На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.
На картине "И мы открываем врата" мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми - дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река - пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня.
Картина написана вскоре после революции по сюжету известного, замечательного русского сказания. Это — величественная книга жизни, где запечатлены законы Вселенной, происхождение человечества и его грядущее. Вокруг книги, упавшей с раскрытых небес, толпятся цари и князья и честной православный люд, но никто не в состоянии ее прочесть.
Н.К.Рерих видит в Ярославе Мудром умного, дальновидного политика, способного тонко чувствовать прекрасное и вносить его в окружающую жизнь. «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии... – восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века», – замечает художник.
Написанная в 1941 году, в первый год войны, картина не оставляет сомнений в изначальной уверенности Н.К.Рериха в победе России, словно ориентируя современных и будущих правителей западного и восточного мира на пример политики великого русского князя, основанной на поклонении Знанию и Красоте – Науке и Искусству, во все времена способствовавших процветанию государства.
"Человек знания радуется морем, человек добродетели радуется горами. Ибо беспокоен человек знания и спокоен человек добродетели". (Конфуций).
«Указ Учителя» — это глубокий символ его огромных достижений и необыкновенной жизни. Он во всём стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни — это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли …
На фоне величественного заката, освещённая последним лучом сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окружённая снеговыми гигантами. Впереди, на тёмной пурпуровой скале, сидит сам Певец…
Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники "Светлого града".
«Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа.
"София - Премудрость" (1932) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил.
В творчестве Н.К.Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум.