Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Xолст, темпера, 76,2 х 122 см.
Дом Ученых СО РАН, Академгородок, г. Новосибирск, Россия
«… в некоторых восточных преданиях говорится о том, что последняя битва сил света и тьмы произойдет где-то в районе Алтая, предположительно на берегу Катуни. Отражая эти легенды, отец изобразил на фоне Белухи русского воина, богатыря, Ивана Стотысячного, только что сразившего насмерть страшное чудовище. Дракон, крылатый ящер — как угодно можете назвать это чудовище. Все зависит от того, каким именем вы олицетворяете силу зла. Но обратите внимание, какое безучастно-отстраненное выражение на лице у воина. Ни гнева, ни ненависти в лице. Он исполнил свой долг (тяжкий долг!), полностью отрешившись от себя.
В этом вся суть: в борьбе с темными, как и во всех случаях жизни, нельзя применять меру личного восприятия момента. Тогда лишь станут понятными парадоксальные слова Учителя: «Закон мировой пощады требует полного уничтожения гада».
Святослав Николаевич Рерих о работе отца «Победа. Змей Горыныч».
В картине «Победа» изображён богатырь, отрубивший голову Змею Горынычу. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха: голубовато-сиреневые тона скал и снегов, розовато-фиолетовые краски восхода. Устойчивым линиям гор противостоят колючие очертания дракона. В образе богатыря предстаёт воин в древнерусских доспехах, а грязно-зелёный цвет дракона недвусмысленно указывает на цвет нацистской военной формы. Фоном в картине служит высшая точка Сибири ― двуглавая Белуха.
В произведениях Рериха никогда не бывает ничего случайного. Конкретные, казалось бы, мало заметные детали помогают разглядеть значительное, вызывают целый спектр богатых ассоциаций. Картина датирована 1942 годом и, надо полагать, была создана не без воздействия впечатляющей битвы под Москвой, может статься, была посвящена этой победе. Ведь именно тогда впервые героически проявили себя сибирские дивизии. Не об этом ли говорит немного восточный облик богатыря и голубые кристаллические формы священной Белухи, ставшей символом непобедимости Родины, её оплотом и твердыней.