров», опубликованную в журнале «Наука и религия» N7 за 1993 год. Приводим несколько фрагментов из этой статьи.

«Помню напоенную пряными ароматами ночь Индии, яркие звезды, запутавшиеся в странно изогнутых ветвях, казалось, нездешних деревьев, высокую, прямую фигуру с царственно поднятой седой головой старого искусствоведа, который стоял на ступеньках и что-то объяснял седоглавому. Тот же слушал рассеянно и невнимательно и искал глазами кого-то там, в ночной темноте. Потом эти глаза неожиданно остановились на мне.
– Входите, я вас ждал, – неожиданно сказал он мне, сходя со ступенек крыльца.

И я вошла. Вошла в удивительный волшебный мир, где продолжал царить дух тех двух Великих, что дали жизнь стоявшему передо мной. Вошла, чтобы больше никогда из него не уйти.

Так состоялась в 1968 году моя встреча со Святославом Николаевичем Рерихом, художником и мудрецом, младшим сыном Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Потом были и другие встречи, и каждая из них наполняла мою жизнь новым и неожиданным смыслом.

Рериховское наследие, Учение Живой Этики – Великая целостность, где каждая часть самобытна и автономна, но все вместе – единое целое. Святослава Николаевича привлекали те категории Живой Этики, опыт в познавании которых он накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и роль, ее благодатная энергия – вот что занимало, пожалуй, первое место в этом опыте.

«Невыразимая аура славы, излучаемая великим произведением – это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого про­изведения искусства»

Здесь Святославом Николаевичем сформулирована Истина, которая ставит Красоту в энергетический ряд космической эволюции, придавая ей важ­нейшую роль в этой эволюции и объясняя извечную, нередко бессознательную тягу человека к Красоте.

Изначальный поиск Красоты создал человека духовного, Великого Мастера, чья роль в космической эволюции равноценна роли тех Великих Душ, которые несли человечеству свет новых учений. Великий мастер есть проявление Высшего творчества на Земле!

В Великом Мастере, в его творчестве звучат струны нездешних миров. Ни одно явление на земле не может быть понято без этой музыки, которая скрыто присутствует в каждом из нас, слагая миры нашего духа.

«Не только внешняя форма и концепция, – говорит Святослав Николаевич, – действуют на человека, а более всего та таинственная сила, которая содержится в наиболее совершенных пропорциях, которые мы склонны называть великим искусством. Это инстинктивный ответ человека на что-то более прекрасное и совершенное, к чему стремится вся природа через свои великие эволюционные силы, заложенные в каждом из нас, в каждом проявлении жизни».

Каждое искусство время от времени, утверждает С. Н. Рерих, «пытается открыть заново или воскресить великий дух, который двигал древними, и это повторное открытие ведет к новым свершениям, завоеваниям и опять же к новому развитию». Синтез древности и современности, создавший эпоху Ренессанса, напоил своей энергией искусство Европы и продвинул вперед ее философскую мысль. Этот синтез значительно расширил границы «Священного царства Красоты». Однако вступить в это царство невозможно, если в человеке нет того чувства, которое приводит в действие эволюционные механизмы Красоты. Это чувство называется Радостью. Радость открывает в нас тот канал, который связан с духом, с той эволюционной сутью, которая движет всем Космосом. Радость и Красота, две взаимодействующие ступени эволюции, приближают человека к огненной энергии высокого духовного напряжения, энергии нового эволюционного витка. Радость надмирна, она принадлежит не только нашей Земле, но и мирам более высоких измерений.

Святослав Николаевич большую часть жизни прожил в Индии. Именно Индия подарила Святославу Николаевичу радость встреч с высокими сущностями, стоящими много выше нас на лестнице космической эволюции. В Индии их называют Великими Душами, Рерихи называют их Учителями. «Благодаря родителям, – говорил Святослав Николаевич, – я понял великие ценности жизни и имел контакты с личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения». Святослав Николаевич называет их более совершенными людьми, найти которых «может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить». В одном из своих выступлений он описывает встречу с таким Учителем. Касаясь этой сокровенной темы, Святослав Николаевич проявляет высокое чувство такта и бережности. Вера в человека, которую всегда проявлял Святослав Николаевич, представляется ему главным на «великом и царственном пути самоосвобождения».

Осмысливая значение творчества отца, Святослав Николаевич всегда отмечает одну его важную черту – тесную связь с Россией.

Русь – Индия: этот девиз встает огненным сполохом над судьбой Рерихов. Русь В Индия: это не только историческое и культурное понятие, но и энергетическое; его суть хранит эволюционную тайну. «Я всегда верил, – говорит С. Н. Рерих, – что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно...», «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле».

И еще: «Россия – это пространство будущего». Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от страданий, ни от конфликтов.

Запомнился один из моих последних визитов в Бангалор в апреле – мае 1992 года. Несмотря на некоторое недомогание, Святослав Николаевич был активен и общителен.

«Ничего не бойтесь, – сказал он. – Идите вперед не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте всегда, прежде всего о Будущем».

Встреча продолжилась просмотром музыкальной художественно-поэтической видеокомпозиции Е. Турки «В жизнь иную распахнуты двери» (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=g-H_tz28P1I&t=1s ).

В продолжении Анатолий Волков прочитал беседу с Людмилой Васильевной Шапошниковой, опубликованную в журнале «Мир Огненный» №8 за 1995 год.

« Людмила Васильевна, материалы Ваших статей, предисловий к книгам содержат много интересных наблюдений, философских обобщений, глубокий анализ современных общественно-политических процессов. Все, о чем говорится в этих материалах – это результат Ваших собственных размышлений или плод работы с архивными материалами семьи Рерихов, еще не известными нам?

– Работа с архивом имела для меня достаточно ограниченный характер. Мое соприкосновение с архивом включало работу по оценке материалов, собранных для книг «У порога Нового Мира» и «Листы Дневника».
Это, практически, весь мой опыт работы с архивом. Подготовка же статей, предисловий и других материалов есть плод чтения классических, основных книг Живой Этики, которые доступны всем, в том числе и мне.

Сами же книги Живой Этики уникальны и удивительны. Каждый раз, когда я обращаюсь к ним, то нахожу там ранее не замеченные мною слои и глубины, которые вызывают во мне мысли, не приходившие мне в голову до этого момента. Этот процесс доставляет мне истинное творческое наслаждение, в результате чего и появляются те предисловия и статьи, которые я пишу. Но я все же надеюсь, что когда-нибудь наступит время, когда я смогу поработать серьезно в нашем архиве.

В связи с этим хотелось бы спросить о планах МЦР относительно публикации материалов, аналогичных книге «У порога Нового Мира».

Сейчас архивисты работают над дальнейшей подборкой бесед Учителя с Еленой Ивановной.

Когда-то мы разговаривали со Святославом Николаевичем Рерихом в Бангалоре об архиве Елены Ивановны. И он сказал, что ее архив может «напитать целую эпоху». Теперь, когда описание архива подходит к концу, я понимаю, как был прав Святослав Николаевич.

– Имеются в виду книги Учения?

– Имеются в виду материалы Учения. Ведь Елена Ивановна делала огромную работу, когда готовила их к изданию. Она успела сделать 14 книг. Если мы посмотрим некоторые ее записные книжки, то трудности станут нам ясны. Информация шла от Учителей к ней не только в словах, но и в мыслеобразах. Поэтому фразы чередуются с рисунками. Ей приходилось все это расшифровывать и делать доступным для других. Со временем все эти материалы будут опубликованы.

В свое время Вами была предпринята экспедиция по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. Могли бы Вы поделиться впечатлениями, которые наиболее сильно врезались в память?

– Места, по которым шел путь экспедиции, удивительны и очень красивы. В них сохранилась та древняя культура, о которой тогда писал Николай Константинович. Я бы сказала, что сам маршрут – это огромный живой музей под открытым небом, где смешаны многие культуры, и разнообразные народы прошли по этим местам. В самих Гималаях есть такие горные «карманчики», которые уловили древнейшие племена и сохранили их до сих пор.

Были интересные встречи, особенно в Сиккиме. Так получилось, что у меня проводником был настоятель Тибетского монастыря – Рингу, с приставочкой Тулку, а это те, кто ведет свою родословную из Шамбалы. Когда я приехала в Гангток, то стала искать проводника для своего маршрута. Мне посоветовали обратиться к преподавателю тибетского языка – Рингу Тулку. Я встретилась с ним и попросила порекомендовать мне проводника, хорошо знающего старинные монастыри. Он согласился. А на следующий день, когда мы с ним встретились, он сам предложил пойти со мной. Я очень обрадовалась, потому что Рингу Тулку мне понравился. Тогда я еще не знала, что он настоятель монастыря.

– Общение происходило на английском языке?

– Да, общались мы по-английски, т.к. я тибетского не знаю. Рингу Тулку было всего двадцать восемь лет, но, мне казалось, что он на много веков старше меня. Мы прошли с ним весь Сиккимский маршрут Рерихов, и на­блюдая за ним я вскоре поняла, что его этические подходы отличались от наших. Вот один эпизод, который произошел в монастыре Таши-динг. Обычно, когда мы куда-то входили, Рингу пропускал меня вперед. На этот раз мы входили с ним к настоятелю монастыря, и когда, пройдя вперед, я вошла в покои настоятеля и оглянулась начал, то не обнаружила Рингу. Я поздоровалась с настоятелем и мы стали разговаривать. Через десять минут вошел Рингу. Я поняла, что нарушила этикет, потому что настоятель к настоятелю должен войти первым. Рингу не стал мне выговаривать, а опять-таки своим поведением показал, что я не права. И тогда я поняла, что соблюдение этических норм – это действие, а не слова. Мы же, как правило, все сводим к словам.

Теперь, когда я раздражаюсь или сержусь, – а избежать этого в нашей трудной жизни, к сожалению, не всегда удается, – я каждый раз себя говорю: «Помни Рингу! Сдержи обидные слова и поступи так, чтобы другой понял, что он неправ».

Возвращаясь к сегодняшним событиям, нельзя не сказать о прошедшем в марте 1995 года Совещании рериховских организаций. Оно выявило много интересного в работе рериховских обществ различных городов и регионов. Вместе с тем, в движении существует много различного рода непонимания и противоречий. В чём, на Ваш взгляд, основные причины таких разногласий?

– Здесь очень много причин, причем причин самых разных, и я пыталась об этом сказать на совещании в своем докладе. Во-первых – невысокий уровень сознания, в основном средний и ниже среднего. Одно дело – интерес к знанию, к рериховскому наследию и другое дело – уровень восприятия. Не хотелось бы сейчас говорить об этом, это целая большая проблема, она отображена в докладе.

Могу лишь сказать, что когда мы начинаем восхождение, то поднимаемся к вершине постепенно, проходя каждую ступень. Сегодня же многие стремятся перепрыгивать через ступени и терпят неудачу. Мы очень красиво говорим о единстве и общине, а сотрудничать не умеем. Только тогда, когда мы этому научимся, начнет что-то получаться. Сейчас каждый тянет в свою сторону и совершенно не думает о сотрудничестве. А сотрудничество – это необычайно широкое поле человеческой деятельности. Оно или его отсутствие начинается с того момента, когда мы начинаем говорить с человеком. Если мы стараемся его понять, значит мы на пути к сотрудничеству. Если стремимся навязать ему свою волю, свою позицию, не обращая внимания на собеседника, тогда речи ни о каком сотрудничестве быть не может. Мы должны научиться сотрудничать друг с другом. Рериховские Общества в целом также должны стремиться к этому.

– Что же дало прошедшее совещание? Каковы его краткие итоги?

– Пока в качестве итога – надежда. Надежда на то, что все, о чем говорилось, когда-нибудь превратится в действие. Слова о сотрудничестве станут сотрудничеством, слова о необходимости повышать свою культуру и вреде невежества превратятся в культурную качественную работу. Сейчас многие ограничивают себя только чтением книг Живой Этики, забывая, что эти книги есть результат развития мировой культуры. Поэтому, необходимо знать и основу, откуда все это появилось. Ведь Живая Этика концентрирует, систематизирует те достижения мировой культуры, которые дают нам возможность духовного совершенствования.

– То есть не нужно отрываться от мира, от реальности, от культурного поля жизни?

– Да, конечно, это самое главное, ведь не зря же говорят, что Живая Этика – это действие. Поэтому она и названа – Живая Этика, а не мертвое слово. А когда мы все обращаем в слова, то нужного результата нам, конечно же, не достичь.

Что же, на Ваш взгляд, сегодня самое главное в работе рериховских организаций?

– Самое главное сегодня – и это придется повторять и повторять – мы должны научиться сотрудничать. Если мы научимся этому – мы многое одолеем. Не научимся – будем разрозненны, а порою, может быть, и враждебны.

Пока этого не произойдет, ни о какой Общине говорить нельзя.

Людмила Васильевна, что бы Вы хотели пожелать журналу и его читателям?

Сотрудничества. Ваш журнал все время растет и становится, на мой взгляд, все более интересным и разнообразным, и это радует. Поэтому я желаю ему успехов и дальнейшего роста. И если те, кто создают журнал, четко представляют, для чего они его выпускают, то тогда все будет под силу.

Далее прозвучали «Ария» Б. Перголези и «Размышление» Ж. Массне́ в исполнении Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновай (фортепиано).

Продолжая встречу, Виктор Молош прочитал беседу Натальи Колесниковой с Людмилой Васильевной Шапошниковой «Наша беда в консервативности мозгов, и в этом веке их уже не исправить», опубликованную в газете «Век» №26 за 1999 год. Встреча состоялась после того, как Шапошникова в 1968 году стала лауреатом Премии Джавахарлала Неру, которая присуждалась за творческий вклад в изучение Индии. Знакомство становилось все более прочным. И взгляды Рерихов, философская система Живой Этики стали для Людмилы Васильевны тем, что она определила как «мое». Однако прошло еще немало лет постепенного погружения в глубины учения Рерихов, прежде чем на предложение Святослава Николаевича возглавить Музей Рерихов в Москве Шапошникова ответила согласием.

«Если не Вы, то кто же?» – сказал как-то Святослав Николаевич. И Людмила Васильевна поняла, что действительно в силах это организовать – и музей, и Советский Фонд Рерихов, куда будет передано наследство семьи Рерихов.

В беседе с Натальей Колесниковой Людмила Васильевна рассказала о том, как прошла маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. Почти весь маршрут она прошла в одиночку. Алтайскую часть маршрута она прошла во время отпуска. В Монголию Людмила Васильевна попала в 1974 году, когда участвовала в съемках фильма о Николае Рерихе, в Западных и Восточных Гималаях, в Малом Тибете побывала в 1979–1980 годах.

Самым важным в философской концепции Рерихов Людмила Васильевна считала связь семьи с группой индийских духовных Учителей. В сотрудничестве с ними Елена Ивановна сформулировала философскую систему – Живую Этику, которая является основой мировоззрения Рерихов, их подхода к жизни. Живая Этика – учение о Космической эволюции человечества, о человеке как части великого Космоса, учение, связанное с энергетическим мировоззрением.

Мироздание при этом рассматривается как грандиозная энергетическая система, а человек – одна из ее структур. Между человеком и Космосом постоянно идет энергоинформационный обмен.

Новизна взгляда заключается в том, что духовный путь человека, его восхождение к вершинам самосознания и путь его к контактам с Космосом замыкаются на этических проблемах. Именно нравственные, этические основы обеспечивают человеку контакт с Космосом. Этика базируется на культурном пространстве. Рерихи и их Учителя считали, что культура является одним из устоев Космической эволюции человечества. Культура – то поле, где человек становится человеком. Когда оно рушится, об эволюции не может быть и речи.

Идеи Живой Этики разделяли многие передовые российские ученые. В своих работах Бехтерев, Циолковский, Вернадский, Чижевский говорили об эволюции человека, о процессе одухотворения материи. Их открытия подтверждают, что ничего сверхъестественного в природе не существует. Есть только вещи, которые человек может или не может объяснить. Живая Этика и ставит в первую очередь задачу расширения сознания.

В 1926 году Николай Рерих привез из Гималаев в Москву Послания Учителей советскому народу – письмо Учителей и рукопись книги «Община». Тогда в Москве этими посланиями пренебрегли. Ни Космическая эволюция, ни буддийская философия, ни оценки Учителями событий в России, ни тем более их рекомендации и предостережения советских руководителей не заинтересовали.!

В Послании и в «Общине» говорилось о процессах, связанных с Духовной революцией. Учителя пытались предостеречь от страшных последствий, которые неизбежно возникнут, если в ходе социальных преобразований (которые нужны, назрели) не остановить разрушение национальной Культуры и самого Духа народа.

Говоря о творчестве Елены Ивановны и Николая Константиновича Людмила Васильевна отмечала, что супруги дополняли друг друга. Кроме интеллектуальной деятельности в их подвижнической жизни требовалась и деловая активность. Они существовали как бы два в одном. Если Елена Ивановна была эзотерической сердцевиной деятельности семьи, то Николай Константинович – экзотерической, т.е. обращенной вовне ее стороной, без чего внутренняя сторона не смогла бы реализоваться. Без Елены Ивановны Рерих не стал бы тем художником, которого мы знаем. На Женщине лежала ответственность за духовное наследие, которое нужно было передать людям, на Мужчине – реализация этой передачи. Отделять, как это делалось в советские годы, художника Рериха от философа Елены Рерих – значит резать по живому. Не зря же Рерих говорил, что под его картинами должны стоять два имени – женское и мужское.

Нельзя не оценить и огромную работу, которая проводилась Рерихом по защите культурных ценностей, «Пакт Рериха», который не утерял, наоборот, приобрел! – актуальность и в наши дни. Подтверждение тому – принятая в 1954 году Гаагская конвенция по защите культурных ценностей, разработанная полностью на основе «Пакта Рериха» 1935 года. Она подписана многими странами.

Не каждому дано заглянуть за горизонт. И не каждый способен всю жизнь к горизонту стремиться, неутомимо одолевая препятствия. «Романтическая душа и железная рабочая логика», – говорят о Людмиле Васильевне Шапошниковой ее сотрудники. Она из тех, кто всю жизнь шагает к горизонту.

В заключение памятного дня прозвучали музыкальные произведения композиции Галины Гедзик «Воспоминания» (два произведения, написанные в разные годы) и «Колыбельная» в исполнении автора. Также прозвучало переложение для скрипки и фортепиано музыкальной темы Джона Уильямса из художественно фильм «Список Шиндлера» в исполнении Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновой (фортепиано).