Святослав Рерих. «Вечная жизнь». 1954.
Холст, темпера. 91.5 х 152.5 см. (Гос. музей Востока. Россия. Москва)
На картины Святослава Рериха нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи – гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества.
<..> Это типичная для Южной Индии сцена жизни, там, где я живу. Я хотел отобразить исконную жизнь тех мест. На переднем плане вы видите типичную женщину южного племени — мать с ребёнком, далее молодая девушка несёт плоды, может быть, для этого ребёнка; позади процессия людей, ярко-красная земля — всё это исконная, вечная жизнь, которую вы можете увидеть в этих, местах. <..>
С.И. ТЮЛЯЕВ Святослав Рерих. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 104 с. илл. (с.20)
...В конкретности бытовых сцен нередко с большой силой выражена идея бытия, вечного и все в себя вмещающего. Наиболее характерно полотно «Вечная жизнь». «Это исконная жизнь тех мест Индии, где мы живем. Я выбрал женщину с ребенком, типичную для Юга страны. В отдалении молодая девушка несет плоды, а позади проходит процессия людей — вы видите как бы цикл вечно обновляющейся жизни. И люди, и природа типичны для тех мест. Земля там красная, насыщенные краски закатов отражаются на земле, загораются особым тоном, бледно-изумрудная зелень светится как бирюза, позади — черно-лиловые валуны», — так сам художник описывает свою картину. Особенно впечатляюща в ней женщина, сидящая справа на переднем плане, она созерцательно смотрит вперед, поверх движущихся людей. Ребенок сидит рядом, сосредоточенно рассматривая цветок в своей ручонке. Они олицетворяют мир и спокойную мудрость жизни. В то же время картина пронизана движением: женщина и ребенок, сидя друг против друга, образуют статичную группу, девушка с плодами идет в их сторону, а толпа — в противоположную. Неизменное бытие и движение слиты в гармоничное целое.