Святослав Рерих. «Канченджанга. Тайный час». 1955.
Холст, темпера. 92 x 153 см. (Индия. Бангалор)
На картины Святослава Рериха нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи – гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества.
...Одной из примечательных особенностей живописи Святослава Рериха является поразительная светоносность красок его палитры. Она отражает реальное освещение, характерное для индийской природы. Это, прежде всего, относится к произведениям с изображением Гималаев. Не только сами горы, снега вершины и ледники, но красочная игра светящейся атмосферы там необычна. Облака в Индии «тягучи» и могут принимать четко пластические, причудливые формы, нередко напоминающие какие-то фантастические фигуры. Это их свойство, как известно, широко использовал Николай Константинович, создавая из них символические образы. Географы и знатоки горных местностей всегда отмечали, что в его пейзажах, при всей их яркой декоративности и обобщенности в передаче форм природы (что придает полотнам особую крепость и монументальную мощь выражения), структура горных массивов, их строение переданы абсолютно верно, на основе прекрасного знания Гималаев. Так же верно, почти с научной документальностью, переданы в его полотнах особенности освещения.
Последнее относится и к живописи Святослава Николаевича, но у него все оттенки неба, облаков и самих гор нежнее, а сочетание тонов мягче, контрасты приглушеннее. Его пейзажи — подлинные поэмы в красках.