Святослав Рерих. Молчание (Тишина) 1964.
Холст, темпера. 111.3 x 192.2 см. (Гос. музей Востока. Россия. Москва)
В 1964 году Святослав Рерих создаёт большое, парное к «Весне», полотно «Молчание (Тишина)». Тот же юг Индии, её морское побережье. Те же яркие – красные, оранжевые, синие, изумрудные, богатые в переливчатых оттенках – краски. Но совершенно иное, противоположное состояние природы. Спокойные, параллельные линии горизонта, песчаного берега, гребней слабого прибоя. Им вторит контур застывшего в ленивой позе буйвола. Овальные линии рисунка деревьев, фигуры женщины, дремлющей в полулежачей позе, собачки – стража этого сонного покоя – не напряжены, как в «Весне», а расслаблены. Два разных состояния природы, два разных поведения всего живущего и единый круговорот жизни, включающий в себя всё и вся.
В подобных картинах, сочетающих бытовые сцены с пейзажем, Святослав Рерих раскрывает глубокий смысл жизни, единство её разнообразия. В этом сложном круговороте нет «пустоты», нет «большого» или «малого». Всё необходимо и на своём месте незаменимо.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.200
Всё застыло в ожидании освежающего ливня, вся природа томится от летнего зноя. Неподвижно море вдали: его гладь не тронута даже лёгким ветерком; словно изваяние застыл буйвол. Прислонившись к дереву, девушка мечтательно откинула голову. Колорит картины, кажется, насыщен до предела, большие плоскости ярких локальных тонов дополняют друг друга, выявляют красоту каждого цвета в отдельности, и все вместе они звучат мощным аккордом. Фантастическая цветовая характеристика: лиловая земля, сиреневый ствол дерева, голубая собака – созвучна ирреальности мира мечты.
Святослав Рерих. Священная флейта, с.46