Sunday, 02 February 2025 06:12

30 января День памяти Святослав Николаевича Рериха

Зов памяти

Чтоб не зарастала память наша,
Существуют памятные дни...
Помнит Светочей своих Акаша,
Разжигая нашей памяти огни...

Мы торжественно в кругу сердечном
Зажигаем свечи и молчим...
Единясь молитвой человечной,
Устремляем её к Ликам дорогим...

И с Небес мгновенно нити
К сердцу устремляются, спешат...
Так в едином и прекрасном монолите
Небеса с Землёю в духе говорят...

Марианна Рудольфовна Озолиня,
15 июля 2019 года.

30 января 2025 года исполнилось 32 года со дня ухода с земного плана замечательного художника С.Н. Рериха, младшего сына выдающихся родителей Е.И. Рерих и Н.К. Рериха. Имя Святослава Николаевича Рериха золотыми буквами вписано в историю XX века. Мыслитель, выдающийся художник и искусствовед, ученый-естествоиспытатель и этнолог, религиовед и философ, предприниматель, просветитель и общественный деятель он выступил основателем Международного Центра Рерихов и смог воплотить мечту о создании Музея имени Николая Константиновича Рериха на его родине, в России. Он повсеместно закладывал основы новой, одухотворенной науки, нового образования и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России. Вся жизнь Святослава Николаевича Рериха была посвящена служению искусству, служению людям.

В этот день в городе Бресте сотрудниками Отделения Международной общественной организации Международный Центр Рерихов в Республике Беларусь и Культурно-просветительского объединения «Маяк» был проведён торжественный вечер, посвящённый Памяти Святослава Николаевича, который начался со звучания «Ноктюрна ми минор» Фредерика Шопена в исполнении Елены Ильяш (фортепиано).

В продолжении звучали стихи Елены Турки «Сердечному Другу, Учителю» в сопровождении музыкально-художественной композиции с использованием картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.

Во вступительном слове Наталья Неровнова сообщила, что художественные критики, пораженные не только величиной художественного гения Святослава Николаевича Рериха, но и его титанической личностью писали о нём: «Художник, который чист в жизни, добр в намерениях, благороден в речах и духовен в устремлениях».

Кисти Святослава Николаевича принадлежит несколько тысяч полотен, украшающих лучшие музеи Европы, Америки и Азии, а за свои выдающиеся достижения в области культуры и международного сотрудничества он удостоился высоких правительственных наград многих стран. Святослав Николаевич синтезировал в своем творчестве лучшее, что было в русском, индийском и европейском художественном наследии. Диапазон его научно-исследовательской деятельности был необычайно широк – Святослав Николаевич занимался ботаникой, орнитологией, археологией, медициной, химией, минералогией, сравнительным религиоведением. Как крупный общественный деятель он положил немало сил на укрепление и расширение культурных и научных связей между Индией и Советским Союзом. Именно благодаря неустанной деятельности Святослава Рериха в России был создан Международный Центр Рерихов и Центр-Музей имени Н.К. Рериха, куда он передал бесценное наследие своих родителей и брата. Радость подлинного творчества Святослав Николаевич видел в служении Красоте. «Будем идти вперед во имя Красоты. Развернем наши знамена, развернем знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося все больше и больше красоты в жизнь каждого дня», – говорил он.

О встречах Святослава Николаевича с Игорем Моисеевым, советским и российским артистом балета, балетмейстером, хореографом, педагогом и общественным деятелем, основателем первого в бывшем Советском Союзе профессионального ансамбля народного танца рассказал Анатолий Волков.

В продолжении Николай Зубко, Валентина Пейганович и Галина Борушко познакомили присутствующих с некоторыми мыслями Святослава Николаевича о духе, о молитве, о важности воспитания в человеке морально-этических ценностей.

Святослав Николаевич считал, что глубинная радость, неописуемая, безмерная, нисходит на нас, когда наш дух возносится к высшим планам бытия. Радость эта излучает свой особенный серебристый свет, обволакивающий наше восприятие.

Мы должны постоянно пытаться настраиваться на высшую жизнь, считал Святослав Николаевич. Это внутреннее усилие будет расти и крепнуть, оно даст нам новые ощущения и постепенно подымет на другой план бытия.

Внутренняя молитва – не что иное, как безмолвное осознание. Христос говорил, что в будущем люди будут молиться Богу в своем сердце. Это безмолвная, сердечная молитва русских православных пустынножителей и странников. Это практика фактически каждой религиозной школы в ее эзотерической сфере. Это внутреннее усилие, будучи развитым, и есть тот рычаг, которым двигают горами.

В тоже время Святослав Николаевича считал, что только материальное процветание без соответствующего усиления роли морально-этических ценностей в конечном счете приведет к бедствию. Традиционное образование дает нам только средства, но достойные, лучшие условия жизни должны строиться на фундаменте этики и морали. Иначе простое накопление знаний лишь безмерно усложнит жизнь и тем самым затруднит человеку процесс формирования из себя более совершенного существа. Эти внутренние качества человека, которые все мы считаем желательным основанием морально-этического фундамента, должны развиваться одновременно с овладением материального мира и повышением жизненного уровня.

Жизнь вечно меняется, считал Святослав Николаевич, и все возрастающая скорость научных открытий и изобретений должна вызывать существенные перемены и в наших привычках, и в кругозоре – революционный новый мир требует переоценки наших взглядов и привычек. Однако мы должны всегда помнить, что конечная цель всех наших великих открытий и изобретений заключается в приобретении более глубокого знания, в расширении нашего кругозора и улучшении условий для более полной, счастливой и разносторонней жизни для соответственно более совершенного человека. Человека, который мог бы должным образом использовать все великие дары науки и природы и создать настоящий рай на этой земле.

Святослав Николаевич считал, что Искусство, как и любой другой аспект Образования, предназначено главным образом для расширения нашего сознания, следовательно, считать Искусство роскошью было бы так же глупо, как и причислять к роскоши любую другую отрасль духовного достижения.

Ключевым аспектом высокого развития человека Святослав Николаевич считал Культуру. Он говорил, что без Культурных ценностей Жизнь не только не сможет достичь какого-либо материального благосостояния, но, напротив, она будет и неизбежно должна вырождаться до примитивного уровня, когда даже само материальное усовершенствование не может быть оценено.

Способность распознавать красоту как красоту связана непосредственно с умением создавать более совершенную комбинацию, так как Красота – это лишь величайшая Гармония, более совершенный Баланс. Если человек наделен Индивидуальным Сознанием и способностью к Познанию и, если он эволюционирует и прогрессирует естественным образом, он должен уметь отличать добро от зла, менее хорошее от худшего, более совершенное и красивое от уродливого и посредственного. И осознание Красоты – это признание более совершенной комбинации, которую Жизнь стремится произвести в своем эволюционном развитии.

Вечер продолжился исполнением «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» в исполнении Галины Гедзик (фортепиано) и Виктории Черетович (флейта).

Далее присутствующим был показан фильм Игоря Щербакова «Индия и Гималаи в творчестве Святослава Рериха», раскрывающий ключевые аспекты жизненного и творческого пути Святослава Николаевича, этические, философские и эстетические грани обширного поля его культурной и общественной деятельности. Звучали поэтические музыкально-художественные композиции Елены Турки, наполненные глубокими философскими мыслями и устремлениями к «Свету и в Мире Надземном и в Мире Земном». «… в Надземное, Высшее истинный Путь. Путь к Свету и в Свет продолжается Там», – напутствует Елена Турка в своих стихах.

В завершении встречи звучали музыкальные произведения композиции Галины Гедзик в исполнении автора (фортепиано) и Виктории Черетович (флейта): «Белы бусел», «Дзiцячых успамiнау», «История одной любви».

Ссылки на видеоматериалы, использованные в программе:
1. «Сердечному Другу, Учителю»:
https://www.youtube.com/watch?v=Y3FEbNx1KZE;
2. «Рождественские откровения»:
https://www.youtube.com/watch?v=_ZrCjnIZbpY;
3. «Индия и Гималаи в творчестве С.Н. Рериха:
https://www.youtube.com/watch?v=Qb8gNxnhIIE&t=2s;
4. «Об Огненном Мире помыслим»:
https://www.youtube.com/watch?v=UqwVyVHySJw.