24 августа в ZOOM состоялась встреча друзей и сотрудников Белорусского Отделения Международной общественной организации Международный Центр Рерихов посвящённая памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой – выдающегося общественного и культурного деятеля, учёного, философа, доверенного лица Святослава Николаевича Рериха, создателя и первого Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, крупнейшего исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Со вступительным словом к собравшимся обратился Председатель Отделения Георгий Васильевич Шестиреков.
Он отметил, что получив образование историка-индолога, около десяти лет Людмила Васильевна провела в Индии. Она побывала в самых отдаленных уголках этой страны, изучая традиционную культуру малочисленных племен и народов, что привело ее к встрече с младшим сыном семьи Рерихов – С.Н. Рерихом.
Эта встреча привела её к созданию единственного в своем роде общественного Музея имени Н.К. Рериха, в основу которого было положено богатейшее художественное, научное и философское наследие этой великой семьи. Музей стал уникальным явлением, объединив вокруг высокой идеи защиты культуры, преображения жизни посредством красоты и знания, огромное количество людей во всем мире, чьи сердца отозвались на ее пламенный призыв к действию.
Весь жизненный путь Людмилы Васильевны – пример мужественного, неустанного и самоотверженного служения Истине, верности заветам своего Учителя.
Творчество Людмилы Васильевны пронизано идеями Живой Этики. Ее книги отличаются глубиной мысли, одухотворенностью научного языка, устремляют в просторы Космоса. Они помогают осознать, что именно через Культуру человек может обрести мир и найти выход из кризиса, в котором сегодня пребывает человечество.
Неизменной любовью и верой в будущее России отмечены все её высказывания. Приведём некоторые из них.
«Дорога России, страны, соединяющей Запад и Восток и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огромным духовным потенциалом, лежит на путях Духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве.
Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы, идет наступление Духа на косную материю и расширяется его поле.
Дорога России к своему Храму, к истинному Новому Миру, в эволюционном понимании этого слова, идет не через чужие обольщающие блага, а через наши души и сердца».
«Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия. <…> Россия сейчас является огромным полем борьбы старого и нового. В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение. И если хотя бы какая-то часть из нас, оторвавшись от долин материи бытия, поднимется на гору Духа, чтобы осознать самую главную сегодняшнюю реальность, значит, надежда не покинет Россию, а манящий Град Светлый обретет более четкие и реальные черты».
В продолжение встречи собравшимися был просмотрен видеодоклад Л.В. Шапошниковой «Космическая эволюция всегда идёт через человека» (видеозапись от 24.03.2008 г. из архива Международного Центра Рерихов) (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NMnr87sc5ug&t=8s ).
С первым докладом выступил Георгий Васильевич Шестиреков. Своё сообщения он построил на материалах из выступления Вице-Президента МЦР Александра Витальевича Стеценко на Международном круглом столе под названием «Л.В.Шапошникова – Вестник космической эволюции», который состоялся 24.08.2021 г.
Эта встреча в корне изменила всю жизнь Людмилы Васильевны, связав её неразрывно с наследием семьи Рерихов.
Создать общественный, а не государственный музей в стране, в которой никогда раньше не было опыта деятельности общественной культуры и никогда, за всю свою историю, не допускалось, чтобы такими огромными материальными ценностями распоряжалась общественная организация, а не государство было чрезвычайно трудно. Поэтому Людмила Васильевна столкнулась с тяжелейшими трудностями.
Сразу Людмила Васильевна почувствовала упорное сопротивление, наветы и клевету в свой адрес. Так невежество и силы тьмы отреагировали на начало осуществления в России нового этапа, связанного со строительством в России нового устоя Учения Живой Этики, необходимого для начала перехода страны на новый виток Космической Эволюции.
Тем не менее, преодолевая огромные препятствия и трудности музей был создан. Сначала на бумаге. А после распад Советского Союза и, в следствие этого, состоялось преобразование Советского Фонда Рерихов в Международный Центр Рерихов, которое произошло на конференции СФР в сентябре 1991г. Пришлось преодолеть ещё не мало трудностей, сопротивления, клеветы.
Но не смотря на все противодействия, Людмила Васильевна, благодаря своему упорству, мужеству, стойкости и организаторским талантам, смогла преодолеть все препятствия. 12 февраля 1993 года, уже после ухода С.Н. Рериха, состоялось открытие, пока временной экспозиции музея, в нескольких комнатах флигеля Усадьбы. Второе открытие временной экспозиции общественного музея, состоялось в октябре 1994 года в нижних, отреставрированных залах главного дома усадьбы. Началась научная работа популяризации Учения Живой Этики. Стали издаваться книги Живой Этики и публикации трудов Рерихов из наследия. Началась серьёзная работа популяризации идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Стали ежегодно проходить международные научно-общественные конференции, на которых рассматривались различные проблемы Живой Этики и многие другие виды деятельности, направленные на распространение миротворческих идей наследия. А 9 октября 1997 года в отреставрированных залах второго этажа главного дома Усадьбы Лопухиных была открыта постоянная экспозиция общественного музея. Это был настоящий подвиг великого служения Л.В., которая вопреки всем обстоятельствам выполнила взятые на себя обязательства и миссию, порученную ей Великим Учителем.
В продолжении встречи Наталья Неровнова прочитала статью Людмилы Васильевны Шапошниковой «Весть высших миров», опубликованную в журнале «Наука и религия» N7 за 1993 год. Приводим несколько фрагментов из этой статьи.
В статье Людмила Васильевна рассказывает о том, как произошла её первая встреча со Святославом Николаевичем Рерихом в 1968 году. А также многие другие встречи, каждая из которых наполняла жизнь Людмила Васильевна новым и неожиданным смыслом.
Рериховское наследие, Учение Живой Этики – Великая целостность, где каждая часть самобытна и автономна, но все вместе – единое целое. Людмила Васильевна писала, что Святослава Николаевича привлекали те категории Живой Этики, опыт в познавании которых он накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и роль, ее благодатная энергия – вот что занимало, пожалуй, первое место в этом опыте.
Вся статья пронизана тонким чувством Красоты, она характеризует Святослава Николаевича, как человека глубоко и тонко чувствующего окружающую действительность. Он остро чувствует эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства и ставит Красоту в энергетический ряд космической эволюции, придавая ей важнейшую роль в этой эволюции и объясняя извечную, нередко бессознательную тягу человека к Красоте.
Изначальный поиск Красоты создал человека духовного, Великого Мастера, чья роль в космической эволюции равноценна роли тех Великих Душ, которые несли человечеству свет новых учений. Великий мастер есть проявление Высшего творчества на Земле!
В Великом Мастере, в его творчестве звучат струны нездешних миров. Ни одно явление на земле не может быть понято без этой музыки, которая скрыто присутствует в каждом из нас, слагая миры нашего духа.
В один из последних визитов Людмилы Васильевны в Бангалор в апреле – мае 1992 года Святослав Николаевич сказал: «Ничего не бойтесь. Идите вперед не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте всегда, прежде всего о Будущем».
Далее выступил Анатолий Волков. Он прочитал беседу с Людмилой Васильевной Шапошниковой, опубликованную в журнале «Мир Огненный» №8 за 1995 год. Приведём некоторые фрагменты этой беседы.
«– Людмила Васильевна, материалы Ваших статей, предисловий к книгам содержат много интересных наблюдений, философских обобщений, глубокий анализ современных общественно-политических процессов. Все, о чем говорится в этих материалах – это результат Ваших собственных размышлений или плод работы с архивными материалами семьи Рерихов, еще не известными нам?
– <…> Мое соприкосновение с архивом включало работу по оценке материалов, собранных для книг «У порога Нового Мира» и «Листы Дневника».
<…> Подготовка же статей, предисловий и других материалов есть плод чтения классических, основных книг Живой Этики, которые доступны всем, в том числе и мне.
Сами же книги Живой Этики уникальны и удивительны. Каждый раз, когда я обращаюсь к ним, то нахожу там ранее не замеченные мною слои и глубины, которые вызывают во мне мысли, не приходившие мне в голову до этого момента. Этот процесс доставляет мне истинное творческое наслаждение, в результате чего и появляются те предисловия и статьи, которые я пишу.
– В связи с этим хотелось бы спросить о планах МЦР относительно публикации материалов, аналогичных книге «У порога Нового Мира».
<…> Когда-то мы разговаривали со Святославом Николаевичем Рерихом в Бангалоре об архиве Елены Ивановны. И он сказал, что ее архив может «напитать целую эпоху». Теперь, когда описание архива подходит к концу, я понимаю, как был прав Святослав Николаевич.
– Имеются в виду книги Учения?
– Имеются в виду материалы Учения. Ведь Елена Ивановна делала огромную работу, когда готовила их к изданию. Она успела сделать 14 книг. Если мы посмотрим некоторые ее записные книжки, то трудности станут нам ясны. Информация шла от Учителей к ней не только в словах, но и в мыслеобразах. Поэтому фразы чередуются с рисунками. Ей приходилось все это расшифровывать и делать доступным для других. Со временем все эти материалы будут опубликованы.
– В свое время Вами была предпринята экспедиция по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. Могли бы Вы поделиться впечатлениями, которые наиболее сильно врезались в память?
– <…> Я бы сказала, что сам маршрут – это огромный живой музей под открытым небом, где смешаны многие культуры, и разнообразные народы прошли по этим местам. <…>.
Были интересные встречи, особенно в Сиккиме. Так получилось, что у меня проводником был настоятель Тибетского монастыря – Рингу, с приставочкой Тулку, а это те, кто ведет свою родословную из Шамбалы. Рингу Тулку было всего двадцать восемь лет, но, мне казалось, что он на много веков старше меня. Мы прошли с ним весь Сиккимский маршрут Рерихов, и наблюдая за ним я вскоре поняла, что его этические подходы отличались от наших. <…> я поняла, что соблюдение этических норм – это действие, а не слова. Мы же, как правило, все сводим к словам. <…>.
– Возвращаясь к сегодняшним событиям, нельзя не сказать о прошедшем в марте 1995 года Совещании рериховских организаций. Оно выявило много интересного в работе рериховских обществ различных городов и регионов. Вместе с тем, в движении существует много различного рода непонимания и противоречий. В чём, на Ваш взгляд, основные причины таких разногласий?
– Здесь очень много причин, <…>. Во-первых – невысокий уровень сознания, в основном средний и ниже среднего. <…>
<…> когда мы начинаем восхождение, то поднимаемся к вершине постепенно, проходя каждую ступень. Сегодня же многие стремятся перепрыгивать через ступени и терпят неудачу. Мы очень красиво говорим о единстве и общине, а сотрудничать не умеем. Только тогда, когда мы этому научимся, начнет что-то получаться. <…>
– Что же дало прошедшее совещание? Каковы его краткие итоги?
– Пока в качестве итога – надежда. Надежда на то, что все, о чем говорилось, когда-нибудь превратится в действие. Слова о сотрудничестве станут сотрудничеством, слова о необходимости повышать свою культуру и вреде невежества превратятся в культурную качественную работу. <…>
– То есть не нужно отрываться от мира, от реальности, от культурного поля жизни?
– Да, конечно, это самое главное, ведь не зря же говорят, что Живая Этика – это действие. <…>
– Что же, на Ваш взгляд, сегодня самое главное в работе рериховских организаций?
– Самое главное сегодня – и это придется повторять и повторять – мы должны научиться сотрудничать. Если мы научимся этому – мы многое одолеем. Не научимся – будем разрозненны, а порою, может быть, и враждебны. Пока этого не произойдет, ни о какой Общине говорить нельзя».
Людмила Михайловна Шестирекова рассказала о «Пакте Рериха», опираясь на материалы книги Л.В. Шапошниковой «Николай Рерих» из сери «Жизнь замечательных людей», 2024 г.
Продолжая встречу, Виктор Молош прочитал беседу Натальи Колесниковой с Людмилой Васильевной Шапошниковой «Наша беда в консервативности мозгов, и в этом веке их уже не исправить», опубликованную в газете «Век» №26 за 1999 год. Встреча состоялась после того, как Л.В. Шапошникова в 1968 году стала лауреатом Премии Джавахарлала Неру, которая присуждалась за творческий вклад в изучение Индии. Знакомство с творчеством семьи Рерихов становилось все более прочным. И взгляды Рерихов, философская система Живой Этики стали для Людмилы Васильевны тем, что она определила как «мое». Однако прошло еще немало лет постепенного погружения в глубины учения Рерихов, прежде чем на предложение Святослава Николаевича возглавить Музей Рерихов в Москве Шапошникова ответила согласием.
«Если не Вы, то кто же?» – сказал как-то Святослав Николаевич. И Людмила Васильевна поняла, что действительно в силах это организовать – и музей, и Советский Фонд Рерихов, куда будет передано наследство семьи Рерихов.
Самым важным в философской концепции Рерихов Людмила Васильевна считала связь семьи с группой индийских духовных Учителей. В сотрудничестве с ними Елена Ивановна сформулировала философскую систему – Живую Этику, которая является основой мировоззрения Рерихов, их подхода к жизни. Живая Этика – учение о Космической эволюции человечества, о человеке как части великого Космоса, учение, связанное с энергетическим мировоззрением.
Мироздание при этом рассматривается как грандиозная энергетическая система, а человек – одна из ее структур. Между человеком и Космосом постоянно идет энергоинформационный обмен.
Новизна взгляда заключается в том, что духовный путь человека, его восхождение к вершинам самосознания и путь его к контактам с Космосом замыкаются на этических проблемах. Именно нравственные, этические основы обеспечивают человеку контакт с Космосом. Рерихи и их Учителя считали, что культура является одним из устоев Космической эволюции человечества. Культура – то поле, где человек становится человеком. Когда оно рушится, об эволюции не может быть и речи.
Говоря о творчестве Елены Ивановны и Николая Константиновича Людмила Васильевна отмечала, что супруги дополняли друг друга. Кроме интеллектуальной деятельности в их подвижнической жизни требовалась и деловая активность. Они существовали как бы два в одном. Если Елена Ивановна была эзотерической сердцевиной деятельности семьи, то Николай Константинович – экзотерической, т.е. обращенной вовне ее стороной, без чего внутренняя сторона не смогла бы реализоваться. Без Елены Ивановны Рерих не стал бы тем художником, которого мы знаем. На Женщине лежала ответственность за духовное наследие, которое нужно было передать людям, на Мужчине – реализация этой передачи. Отделять, как это делалось в советские годы, художника Рериха от философа Елены Рерих – значит резать по живому. Не зря же Рерих говорил, что под его картинами должны стоять два имени – женское и мужское.
В заключительном слове Георгий Васильевич Шестиреков привёл несколько выдержек из выступлений Людмилы Васильевны на совещаниях и собраниях рериховских организаций и общем собрании членов МЦР, где она говорит о некоторых проблемах в рериховском движении.
Так в своём выступлении на отчетно-перевыборном собрании в МЦР 12 октября 1996 г. Л.В. Шапошникова говорит следующее: «Для всех: и для сотрудников Центра, и для рериховских организаций - сейчас стоит проблема научиться сотрудничать, научиться понимать другого человека, научиться его слушать и слышать. И это сотрудничество - одно из условий ликвидации той самости, при которой получается, что я - главный, я - учитель и т.д. Постепенно это уйдет, и те, кто поймет, как надо жить и работать, останутся в пространстве этой деятельности…
…Основная причина состоит в проявлениях невежества участников рериховского движения. У нас есть члены рериховских организаций, которые почти не читают Живой Этики, не читают произведений Н. Рериха, а только всё время слушают. Это очень опасный отрыв от книги. Ведь энергетический процесс чтения книги - это синтез, это сопереживание, это умение найти в информационном поле каждой книги свою эмоциональную струю. Если же мы, к примеру, возьмём телевидение или лекцию, то это просто вкладывание в вас какой-то информации. Здесь теряется значительная часть и вашего выбора, и самостоятельной работы с материалом. Чужая интерпретация никогда не заменит собственных усилий по осмыслению текста. Применительно к Учению отрыв от книги приводит к незнанию его фундаментальных основ...»
А выступая на собрании Рериховских организаций 12 октября 1997 г. Л.В. Шапошникова снова говорит о сотрудничестве. Здесь она отмечает: «Это очень хорошо — уметь сотрудничать. Большинство же рериховцев и людей, даже связанных с МЦР, этого не умеют. Каждый сам по себе. Каким образом можно исправить это положение?
Сотрудничество может идти только через работу и труд. Нет абстрактного сотрудничества. Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете и не трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания - это труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир - мир рукотворчества, как пишут в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших свершений, нашего совершенствования и продвижения всего нашего мира…».
Завершая встречу Георгий Васильевич поблагодарил всех участников за участие и внимание и пожелал всем удачи и успехов на нелёгком пути нашего совершенствования.