Sunday, 08 December 2024 20:50

Николай Рерих. Весна Священная

Николай Рерих. Весна Священная. 1945.

Серия Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского.

Холст, темпера. 56.5 x 122 см.

Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.

Особое место среди театральных работ Рериха занимают эскизы для древнеславянского балета «Весна Священная» на музыку Стравинского. Рерих создал не только эскизы декораций, но и был одним из авторов либретто балета. Художник и композитор ставили перед собой задачу — воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь славян.

В декорациях к «Весне Священной» Рерих выявлял изначальную близость древнего человека к природе, его пантеистическое восприятие её, как живой соучастницы его бытия. Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле).

Н.К.Рерих пишет о «Весне Священной»: «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны"». «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования».

В светлые весенние дни победы над гитлеровцами Рерих пишет радостную красочную "Весну Священную", полную звучных, мелодичных линий, свежести жизнеутверждения. Под звуки свирели нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец.

По композиции картина близка к ранее исполненному эскизу для Снегурочки: девушки ведут хоровод. Их белые одежды, расшитые красными узорами, контрастно выделяются на тёмно-изумрудном фоне. Головы украшены венками из полевых цветов. Золотом цветов испещрен и холм, где находится жертвенный камень. На нем фигура избранницы с цветочной гирляндой в руках. Яркие блики солнечных лучей скользят по пригоркам и верхушкам деревьев. В правом нижнем углу - группа музыкантов и поселян, нарядно одетых в белое с красным. Плавные линии девичьих фигур, силуэты холмов, деревьев, камней в сочетании с зелеными, золотыми красными и ослепительно белыми красками создают величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над тёмными силами, весна надежд, весна возрождения человеческой радости. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник своего народа.