31 октября 2024 года в Несвижском замке ГУ «Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж"» открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру», посвящённая 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.
Не́свижский за́мок (бел. Нясві́жскі замак) — дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Белоруссии, памятник архитектуры XVI—XVIII веков. Заложен князем Н. Х. Радзивиллом Сироткой в 1582 году и работы, в основном, были окончены к 1600 г. Вначале (до 1599 г.) в строительстве замка участвовал итальянский архитектор Джованни Бернардони. В XVI—XX вв. — резиденция князей Радзивиллов. Включает в себя собственно замок, замковые укрепления, а также большой ландшафтно-пейзажный парк.
Несвижский замок является родоначальником нового типа бастионных укреплений в Белоруссии — так называемой новоитальянской системы. На момент постройки замок считался одной из самых сильных и совершенных построек подобного типа. В замке не было недостатка в артиллерии, ручном огнестрельном оружии и военной амуниции. Замок имел важное военное значение на протяжении нескольких столетий, был местом концентрации частной армии Радзивиллов.
Средневековый феодальный замок после нескольких перестроек превратился в дворцово-парковый ансамбль с большим открытым двором, окружённым монументальными постройками. В нём переплелись множество архитектурных стилей, что свидетельствует об использовании художественных достижений разных исторических эпох. Украшенный стройными башнями и башенками, комплекс приобрёл романтическую привлекательность, а вода в прудах и яркая зелень ландшафтного замка завершили формирование дворцово-замкового комплекса, одного из лучших в Восточной Европе.
Архитектурный ансамбль Несвижского замка в настоящее время представляет собой историко-культурный музей-заповедник. С 2005 года вместе с расположенным в стороне Фарным костёлом внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Выставку, представило Отделение МОО «Международный Центр Рерихов» в РБ.
В открытии выставки приняли участие студенты Несвижского государственного колледжа им. Якуба Коласа, работники музея, посетители музея, а также представители редакции местной газеты «Нясвіжскія навіны».
С приветственным словом к собравшимся обратилась первый заместитель ГУ «Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж"» Наталья Павловна Жерко. В своём приветствии она отметила выдающиеся заслуги Николая Константиновича Рериха не только, как художника, но и как учёного, мыслителя и путешественника отметив, что главная идея Пакта Рериха сегодня не менее важна и актуальна, чем в бытность Николая Рериха. Она также обратила внимание на 150-летний юбилей Николая Рериха который отмечается в этом году.
Председатель Отделения МОО «Международный Центр Рерихов» Г.В.Шестиреков зачитал приветствие Вице-Президента МЦР А.В.Стеценко и передал его Наталье Павловне, а также вручил музею в качестве дара книгу Николай Рерих серии ЖЗЛ, журнал «Культура и время», а также брошюру «Музей, который нужен миру» на белорусском языке.
После короткого вступительного слова, в котором Георгий Васильевич рассказал о юбилее семьи Рерихов и их совместной Великой миссии он предложил просмотреть отрывок из видео-фильма «Пакт Рериха – Мир через Культуру», после чего провёл экскурсию по выставке.
Особое внимание Георгий Васильевич обратил на то, как Николай Константинович понимал, что такое Культура, зачитав отрывки из статей Н.К.Рериха, где Николай Константинович так говорит о Культуре –
Культура есть истинное просветленное познавание,
Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.
Культура есть красота во всем ее творческом величии.
Культура есть знание вне предрассудков и суеверий.
Культура есть утверждение добра – во всей его действенности.
Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей, для нахождения истинных сокровищ народа.
Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном.
Культура защищает историческое достоинство народа».
(Н.К. Рерих. «Оборона»).
А в статье «Культура – почитание Света» Николай Константинович Рерих так пишет о Культуре:
Культура есть почитание Света.
DdКультура есть любовь к человеку.
DddКультура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты.
Dddd Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
dddd dddКультура есть оружие Света.
dddd dddd Культура есть спасение.
dddd dddd Культура есть двигатель.
dddd dddd ddd Культура есть сердце.
Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».
Н.К.Рерих. «Культура – почитание Света»
При этом Георгий Васильевич обратил внимание слушателей на то, каким образом памятники культуры оказывают влияние на человеческое общество и как это связано с эволюцией и почему Николай Константинович предлагал так их защищать и охранять не только в военное, но и в мирное время. Обращаясь к слушателям - молодым людям – студентам колледжа отметил, что такие объекты создаются людьми с высокой энергетикой и, таким образом, эти объекты несут в себе эту высоковибрационную энергетику, которая является энергетикой Сил Света. Без этой энергетики эволюция земного человечества невозможна. И эта энергетика взаимодействует с энергетикой человека, пробуждая в нём соответствующую реакцию, повышая энергетику человека – энергетику любви, добра, взаимопомощи, духовного совершенствования и продвижения по ступеням эволюции. Разрушая памятники культуры и другие объекты, подлежащие охране на основании Пакта Рериха, мы уничтожаем эту энергетику. В воздухе она держаться не может. А когда отсутствует энергетика Сил Света, вместо неё своё влияние на человека оказывает энергетика низковибрационная – энергетика сил зла. И это, в своё время, пробуждает у людей всякие низменные мысли, желания и поступки, в конечном итоге, ведущие к соперничеству, наживе, противостоянию, агрессии и войнам. И потому Пакт Рериха направлен на безусловную защиту объектов культуры. Символом такой защиты является Знамя Культуры, которое сам Николай Константинович называл Красным Крестом Культуры, по примеру договора Красный Крест и знамени, предназначенном для обозначения медицинских учреждений во время войн.
Знамя Культуры, предложенное Николаем Рерихом для обозначения тех объектов культуры, которые подлежат защите, таким образом делает войну невозможной и поэтому было названо Знаменем Мира. Было заметно, как молодые люди положительно, с интересом и одобрением воспринимали такую, не привычную информацию.
После слов о том, что в каждой работе Николая Константиновича Рериха заложена глубокая философская мысль, слушатели оживились и стали рассматривать работы, представленные на выставке с особым интересом и очень внимательно слушали рассказ экскурсовода о каждой из представленных работ. Интерес у слушателей вызвала информация о наличии в каждой табличке с названием работы GR кода, который позволяет самостоятельно, при помощи смартфона, получить краткую информацию о главной идее, заложенной автором в данной работе.
В заключение мероприятия первый заместитель директора музея Наталья Павловна Жерко выразила благодарность Отделению МЦР в РБ за предоставление такой прекрасной выставки и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество, после чего все вместе сделали коллективное фото под Знаменем Мира.