Святослав Рерих. «Священная флейта IV). 1968.
Холст, темпера. 91 х 124 см. (Гос. музей Востока. Россия. Москва)
На картины Святослава Рериха нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи – гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества.
...Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает индийский эпос, в частности замечательна его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух; его изображают танцующим с гопи — прелестными женами и дочерьми пастухов — или играющим на флейте близ своего стада. В подобных картинах С. Рериха прошлое сливается с настоящим: это не удивительно, все предания и легенды древнего эпоса доныне широко живут в народе, события из жизни Кришны реальны в сознании народа и приближены к современности, они связаны с бытом, который в сельской Индии мало изменился к нашему времени.
В картине «Священная флейта» юноша Кришна играет на флейте. Его осеняют пышные ветви красивого ярко-золотистого дерева (по-индийски «гуль мохар» — «золотое дерево»). За кустом агавы остановился зебу, как бы прислушиваясь к знакомым звукам флейты пастуха. Овальное белое облачко оживляет небо: оно такое же нежное и чистое, как светлая, радостная и торжественно опустившаяся вокруг Кришны листва, образующая полупрозрачный шатер. Кругом обширная слегка холмистая местность. Одинокий пастушок и зебу сразу «населяют» пустынную природу своим присутствием, внося ощущение жизни, мира и глубокой человечности. Композиция искусно уравновешена, успокоена, ее ритм создан четким переходом от светящейся кроны к темной фигуре Кришны и от темно-зеленой агавы к светлой масти зебу. Легкое облачко плывет в небе как заключительный аккорд ритма всей картины.