Николай Рерих. Сергиева пустынь. 1933.
Холст, темпера. 46,3 х 79 см.
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Николай Константинович Рерих на протяжении всей жизни создаёт художественные полотна, посвящённые Великому Святому — Преподобному Сергию Радонежскому. В 1934 году в Харбине в газете «Заря» выходит статья Михаила Шмидта «Религиозное творчество Н.К.Рериха» с подзаголовком «Драгоценный вклад художника в русское храмо-строительство», в которой автор пишет, что главнейшее место в творчестве Рериха «занимает незабываемая серия [картин] из жизни Преподобного Сергия Радонежского, которому, как известно, особенно предан художник».
В 1920 – 1930-е годы Рерихи начинают широко утверждать имя Святого Сергия Радонежского. По словам Николая Константиновича, огромное количество его книг, статей и листовок посвящено Преподобному; Еленой Ивановной Рерих была собрана книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».
В 1930-е годы в Америке и на Дальнем Востоке создаются Сергиевы содружества, духовная и просветительская работа которых поддерживалась Рерихами. Таким образом, вся деятельность Рерихов была пронизана почитанием Сергия, любовью и преданностью этому Великому Святому, оказывавшему в самые тяжкие моменты нашей истории незримое Заступничество, вызывая нарастание народного единения, прилив веры и мощный духовный подъём Руси. Однако Н.К. Рерих утверждает, что деятельность Преподобного выходит за рамки только русского национального служения и имеет общечеловеческое значение.
«Всюду благовестит это непобедимое Имя», — писал Николай Константинович. «В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного». Отметим и такие слова: «По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу».
Известно, что Рерих много лет глубоко изучал древнерусское храмовое зодчество, создал при Школе поощрения художеств иконописную мастерскую, его кисти принадлежит множество эскизов стенописи и мозаик для храмов, он «дал несколько проектов скитов и часовен имени Преподобного Сергия. В этих проектах чувствуются излюбленные художником новгородский и псковский характеры [архитектуры]».