5 октября 2024 года исполнилось 79 лет со дня ухода с земного плана Елены Ивановны Рерих (31.01/12.02.1879-05.10.1955), великой русской женщины, выдающегося философа, мыслителя, ученого, просветителя. Она была духовным сердцем семьи, её светлым гением, путеводной Звездой и ведущим наставником. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили теплоту, трудолюбие и мудрость Елены Ивановны.
В этот знаменательный день в городе Бресте в художественном зале Культурно-просветительского общественного объединения «Маяк» сотрудниками этого объединения и сотрудниками ОМОО «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь было проведено торжественное мероприятие, в рамках которого присутствующим была предложена презентация изданной в 2024 году книги Л.В. Шапошниковой «Николай Рерих».
Со вступительным словом к присутствующим обратился Анатолий Валентинович Волков. Он отметил, что 2024 является юбилейным для семьи Рерихов. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.
К 110-летию со дня рождения Н.К. Рерих была издана книга «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей», авторами которой были П. Беликов и В. Князева. В настоящем, 2024 году, также в серии «Жизнь замечательных людей» была издана книга «Николай Рерих». Автором книги является Людмила Васильевна Шапошникова – российский индолог, философ, писатель, общественный деятель, основоположник школы рериховедения, лауреат Международной премии имени Дж. Неру, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель и генеральный директор общественного Музея Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Книга «Николай Рерих» является переизданием первой книги трилогии Л.В. Шапошниковой под названием «По маршруту мастера», которая вышла там под названием «Мастер».
В книге Л.В. Шапошниковой «Николай Рерих» освещены основные вехи жизненного и творческого пути Николая Константиновича Рериха – выдающегося деятеля русской и мировой культуры, художника, писателя, ученого, путешественника, крупного общественного деятеля.
С перовой частью книги, которая называется «Вехи», слушателей познакомил Анатолий Волков. «Пролог книги, – отметил он, – начинается словами: «Вперёд! Не останавливаться! Не останавливаться! Осторожно, не оступитесь! Вперёд! Вперёд!». Это было описание сложнейшего маршрута экспедиции Рериха через великие соляные болота Цайдама. Под слоем наносной почвы ощущалась бездна древних болот. Это было гиблое место. Останавливаться было нельзя. Караван, остановившись, мог погибнуть.
В промёрзшей тёмной комнате хлеб, напоминавший замазку, пластинка столярного клея, на которой отпечатались следы зубов, и написанные детской слабеющей рукой слова: «Все умерли, осталась одна Таня». Поражает. Это про блокадный Ленинград 41-42 года. Это была победа безоружного человеческого Духа над вооружённым врагом. Люди доказали, что нет на планете ничего сильнее Духа и Культуры.
И вот уже смена декораций и появляется новая картина. Царь-мечтатель Пётр строит город. Он много путешествовал, много видел и всю заморскую красоту он решил воплотить в этом городе. Город на долгие годы станет сердцем России.
Снова возникает новая картина о прибывшей в город легендарной личности – графе Сен-Жермене. В Индии его называли Махатма – великая душа. Время формировало Культуру города. 25 декабря 1825 года декабристы вышли на сенатскую площадь. И как ни странно все эти события и эти знаки были соединены какими-то таинственными нитями, шедшими через пространство и время с жизнью человека, который появился в конце 19 века. Это был Мастер. Мастер мог появиться только в этом городе.
Во второй главе из документов мы узнаём, что Мастера зовут Николай Константинович Рерих. Уже в детстве он начинает заниматься раскопками древних курганов учится в гимназии К. Майя на Васильевском острове. Рисовать стал очень рано. Мир живший в нём рождал образы, они требовали своего выражения. Его очень точное выражение «человек зазвучал».
В 1893 году поступил на юридический факультет Императорского С. Петербургского университета и Императорскую Академию художеств. Конкурсная дипломная работа «Гонец» принесла ему известность. В 1899 «Сходятся старцы». В 1900 «Поход». В 1903 году совершил поездку по старым древним городам (78) этюдов. В 1906-1909 принимал участие в декорации храмов. Создаёт мозаичные эскизы. В1908 году создаёт эскизы для балета «Снегурочка». Появляется цикл картин, посвящённых Сергию Радонежскому. Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает, вскрывает их жизненность. Его, как и Сергия, отличала широта исторического мышления. Оба они инок и художник считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве и первоосновой всему.
В юности Рерих писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность – годы спустя они сбывались в его жизни. В сказке он рассказывал о царевне, которая предпочла простого певца знатным и богатым женихам. Сделав такой выбор, царевна понимала, что на одних песнях не проживёшь. Она спросила певца, что он может ещё дать ей. Певец пообещал царевне веру в себя. Хочу веру в себя. Хочу идти далеко. Хочу с высокой горы смотреть на восход сказала царевна. В последствии в жизни Н.К. так и случилось. Е.И. отказала богатым женихам и вышла замуж за художника Рериха. Очерк «40 лет не малый срок... творили вместе».
Весной 1913 года Рерих оказался в Париже. Там произошла встреча с Голубевым (востоковедом). Рерих рассматривал его коллекцию из Индии. Эта встреча будет отправной устремления к Индии. Путь был определён. Зовущий трубил и осталось только написать ещё одну, но самую главную сказку. Сказку жизни, которая чудеснее всех сказок.
В 1917 году у Николая Константиновича развилась болезнь лёгких (ползучая пневмония). Он пишет завещание. Врачи ему советуют другой климат – Финляндию. Он едет с семьёй в Сердоболь. Завещание завершало собой круг его жизни и как бы подвело черту над ней. Но как выяснилось потом, первый круг перешёл во второй, а остров оказался и концом и началом. Концом первого круга и началом второго. В феврале 1917 года рухнуло самодержавие. В 1918 году Финляндия отделилась от России и закрыла границу. Рерих понимал, что из России в Индию не попасть. Обе страны Индия и Россия жили в нём в гармоничном единстве. Здесь Николай Константинович пишет картины: «Ждущая», «Ждут», «Ещё не ушли», «Вечное ожидание». Всё определённее в нём звучал зов. Здесь он пишет много стихов. Поэзия Рериха была неотъемлемой частью его картин.
Семья Рерихов уехала из Финляндии в 1919 году. Перед этим были выставки картин Николая Константиновича в Швеции. Затем Лондон, Нью-Йорк, Париж. С 1919 до 1923 года время было сжато до предела. Старый мир проходил испытание на прочность и не всегда выдерживал это испытание. Своей стартовой площадкой для поездки в Индию он избрал Англию. Индия была её колонией и оттуда легче было попасть в Индию. В Лондоне произошла встреча с Рабиндранатом Тагором. В это время Рерих пишет серию картин «Сны востока». А позже «Мечты мудрости». Будто из тумана появлялись звонкие. непривычные имена: Аллал-Минг, Ишвара, Джул-Кул, Кут-Хуми. Казалось оживали мудрецы и риши. Жизнь превращалась в сказку писал Рерих. Зазвучали стихи. Стихи «Ловцу входящему в лес» завершили цикл. Будто история чьей-то жизни была изложена в этих стихах мудрым сказочником забывшем о времени. Но время существовало и имело свои сроки. И когда сроки подошли, на пороге появился Вестник. Он пришёл на заре. Он трижды постучал в дверь и ему открыла женщина. За спиною вестника простирались горы. «Светлеет восток. Нам пора». 17 ноября 1023 года от пристани марсельского порта отчалил пароход «Македония». Все четверо Рерихов находились на его борту. Протяжный гудок и корабль взял курс на Бомбей.
С первыми четырьмя главами второй части книги «Меч мужества» познакомила присутствующих Наталья Неровнова. Эти главы посвящены встрече семьи Рерихов с Учителями Мудрости. В ней описаны таинственные священные знаки, сопутствующие на жизненном пути семьи и одно из важных эволюционных свершений всей жизни Рерихов – Центрально-Азиатская экспедиция.
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха крупнейшая в 20 столетии стала главным свершением его жизни. Это путешествие состоялось с марта 1925 года по май 1928 года: Кашмир-Ладакх (Лех) – Китайский Туркестан (Хотан) – и после двухмесячного пребывания в Москве – Алтай – Монголия – Тибет – Сикким (Дарджилинг). Мо такому маршруту не проходил ещё ни один исследователь Центральной Азии. Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, а также открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги Сердце Азии, Алтай-Гималаи, создано несколько сотен картин. Далее Наталья Неровнова рассказала о картинах Н.К. Рериха, написанных в период Центрально-Азиатской экспедиции.
Захарова Т. С., магистр культурологии БГУКИ, осветила три главы книги второй части книги. Глава «Вдохновенных иероглиф» заставляет задуматься о том, как хранится знание на Востоке и как научные знания Древнего Востока повлияли на формирование направлений научных исследования Запада. Рерих принадлежал к тем учёным, которые считали, что существует единый источник знания и он находится в Гималаях. В двух последующих главах Л.В. Шапошникова раскрывает основу научной концепции Н.К. Рериха изучения культур народов Центральной Азии во время Центрально-Азиатской экспедиции. Главной задачей, которую ставил Н.К. Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции – поиск животворящих элементов единства различных культур. Он рассмотрел такие вопросы, как роль кочевых племён в формировании культур более древних народов, памятники архитектуры и особенности быта, которые были идентичны для народов, не знающих о существовании друг друга. В книге можно найти ответы на многие вопросы, благодаря исследованиям творчества Н.К. Рериха автором. Также ряд легенд, отображенных в сюжетах картин Рериха, его дневниковых записях стали реальностью на маршруте этой грандиозной экспедиции.
Рерихи соприкоснулись с иным знанием, нежели знание Западных ученых. Умение принять знание Востока и применить его помогло экспедиции выполнить поставленные задачи и в 1926 г. передать серию картин «Майтрейя», написанную Н.К. Рерихом на маршруте, вместе с дарами Великих Учителей Востока правительству Советской России в Москве. Читатель сможет самостоятельно погрузиться в различные темы исследований Н.К. Рериха, т.к. в книге даются ссылки на работы авторитетных учёных, или просто совершить путешествие и раскрыть тайну, что же такое «история помимо историков».
Третья часть книги Дозор повествует о творчестве Н.К. Рериха по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции.
С первой и второй главами «Кулута» и «Любопытное дело» третьей части книги познакомила Валентина Пейганович. В главе «Кулута» сообщается о том, что в конце 1928 года, по завершении Центрально-Азиатской экспедиции, караван с грузом направился в долину Кулу или Кулута, расположенную в западных отрогах Гималаев на пути к Тибетской границе.
В долине Кулу текла своя жизнь, уходящая корнями в глубокую древность. По берегам бурного Беаса возвышались деревянные храмы, в которых поклонялись местным богам, на праздниках танцевали пророки и кричали о будущем. В храмах Кулу хранились священные реликвии, в главном храме стояла статуя императора Акбара. Через долину шли древние караванные пути в Тибет, Китай, Индию черед Гоби на Алтай. На Восток – Тибет. На Запад – за хребтами Кашмир, Памир. На юг – равнины Индии. По этим путям когда-то шли волны переселенцев, оседали в долине на её плодородных землях. Строили храмы, молились богам, смешивались с местным населением. Долина удерживала и хранила культуру пришельцев.
К семье Рерихов в Наггаре относились почтительно, с уважением. По праздникам к воротам приносили цветы и фрукты. Надевали цветочные гирлянды на Большого Господина и Большую Госпожу.
В Кулу остро ощущалась странная близость Заповедной Страны. Люди хранили память о Риши, Великих Мудрецах и Великих Душах. Здесь звучали баллады о Гесэр-хане, легенды о Падма Самбхаве. Лахульцы показывали пещеру, где жил учитель Миларепа. Приводили к узким проходам, где когда-то обитали легендарные наги. Здесь сосредоточено всё, чем богаты Гималаи. Работа предстояла огромная!
Галина Борушко осветила третью и четвёртую главы третьей части книги. Третья глава «Урусвати» посвящена деятельности Института гималайских исследований.
В 1928 г. В Индии, в далёких Гималаях Рерихами был основан институт исследований, который назвали «Урусвати», что означает – «Свет Утренней Звезды». В институте собирались лекарственные травы, создавались ботанические и зоологические коллекции, велись археологические раскопки, переводились на другие языки редкие тибетские источники, изучались местные обычаи.
Основной вид деятельности института был подвижнический – экспедиции по Гималаям и не только. Также велось сотрудничество с другими научными институтами разных стран. Среди них – русский институт, возглавляемый Н.И. Вавиловым. До последних дней Николай Иванович Вавилов получал из Гималаев необходимые ему образцы и семена редких растений. Вавилова интересовали древние очаги культурных растений, а Николая Константиновича Рериха – древние очаги цивилизаций. Это было тесно связано между собой.
В ходе Центрально-Азиатской экспедиции по Монголии и Тибету 1926-1928 г.г., затем 1934-1935 г.г., проведя много раскопок и исследований, Николай Константинович приходит к выводу, что пустыни – это болезнь Земли, но так было не всегда. Развалины древних городов говорили о том, что в пустыни превращался цветущий некогда край. И сделали это люди. Значит, человечество тоже было больно. Но болезнь можно и нужно лечить. Именно это и делал Николай Константинович своими трудами, картинами, в которых отражал красоту и величие гор, силу Духа человека! Горы жили, дышали, звучали, звали и вдохновляли на подвиги. В картинах Николая Константиновича заложен великий смысл и напутствие человечеству. Более четверти века трудились в институте «Урусвати» все четверо Рерихов: Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Трудились они для всего человечества, но прежде всего для своей Родины, для России.
Четвёртая часть «Знамя мира» посвящена проблемам мира и войны, проблемам сохранения культурных ценностей в годы вооружённых конфликтов.
Николай Константинович очень много размышлял о мире и войне. Он знал, что если людей в годы войны хоть как-то охранял Красный крест, то памятники культуры были не защищены. Война уничтожала материальную основу Духа. Миру нужен был мир, не только соглашение о неприкосновенности памятников культуры. Иначе исчезнет красота, потеряет смысл культура, бездуховность возьмёт верх. Земля болела не только пустынями, съедавшими плодородную почву. Пустыня наступала и на человеческий дух. Ибо планета и человек тесно связаны и влияют друг на друга в своём космическом странствии. Многие не хотели этого видеть. Ни Знамя Мира, ни отдельные группы людей не могли предотвратить войны. Для этого требуются усилия всего человечества. В своих публикациях Николай Константинович призывал к этим усилиям. На его картинах с 1931 г. вновь появляется Земля Славянская, Святой Сергий, Святая Защитница, Зная Мира – три круга – прошлое, настоящее и будущее – в круге вечности.
Знак Знамени Мира горел и на короне Мадонны с младенцем в триптихе «Жанна Д’Арк». Через несколько лет после создания полотна Николай Константинович напишет: «Каждый человек несёт ответственность за мир во всём мире. Никто не имеет права сжигать Жанну Д’Арк». Эта мысль красной нитью проходит через все его работы, показывая единство времени, пространства и действий. Великий смысл заложен в этих словах. Именно Жанна Д’Арк своей короткой и яркой жизнью показала всю силу и величие человеческого духа. Те, кто жгли Жанну Д’Арк, сжигали мир и всё человечество. «Никто не имеет права…»
Размышления, статьи, картины… Этого было недостаточно. Нужны действия. И Николай Константинович предложил пакт, который в последствии назвали «Пакт Рериха». Идею поддержали все, кому был дорог мир и ценности человеческой культуры. В 1935 году в Вашингтоне, в Белом Дома Пакт Рериха был подписан. В апреле 1954 года в Гааге была принята конвенция «О защите культурных ценностей», которая дополняла Пакт Рериха. Её подписал и Советский Союз. Конвенцию подписали 56 государств. Но того, кто поднял Знамя Мира, уже не было в живых… Однако, такие как он продолжают жить вечно. В этом особенность Великого Духа.
Содержание пятой и шестой глав «Весть Тирону» и «Весна священная» третьей части книги передала Галина Миронова. В пятой главе затрагиваются сложное состояние военного периода. В 1936 году Н.К. Рерих понял неизбежность Большой войны. Возник союз Германии и Японии, Франко стал душить Испанскую Республику, и Рерих назвал этот год годом Армагеддона, по имени той Великой Битвы, которую пророчили человечеству древние писания.
В 1936 году Николай Константинович написал картину «Армагеддон». Он изобразил объятые пламенем башни и стены старинного города и людей, уходящих из этого раскалённого ада. Потом он повторил её в 1940 году и в 1941-м. А изображение на картине станет реальной жизнью. Вся Европа превратиться в единый пламенеющий город.
«Планета больна», – писал Николай Константинович. Свастика под Берлином, мерная поступь тяжёлых солдатских сапог, костры из книг, учёные и писатели за проволокой концлагерей, разрушение Культуры, унижение человеческого достоинства. Рерих считал Армагеддон всеохватной битвой Света и тьмы в преддверии Нового Века. Война была лишь одним из её эпизодов.
В 1936 году Николай Константинович пишет очерк «Оборона». «Защита Родины есть и оборона Культуры», – писал он, – «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, мы будем оборонять».
Его угнетала практическая оторванность от Родины. Но он стоял на Дозоре и не мог покинуть его. В 1938 году Николай Константинович написал картины «Тревога» и «Тьма». В начале 1939 появилась картина «Башня ужаса». На ней массивные каменные своды старинной башни. В башне шесть человек. Они стары и согнуты, у них седые волосы и бороды, темные длинные одежды. Позы их выражают глубокую печаль, которая подрывает человеческие силы и разъедает душу.
Катастрофа надвигалась на весь мир, но самое жестокая судьба в ней суждена Родине Рериха. И её тема набирает силу в полотнах. Возникают «Древний Новгород», «Древний Псков», темнеют рубленные стены «Сергиевой пустыни», держит в крепких руках плуг «Микула Селянинович». Поднимается над клубящимися облаками, достигая боевым шлемом вершин снежных гор, «Святогор». Всё, что там было изображено – помогало отстоять ценности культуры России, её высокий дух, сильные рабочие руки, грозные боевые шлемы.
Он пишет картину, которая называется «Тревога». От Гималаев спешили Вестники. Они шли через 40-й год. Шли по его полотнам. Шли в действительности.
В июне 1940 года Рерих пишет очерк, который называется «Не замай!». Очерк кончался словами: «...Народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины».
Рерих пишет «Весть Тирону». Он вспомнил Федора Тирона, одного из первых христиан, живших во времена римского императора Диоклетиана. Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению. То, что случилось в IV веке, напоминало происходившее в XX. Мощеный двор, остроконечные башни и зубчатые стены. Посреди двора – человек. Из-за каменной стены прилетела стрела. К стреле привязан кусок красного шелка – знак войны и знак беды.
Рерих продолжал писать. На своих полотнах он писал историю войны, слагавшуюся на полях России. Поднимались из глубин пещеры закованные в латы воины. «Богатыри проснулись», «Александр Невский», «Огни победы», «Сергий-строитель».
Весну 1941 года он назвал «особой». Картины этого периода были связаны с наступающими событиями. «Ковка меча». На фоне кроваво-багрового неба защитник Гесэр-хан натягивает тугую тетиву. Зловещая красная комета, предвестница бед и несчастий, прорезает темный небосвод. «У Дивьего камня неведомый старик поселился» («Отшельник»). Неведомый старик напоминает теперь Дозорного. «Ждущая». Ждет женщина. Одна. «Слепой» мечется среди домов, не понимая, что происходит. Недоуменно глядит Тирон на стрелу со знаком войны. Тревога, тревога, тревога. Слепой не хочет открыть глаза. А Тирон не хочет верить. В этом была заключена правда. На Родине не хотели верить в войну и нападение.
Картину «Весна Священная» Н.К. Рерих написал весной 1945 года. Хотя на ней существовала иная жизнь, она была связана с тем, что произошло в 1945 году.
Ярко-зеленые весенние холмы стояли на берегу синего озера. Небо было по-весеннему высоким и прозрачным. Желтыми огоньками горели одуванчики. На вершине древнего святилища, выложенного темными замшелыми камнями, девичий хоровод исполнял свободный и самозабвенный танец. Танец радости.
Светились венки на головах танцующих, весенний теплый ветер трепал подолы длинных белых платьев, расшитых красной каймой. Сидящие тут же, на пригорке, мужчины играли на свирелях. Во всей картине царило настроение приподнятости и радости. Радостными были яркие весенние краски, радостным был танец, радостной была мелодия, лившаяся из тонких свирелей.
Весна 1945 года была тоже радостной, она была весной Победы. И хотя горечь потерь и утрат омрачала эту радость, но радость не сникала под ее бременем.
Большая Война закончилась в Берлине. Ночь на 1 мая 1945 года в Берлине – Ночь Апокалипсиса… 2 мая Берлин пал. Мир праздновал Победу.
«Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце. Русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения».
В своих публикациях Рерих писал о победах Советской Армии. Он считал, что эти победы являются самыми главными во всей Большой Войне. Теперь в своих полотнах он отражал историю Войны по вполне реальным вехам.
Над Сталинградской битвой поднимался «Ангел последний». Он стоял над горящим городом. Его меч был обнажен. Когда последние колонны немецких солдат выходили из окружения, Рерих создал полотно, которое называлось «Победа».
Русский воин в латах и остроконечном шлеме стоял с обнаженным мечом над поверженным драконом. Затаились в зимнем заснеженном лесу «Партизаны». Полмиллиона солдат в болотного цвета мундирах, сражавшихся под знаменем перевернутой свастики, полегли под Курском. Курская битва многое изменила в войне, но не кончила ее. Война продолжалась. Продолжал работать и Николай Константинович. Он не только писал очерки, выступал по радио и создавал картины. Он устраивал выставки, распродавал свои картины. Он направлял средства на танки и самолеты.
Неутомимо строил мосты будущей дружбы между двумя великими странами, СССР и Индией. Николай Константинович писал: «…Санскрит и русский язык, сколько в них общего!» Он мечтал о советских археологических и этнографических экспедициях в Индию.
Николай Константинович звал русских ученых заняться поисками общих истоков индийской и славянской культур. «Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает». «Весна священная» повернула судьбы обоих народов. Одному она принесла победный мир, другому – независимость. Тому, кто начал Большую Войну и стоял во главе похода тьмы, она принесла заслуженную погибель:
Николай Зубко осветил содержание завершающей седьмой главы «Завет Учителя» третьей части книги, которая затрагивает ключевые вехи творческого пути Николая Константиновича.
Вспоминая об отце, Святослав Николаевич Рерих говорил: «День его начинался очень рано – он вставал в 5 часов утра и приступал к работе над картинами. Если же были другие задания, он включался в жизнь текущего дня. <...> Николай Константинович не торопился, не суетился, всегда работал размеренным темпом. Например, когда он писал, то писал медленно, но мысль его была так с гармонизирована со скоростью писания, что он излагал законченную мысль без какой-либо поправки или оговорки. Когда он создавал свои картины, то у него были определенный план и ритм… <...>, и он ему строго следовал. Он никогда не торопился, но всегда поспевал все сделать и поспевал сделать гораздо больше, чем другие, которые торопились как можно быстрее что-то написать или что-то сделать.
У него, так же как у Елены Ивановны, не было светской жизни, эта жизнь их совершенно не интересовала, поэтому они не тратили время впустую. С самого утра и до позднего вечера их день был занят полезной работой. Днем были встречи, которые входили в орбиту общественной жизни отца; он делал также свои записи, в перерыве слушал музыку – это его освежало – и затем до позднего вечера продолжал свою работу. И так всегда его день был полностью занят кипучей творческой деятельностью.
Когда он путешествовал, то был вынужден отрываться от налаженной работы. Путешествия физически были очень трудными, хотя и очень интересными. Когда Николай Константинович прибывал на стоянку, то, пока разбивали лагерь, он немедленно садился записывать свои впечатления. Таким образом, у него день никогда не был потерян, и благодаря этой замечательной дисциплине он смог оставить такое богатое наследие».
Богатое наследие сложил подвижнический труд. Жизнь Николая Константиновича была особая и удивительная. Она напоминала спираль, каждый виток которой поднимался выше предыдущего. Это была спираль Восхождения, в которой не было ни срывов, ни падений. Каждый виток, начиная с первого, уже содержал нечто целое, принципиально неизменное, содержал изначальную программу его жизни в ее главных направлениях. Следуя этой программе, Рерих тем не менее не скользил по ней плавно, поднимаясь на следующую высоту. Он делал творческое усилие, рывок, чтобы перейти на более высокую орбиту следующего витка, за которым стояло уже иное качество его труда. Каждый виток повторял предыдущий, но отличался от него новой достигнутой высотой. Так уходит вверх космический корабль, меняя орбиты и устремляясь все выше к неведомому.
Николай Константинович всю жизнь стремится к совершенству. Такое стремление – действительный вклад каждого в общее дело человеческой эволюции. Так считали Великие Души, те, которые его учили и у которых он учился. Великие Души говорили о Живой Этике, в которой так нуждалось современное человечество, стоящее на пороге Новой Эпохи.
«Н.К. всегда думал, что в конце концов главная задача жизни – это самоусовершенствование. <...> Он считал, что его творческая жизнь, его искусство – это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось» – напишет о нем его сын Святослав Николаевич.
На склоне горы, чуть пониже виллы, там, где был разложен кремационный костер, поставили камень серого гранита. «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжение на сем месте 15 декабря 1947 года. Ом Рам», – гласила надпись на камне. Камень был повернут на север. Туда, где за Гималаями начиналась Родина. Он умирал с мыслью о ней. И Завет им оставленный, был посвящён Родине:
«Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необьятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познавание чужих стран лишь приведёт к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские дарованы этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшениям жизни. Где нарождается красота, там придёт и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познаётся и мир всего мира. В Мире идёт строительство и светлое будущее. А где постройка идёт, там все идёт. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюби. Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идёт Строитель! Идёт народ русский!»
В завершение мероприятия от имени Отделения МОО «Международный Центр Рерихов» библиотекам Культурно-просветительского объединения «Маяк», Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина и Брестского государственного технического университета, были подарены книги «Николай Рерих», изданные Международным Центром Рерихов в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ. Книги были переданы представителям этих учреждений.