4 октября 2024 года в Лидском историко-художественном музее в Лидском замке, в одном из древнейших памятников оборонительного искусства 14 века, открылась выставка репродукций работ Николая Константиновича Рериха "Жемчуг исканий", посвященная 150-летию со дня его рождения. Выставку предоставило Отделение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь.
Для размещения экспозиции был предоставлен 6 ярус башни Гедимина, посвященный археологии.
Открыла выставку научный сотрудник ГУ" Лидский историко -художественный музей" Дроздова Светлана Станиславовна. Она рассказала, что Н.К.Рерих был художник, написавший более 7 тысяч картин, путешественник, который написал множество мудрых книг, учёный, философ, археолог, общественный деятель, который заложил основы международной правовой системы охраны культурных ценностей. В 1935 году он стал инициатором подписания международного договора об охране культурного наследия во время войн и в мирное время - Пакта Рериха. Его принципы и нормы нашли отражение в Конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия человечества. Одним из важных таких международных документов является Пакт Рериха, главной идеей которого является Мир через Культуру.
Далее слово предоставили директору ГУ "Лидский историко -художественный музей" Хотянович Наталье Александровне. Она напомнила о выставках, которые проходили в Лидском музее, особенно о выставках подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов из собрания Центра - Музея имени Н.К. Рериха в Москве. У нас состоялись две выставки, сказала она, в 2015 году и в 2022году и поблагодарила Кострову И.И. за организацию и проведение выставок. Огромное количество людей посетило выставки. Николай Константинович считал, что важнейшее значение Пакта Рериха просветительское.
Наталья Александровна высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве с Отделением МЦР в будущем.
После этого С.С.Дроздова представила Ирину Игоревну Кострову – представителя Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь из города Лида. Именно она, от имени Отделения МЦР, является идейным вдохновителем и организатором выставки "Жемчуг исканий". Она рассказала, что особая страница в жизни Н.К.Рериха начинается со встречи в 1899 году с будущей супругой Е. И. Шапошниковой. Она стала вдохновительницей, ведущей и единомышленницей художника, "другиней" и "Ладой". Рерих признавал, что многие картины – результат их совместного творчества и должны быть подписаны двумя именами – мужским и женским.
Николай Константинович посвятил Елене Ивановне глубоко символические картины. Одна из таких картин, которая называется "Ведущая", экспонируется здесь на выставке. Здесь сказано о высокой миссии женщины. Самое важное у Н.К. Рериха, сказала Ирина Игоревна, – это Культура. Он говорил: "Об искусстве ли думать? Да, именно об искусстве нужно думать во все времена жизни и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий." Сейчас совсем незаметно вытесняется из нашей жизни настоящее искусство и новое поколение приучают восхищаться откровенным безобразием, которое вползая в сознание, постепенно наполняет собой самые разные сферы нашей жизни.
Далее Светлана Станиславовна предоставила слово Председателю Отделения Международной Общественной организации "Международный Центр Рерихов" в Республике Беларусь Шестирекову Георгию Васильевичу.
Георгий Васильевич коротко рассказал о творчестве Н.К.Рериха и его жизненном пути и провёл экскурсию по выставке. При этом он обратил внимание на тот факт, что в каждой работе Николая Рериха, в отличие от работ многих выдающихся художников с мировыми именами, заложена глубокая философская мысль и в своём рассказе особое внимание обратил на некоторые работы Н.К.Рериха.
Так в работе «Жемчуг исканий» мы видим на небольшой площадке, поднятой в заоблачные выси, – Учитель и внимающий ему ученик. Над ними, за морем облаков, сияет Гора Пяти Сокровищ. В руках Учителя нить жемчуга, которую он внимательно рассматривает.
Восточная традиция представляет эволюцию человека в виде жемчужного ожерелья, каждая бусина которого есть одно из его жизненных проявлений. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме – и это длительный процесс. Человек, преодолевая жизненные испытания, обретает новые качества, и сущность его постепенно становится сияющей, как переливчатый блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика.
На картине «Ведущая» девушка ведет юношу вверх по горной тропе, над бездонными пропастями, так и в жизни для Рериха женщина – и мать, и вдохновительница мужчины в жизненной борьбе, лучший друг его помыслов, соратник, носительница мира и красоты. В женщине больше развиты сердце и чувствознание, или духовные возможности, потому не случайно учения Востока называют грядущую космическую эру Эпохой Матери Мира или Женщины.
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему.
Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги».
Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.
Не меньший интерес вызывает и картина Николая Рериха «Голубиная книга». Эпизод на картине представлен так, как легенда повествует о нем. Темная грозовая туча нависла над средневековым русским городом, перед собором лежит огромная открытая книга. Около нее стоит седобородый царь, и передает мудрость ее «православному народу», собравшемуся вокруг великой Книги.
По легенде Святая книга упала на землю из грозовой тучи. Она была «и не малая, не великая: долины книга сороку сажень, поперечины двадсяти сажень». Сотни христиан от царей и князей до простого люду пришли посмотреть на книгу, но никто не отваживается дотронуться до нее. Только мудрейший царь Давид Евсеевич, приблизился к ней. Она раскрылась, открыв ему слово Божие. Затем и князь Володимир Володимирович подошел к книге и попросил царя Давида прочесть и объяснить Божьи деяния, чтобы понять, как сотворил он землю, прекрасное солнце, луну, звезды и прочее. Но мудрый царь ответил, что не может прочесть Святую книгу, потому что она слишком велика. Он не может удержать ее в руках или положить на аналой, но наизусть может прочесть слово Божье: «Земля начала быть по Божьей воле; Прекрасное солнце – лик нашего Господа Иисуса Христа; луна – Его грудь, а многочисленные звезды – его Божественное одеяние…».
С живым интересом слушали посетители выставки рассказ о картинах Николая Рериха и пытались понять суть изображённого на картинах.
Далее слово было предоставлено члену Отделения МЦР Шестирековой Людмиле Михайловне. Людмила Михайловна рассказала о том, что в настоящее время наука всё больше и больше интересуется творчеством семьи Рерихов и конкретно его философской составляющей. В качестве такого последнего примера Людмила Михайловна рассказала о том, как с 28 июля по 2 августа 2024 года в селе Усть-Кокса (Республика Алтай) прошла VI Международная научно-практическая конференция «Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», посвященная 150-летию Н.К.Рериха и 100-летию экспедиции.
Организаторами конференции выступили Уральское и Сибирское отделения Российской академии наук, Правительство Республики Алтай, Российский центр научной информации (РЦНИ), Русское географическое общество (РГО), МОО «Центр Культуры «БЕЛОВОДЬЕ» (организатор первых пяти конференций), ряд муниципальных, образовательных, культурных и общественных организаций.
А всего в научном форуме приняло участие 146 специалистов из 20 субъектов Российской Федерации, а также из Китая, Беларуси, Узбекистана. Очно участвовали 5 академиков и 2 члена-корреспондента РАН. Был заслушан 41 устный доклад участников из Оренбурга, Владивостока, Екатеринбурга, Барнаула, Москвы, Усть-Коксы, Горно-Алтайска, Читы, Самары, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Сочи, Омска, Ташкента, Красноярска, Томска, Пекина, Минска, Ярославля, Наггара, Новокузнецка.
В заключение мероприятия представители Отделения вручили директору музея Хотянович Н.А. – журнал "Культура и время", научному сотруднику музея Дроздовой С.С. – журнал "Культура и время", библиографу ГУК "Лидская районная библиотека имени Янки Купалы" Курбыко Галине Романовне – две книги Л.В. Шапошниковой "Николай Рерих", а также книгу "Пакт Рериха. История и современность" и три журнала "Культура и время".
Подарки были приняты с большой благодарностью.